Шипунова Виктория Олеговна – кандидат биологических наук, старший научный сотрудник МФТИ, заведующая лабораторией биохимических исследований канцерогенеза.
Виктория заняла 1 место в конкурсе нашего Фонда с научной работой на тему: «Биосовместимые структуры направленного действия как средства диагностики и терапии агрессивных метастазирующих опухолей».
Кроме того Виктория – автор большого количества научных статей, активно ведет преподавательскую деятельность, выступает с докладами на конференциях, рецензирует научные журналы, является соавтором и обладателем патента на изобретение.
Мы поговорили с Викторией и задали несколько вопросов про ее опыт работы в науке, цели и планы на будущее. Читайте интервью и вдохновляйтесь историей увлеченного своей работой и успешного ученого!
1. Сотрудничает ли ваш институт (МФТИ) с медицинскими учреждениями с целью передачи ваших разработок для практического использования в терапии онкологических заболеваний? Если да, приведите, пожалуйста, примеры, что уже начали использовать на практике? Если нет, расскажите, пожалуйста, как происходит внедрение таких исследований в практическую медицину/какие промежуточные шаги еще должны быть реализованы?
В значительной степени наши исследования носят фундаментальный характер, хотя на сегодняшний день я все свои усилия стараюсь направить на то, чтобы наши разработки получили право на жизнь в медицинских учреждениях. Это долгий и непростой путь, и выбрать его было не самым простым решением в жизни. С моей точки зрения, в некоторой степени проще заниматься только фундаментальными исследованиями по сравнению с попытками внедрения их в практику, особенно, когда речь идёт о лекарственных средствах, что подразумевает проведение клинических испытаний и сложные процессы регистрации, а также максимальный процент возможных неудач на таком пути. Нисколько не умаляя важность фундаментальных исследований, хочется отметить, что именно процесс от лекарства-кандидата в пробирке до его места на полке в аптеке кажется мне сегодня самым сложным в реализации результатов фундаментальных работ в клинической практике.
Важно отметить, что сейчас мы находимся в стадии активного сотрудничества с представителями медицинского сообщества, в том числе, врачей-онкологов ФГБУ НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова и в особенности, с МКНЦ имени А.С. Логинова. Их заинтересовали наши разработки, мы активно обсуждаем регуляторные аспекты возможной реализации клинических испытаний, а также намечаем пути развития к получению новых средств диагностики и терапии онкологических и других социально-значимых заболеваний.
2. Собираетесь ли вы приступить к написанию докторской диссертации или возможно уже этим занимаетесь, выбрали ли тему? Если да, то какую и почему?
Очень долго я не хотела браться за докторскую, но только из-за неохоты писать большую работу на русском языке, которую не прочитает никто, кроме моих студентов. Поэтому концентрировалась только на том, чтобы опубликовать достаточное количество работ в Q1-Q2, чтобы иметь возможность защиты по научному докладу. Рубеж успешно пройден, папка на компьютере «Диссер_2 серия» создана, рабочее название «Адресные агенты для онкотераностики: получение, характеристика, улучшение функциональной эффективности». Название может поменяться еще несколько раз, а смысл останется един: задачей всей моей работы является сделать всё, для того чтобы вещество в организме работало точно также эффективно, как и в пробирке (и при этом не навредило организму).
3. Выделяете ли вы для себя самую главную цель вашей научной деятельности или может быть вашу миссию в науке?
Ответ очень простой и очень сложный одновременно – разработать и внедрить лекарство для терапии онкологических заболеваний.
Безусловно, я занимаюсь не только научной деятельностью, а именно, работаю со школьниками, студентами и аспирантами, читаю лекции, руковожу дипломными работами. Я считаю, что это очень важный аспект в жизни ученого – помогать развиваться своим же будущим коллегам. Если бы я в своё время не встретила своих наставников, вряд ли бы у меня хоть что-то получилось реализовать и хоть одна мышь бы вылечилась.
4. Поле вашей деятельности невероятно обширно: выходят регулярные публикации в ведущих журналах, большее 10 премий и побед в научных конкурсах, патент на изобретение, преподавательская деятельность, рецензирование научных журналов и многочисленные выступления на конференциях. Как вам удается охватить все сразу и справляться с этими разными ролями на высоком уровне? Что вас вдохновляет, помогает все время двигаться вперед? Что бы вы посоветовали молодым ученым и студентам для достижения хороших результатов и сохранения бодрости духа на нелегком научном пути?
Ответ на вопрос «как мне удается справляться с таким широким спектром задач» очень прост: никак. Всегда не хватает времени на то, что задумано. Всегда хочется успеть больше, попробовать сделать что-то новое, очень часто придумываются новые интересные вещи, которые даже не успеваю попробовать реализовать. Но у меня есть прекрасная команда https://biomed-mipt.ru/biokhimicheskikh_issledovaniy_kantserogeneza, которая максимально помогает в реализации всех задумок, состоящая в основном из студентов и аспирантов, которые полны энергии и энтузиазма. Я очень благодарна ребятам, которые активно и много работают, реализуя даже самые смелые идеи, и я верю, что у нас с ними все получится.
Бывает, конечно, что что-то долго не получается, тут я здорово мотивируюсь документальными материалами о Пауле Эрлихе – этот невероятный ученый, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1908 года, основоположник современной химиотерапии, сделал большое число работ в области иммунологии, химии и медицины. Он изобрёл препарат «606» (сальварсан) – первый препарат от сифилиса. И вот что самое интересное, «606» – это не аббревиатура, а порядковый номер вещества. 605 препаратов, полученные до этого, не работали. Вот это истинный пример упорства и трудолюбия. К слову, один из синтезов наночастиц, которыми я действительно очень горжусь, получился в своём финальном виде после более чем 200 синтезов с оптимизациями и модификациями.
И, как бы странно это ни звучало, чаще и чаще для себя при разных возможностях я выбираю путь наибольшего сопротивления, полностью осознавая, что может это слегка ненаучно и не энергоэффективно. Например, поступить в вуз (МФТИ), где было учиться сложнее всего, выбрать самую непростую базовую кафедру, выбрать направление исследований, которое требует кропотливой ежедневной многочасовой работы и так далее.
Или, например, в своё время совсем необязательно было заниматься подбором 200 синтезов наноагентов в поиске оптимального, можно было отложить этот проект и заняться вещами, «обречёнными на успех». Но именно преодоление всех проблем, которые были решены в процессе этого исследования, позволило развить целое направление в лаборатории и запустить еще как минимум 5 других независимых проектов, которые сейчас уже успешно завершены.
И, конечно же, меня бесконечно вдохновляют мои наставники – д.ф.-м.н. М.П. Никитин и д.б.н., проф., акад. РАН С.М. Деев. Я совершенно искренне считаю, что они – пример людей, которые в области науки и разработок могут чуть больше, чем всё, если действительно захотят.
Молодым исследователям, только начинающим свой путь, мне хочется пожелать только одну вещь – надо добиться того, чтобы работа приносила радость. Если работа не приносит радость, надо пробовать себя в другой области, до тех пор, пока цель не будет достигнута, иначе ничего хорошего не получится. Все известные ученые, которые меня вдохновляют – биологи, химики, биоинформатики, рассказывают о своей работе с таким огнём в глазах, что сразу же понимаешь, что человек точно на своём месте. Очень важно, чтобы каждый нашёл «свою колею».