Пока я не попал в армию, я вообще не знал, что такое морская болезнь. Ну разве что в детстве, если перекрутиться на карусели, то можно испытать похожее чувство. Но на карусели если заплохеет, то можно просто сойти, а на корабле это так не работает. Нельзя сказать посередине моря «Остановите судно, я сойду!».
Ни мощь вашего интеллекта, ни занятия спортом почти не влияют на вашу способность противостоять морской болезни. Наверное тренировками можно слегка поднять устойчивость, но это значит, что если раньше вы уже при 4-х баллах лежали пластом. То теперь вы ляжете только при пяти (А при семи полезете на стенку). Тоже можно сказать и о таблетках, разработанных НАСА.
Получается, что ваша устойчивость к морской болезни зависит исключительно от господа бога! Если вам повезет, то вы будете слабо подвержены ей, а если нет, то молитесь, вам ничто не поможет. Это вот такое мое мнение.
Мне повезло, я оказался слабо восприимчив к этому безобразию, но насмотрелся на кораблях самых разных страстей.
Все, кто живет на Курилах, рано или поздно сталкиваются с необходимостью прогуляться на корабле, а значит и столкнуться с морской болезнью.
В первую очередь степень неприятностей зависит от судна. Чем судно крупнее, тем меньше оно подвержено качке. Но не факт, что вам это поможет. Например, на танковозе, который маленький и валкий я никогда не чувствовал приступов. Мы, конечно, в сильный шторм и не ходили на них, но иногда могло не повезти.
Другое дело сухогруз «Ангара». Вот уж был утюг так утюг! Но качка на нем в сильный шторм была очень нехорошей (Килевая качка). Вот представьте, сначала м-е-е-е-дленно поднимается нос, а потом также м-е-е-е-дленно опускается. И так час за часом. Вот тут то, меня и прижало :-). Сытный обед, который я проглотил недавно, начал настоятельно проситься наружу. Я решил стравить его за борт. Но выйдя на свежий ветер я почувствовал, что вполне можно еще потерпеть.
Кстати насчет обеда. Если качка сильная, то две трети команды как правило на обед не приходят. Да и обед не будет состоять из 3-х блюд. Вы просто не сможете удержать суп в тарелке. И тогда на камбузе готовят вкуснейшие пирожки. Приходишь на обед, а в кают-компании никого нет и гора пирожков, бери сколько влезет!
На завозе, после Урупа «Ангара» пошла на Сахалин. Набрали там топлива, продуктов и воды и обратно на Уруп вернулись. Во время перехода нам делать нечего, танковозы на приколе стоят. Решили мы кино в кают-компании посмотреть. Попросили у замполита корабля ключ от кинобудки (Я умел обращаться с киноаппаратами). Оповестили по громкой экипаж, опустили экран. Экран делил кают-кампанию пополам. Смотреть можно было и с одной стороны и с другой (Только надписи будут перевернуты). Прикрутили киноаппарат к столу веревкой, из-за качки он с полки постоянно падал. И меня заодно веревкой привязали, а то я никак на стуле усидеть не мог (там такой высоченный стул был как в баре).
В назначенный час, со всего корабля пришло 8 человек. Остальные решили лучше полежать, потому что так качка меньше чувствуется.
Вот это был сеанс! Впервые мы смотрели «Пираты 20-го века». Качка сильная, экран туда-сюда качает, полная иллюзия присутствия! Тем более, что мы на корабле. Расстояние до экрана вдвое меньше рекомендованного, все цвета супер яркие, «Аватар» просто отдыхает!
Но самое «веселое», в смысле качки, было метеосудно «Атмосфера». Вот уж действительно «Голова-ноги». Как-то в шторм настал обед, а жили мы все тогда у них в трюме. Народ весь на мешках лежит и голову поднять не может. Кроме меня никто не захотел на обед идти. Ну а я пошел. Наелся я этих пирожков, и жалко мне мужиков стало. Ну что они голодные в трюме сидят? Набрал я на поднос кучу пирожков и пошел по качающейся палубе к трюму. Волны по палубе катаются, а я как корова на льду да с этим подносом от борта к борту шатаюсь. Кое как донес я эти пирожки. У меня и доказательство есть. Сашка вылез из трюма с кинокамерой и заснял мои кренделя. Отличный кадр получился. Если мне удастся когда-нибудь оцифровать кинопленки, то это будет один из шедевров. Народ, мои пирожки правда не очень поприветствовал, кто-то один съел, а кто-то половинку а кому-то даже их запах был противен.
