Итак, мы продолжаем цикл самых жутких психологических экспериментов в истории и на этот раз поговорим про «Стэнфордский тюремный эксперимент».
В 1971 году профессор из Стэнфордского университета Филип Зимбардо вместе с коллегами начал серию психологических экспериментов, известных как Стэнфордский тюремный эксперимент. Он является одним из самых известных экспериментов в области психологии и социологии. Целью этого эксперимента было изучение воздействия среды тюремной тюрьмы на поведение человека.
Эксперимент заключался в том, чтобы изучить влияние окружающей среды на поведение людей. Для этого была создана модель тюремной среды, в которой 24 добровольца были разделены на две группы - «служащие» и «заключенные». Служащим было поручено охранять заключенных, а заключенным - подчиняться правилам тюрьмы. Все участники эксперимента прошли психологическую оценку и были выбраны из-за их физических и психических характеристик.
Заключенные были также вынуждены носить униформу, а их имена были заменены на номера. Концепция деперсонализации была одобрена охранниками для поддержания их авторитета.
Однако эксперимент вышел из-под контроля. Должный продлиться шесть дней, он был отменен уже на второй день. В течение первых нескольких часов охранники начали проявлять жестокость и унижение по отношению к заключенным. Они вынуждали их выполнять физические упражнения и утверждали, что они могут наказать заключенных за любое нарушение дисциплины, а также не давали возможности выходить на улицу для прогулок. Очень скоро произошло окончательное разобщение между лагерными силами. Заключенные стали проявлять признаки депрессии, тревожности и агрессии. Один из участников эксперимента даже начал бегать по коридору в отчаянии после того, как его заковали в кандалы.
Эксперимент был остановлен после двух дней после того, как один из студентов, который наблюдал за экспериментом, выразил свою озабоченность услышанным. Зимбардо и его коллеги осознали, что эксперимент вышел из-под контроля и был этически неприемлемым. Они были шокированы тем, что происходило. Заключенные стали эмоционально нестабильными, превратившись в жестко дисциплинированных заложников, а служащие, наоборот, начали злоупотреблять своими полномочиями.
Постепенно Зимбардо и его коллеги осознали, что создание такой окружающей среды является опасным и может привести к трагическим последствиям, таким как нарушение прав человека и этики. Их эксперимент, хоть и вышел из-под контроля, но помог изучить роль общественных условий в формировании поведения людей.
Стэнфордский тюремный эксперимент стал одним из самых известных примеров того, как ситуационный контекст может оказать влияние на поведение человека. Он также привлек внимание к этическим вопросам в психологических исследованиях и привел к разработке этических стандартов для исследований, связанных с человеческим поведением.
Эксперимент вызвал большой резонанс и показал, что человеческое поведение очень сильно зависит от условий, в которых находится человек. Этот эксперимент также проводится в качестве урока на занятиях психологии и на социологических курсах, чтобы помочь студентам понять, как визуальный контекст может воздействовать на человеческое поведение.
В конечном итоге эксперимент Зимбардо привел к изменениям в правилах, регулирующих эксперименты на людях и этический подход к проведению подобных исследований. Эксперимент также послужил катализатором для развития новой административной методологии, которая поставила во главу угла права и достоинство человека при выполнении исправительных мер и противодействии недопустимому поведению в обществе.
Советуем также прочитать предыдущую статью «Самые жуткие психологические эксперименты в истории. Эксперимент Стэнли Милгрэма»