Как-то раз нас прихватило у Урупа и решил капитан пойти отстоятся с другой стороны острова. Нужно было пройти через пролив. Как только мы вышли в пролив, началась такая качка, что просто ужас. Я хотел заснять огромные волны, которые катались по палубе, да и зрелище встающего дыбом горизонта явно требовало увековечивания. И я решил, что самый хороший вид будет с рубки. Но как только я вышел на палубу, оказалось, что судно стоит лагом к волне и началась такая качка (+-30) что я понял, что выбрал не самую безопасную точку съемки. Меня шатало так, что я чуть не вылетал за борт. Кое как вцепившись в какую-то трубу я держался из последних сил. Наконец я выбрал момент и кинулся к двери рубки. Мне повезло, я успел ухватиться за ручку двери и пока меня не скинуло, вполз в рубку. В рубке был капитан, штурман, боцман и рулевой матрос. Как ни странно, ко мне относились благосклонно, и я часто посещал рубку. Мы смотрели на палубу, где гуляли волны. И тут мы видим, как открывается дверь носовой рубки (Где у нас жили женщины и дети) из каюты выскакивает женщина, бежит к борту, и перегнувшись за борт почти по пояс, начинает травить! Вокруг нее гуляют огромные волны, когда судно носом режет волну, то женщина скрывается в каскаде брызг. На несколько секунд все кроме боцмана впали в ступор. И тут, капитан дурным голосом кричит: «Боцман!». Но боцмана уже нет, он уже в пути. Мы видим, как боцман прыгает по палубе между волнами и подбегает к женщине. Начинается борьба. Видно, что женщина вцепилась в борт так, что даже здоровому мужику ни сразу удается с ней справиться. Наконец боцману удается оторвать ее от борта, и он тащит ее обратно в носовую рубку. Вот это было зрелище! Представляете до какого состояния качка довела человека, что женщина уже за борт готова прыгнуть, лишь бы прекратить мучения. Такое ощущение, что ей уже все равно, только бы скорее все кончилось!
А вот еще одна зарисовка из жизни на «Атмосфере». Утро, шторм, только 4 человека решили сходить поесть. Мы приходим в кают-компанию и видим там боцмана, который невозмутимо наворачивает пирожки и читает газету. Но нам есть уже расхотелось. А потом качка так усиливается, что мы ложимся на диваны пластом. А боцман как ни в чем не бывало, ест пирожки и читает газету. Внезапно судно так сильно кренится, что распахивается огромный холодильник, который стоит в кают-кампании и из него выпадают три замороженные свиные туши (полок в холодильнике нет и они там стояли стоймя). Туши качкой начинает катать по полу, а мы кидаемся их ловить. Это не так просто сделать, так как нас тоже катает по полу вперемешку с тушами. Боцман невозмутимо ловит одну из проезжающих мимо него туш, запихивает ее в холодильник а дверцу прижимает ногой. Теперь мы вчетвером воюем против двух оставшихся. Наконец, взбесившиеся туши повержены, и мы тащим их к холодильнику. Кое как запихиваем их туда, а боцман перевязывает холодильник веревкой, чтобы дверь больше не открывалась. После этого мы валимся пластом на диваны, нам плохо, а боцман продолжает уплетать пирожки и читать газету как ни в чем не бывало.
На заставке к статье вы как раз видите боцмана с судна «Атмосфера». Это был самый стойкий к качке человек, которого я видел в жизни.
Мне кажется, что он был практически совсем не подвержен морской болезни. Ну а как выглядит человек подверженный?
На этой-же "Атмосфере" с нами ехал молодой лейтенант, которого послали на остров Матуа. Вот ведь "повезло" человеку, он совершенно не переносит качку, а его послали на самый дальний остров. Я так понял, что для него самого оказалось полной неожиданностью, что ему будет так плохо.
Парень был достаточно спортивный. только что окончил военное училище. Там слабаков не держат. Но вот с качкой у него оказалась полная труба!
Мы несколько дней ведем погрузку-разгрузку, а он отдыхает на берегу. С ним все в порядке он здоров и весел. Наконец на этой точке мы закончили и пора ехать дальше. Мы грузим лейтенанта на последний мотобот и идем на судно. Каких-то 100 метров до борта, а он уже зеленый. Попав на борт он сразу лезет в трюм на самое дно (Там меньше качает).
Мы от суток до трех идем к другой точке, а лейтенант не ест и не пьет. Безучастен ко всему, лежит на мешках и даже толком не разговаривает. Что-бы он не съел или не выпил, тут-же оказывается на полу. Как только мы подходим к точке, на первом мотоботе отправляем лейтенанта на берег. Там он отъедается, отсыпается и морально готовится к новому переходу. Я слышал, что он потом с Матуа даже не поехал через год в отпуск. Ну сами представьте, Чем такие мучения терпеть, лучше и совсем в отпуск не ходить.
И не надо надеяться, что можно к этому привыкнуть. Если вам не дано, то вас ничто не спасет.
На «Ангаре» всю жизнь работала коком женщина, которая при малейшем признаке качки скрывалась в каюте и лежала там пластом. Там несколько коков было, в том числе и ее муж. Они жили в отдельной каюте. И так она мучилась всю жизнь. Когда качка, все равно команда мало ест, и муж за двоих справлялся. Вот человек, так и не смогла привыкнуть, а на Ангаре, с качкой как я говорил попроще было.
Соответственно, между двумя этими крайними примерами есть куча разных оттенков. Кто-то один вид качки выдерживает, а кто-то другой.
В общем я бы порекомендовал каждому для себя понять, годен ты в космонавты или моряки, или нет. Если нет, не тратьте время, меняйте мечту!
Кстати про себя я теперь сомневаюсь. Тогда нормально выдерживал, а вот как сейчас, не знаю. Может с возрастом все хуже становится (Или Лучше)?