Взято с моего аккаунта на ПИКАБУ
Китайская живопись, и Вы наверное согласитесь со мной, - это одна из самых ярких жемчужин китайской культуры. Для каждого из нас при мыслях о Китае привычны ассоциации с боевыми искусствами, экзотической едой, множеством сортов чая, а для кого-то это акупунктура и гимнастика цигун, но мало кто при знакомстве с далеким Китаем не сталкивался с таким удивительным явлением как китайская живопись. Она никого не оставит равнодушным своей особой манерой, несвойственной искусству западного мира. Это начинаешь понимать, когда изучая свитки древних мастеров, глядя на монохромные горные пейзажи невольно слышишь дуновение ветерка, скрежет цикад и аромат древней сосны на отвесной скале.
Подписывайтесь на нас! Заходите на наш сайт, где мы публикуем, много интересного. Группа ВК о магии, интересные видео выкладываем на ютуб канале. И телеграм канал. А еще БЕСПЛАТНО расклад таро
Я не сразу начал рисовать. Первым шагом была музыка. Это бамбуковая флейта сякухати. Мне хотелось извлекать такие звуки как играл Билл в фильме Тарантино чтоб они вызывали ассоциации с прохладной ночью под Луной в бамбуковом лесу.
Но на последнем экзамене зимней сессии я вдруг понял как я хочу рисовать. Купил тушь кисти и начал с креветок. Креветки мастера Ци Байши вы легко найдете, и я покажу своих.
Так сложилось, что древние китайские мастера живописи практически никогда не были исключительно художниками. Свитки мастеров далекого прошлого украшены ещё поэтическими высказываниями или философскими думами, которые художник стремился выразить в первую очередь рисунком, или просто мастер решил записать мысль, которая пришла ему в голову. Немного я коснулся истории, и отправившись в библиотеку открыл для тебя тот факт, что выдающиеся китайские художники в первую очередь были чиновниками или политиками, а по совместительству и поэтами и философами, музыкантами и мастерами боевых искусств. И наверно нет ничего в этом удивительного, тк китайские искусства ставят акценты и приоритеты в таких местах, которые важны в любом ремесле. И отсюда выходило например, что искусство владеть мечом цзень и владеть кистью были в чем-то очень похожи.
Китайская живопись или как принято её называть «гохуа», что правильнее перевести как «традиционная живопись» это, в моем понимании, рисование по «правилам». Эти правила были сформированы в течении тысяч лет художниками прошлого. И нельзя сказать, что это строгие законы, нет, скорее это принципы или рекомендации. Так если кратко приведу их, то это: «мягкое пиши мягко, а твердое - твердо». Для китайской живописи приоритетнее не передать детализацию, главное передать суть или сущность того, что изображено, что очень не свойственно для европейских школ живописи. И я бы и сам не стал воспринимать серьёзно, но сам «услышал» шум водопадов на пейзажах и полюбил это удивительное и манящее к себе искусство.
Если говорить о сюжетах китайской живописи, то мне по духу пришлись «горы и водопады» - так поэтично переводится с китайского слово «пейзаж», в котором я на этапе ученичества пытаюсь повторять древние свитки. Еще мне понравились «четверо благородных», так называют бамбук, сливу мейхуа (символ стиля вин-чунь), орхидею и хризантему. Но вот хризантема совсем «не моё». А в первых трех сюжетах стараюсь практиковаться чаще. Вот что еще хотелось добавить, что нравится мне «техничность» китайской живописи. Если в живописи маслом можно исправить мазок, то вот тут сложность в сделанном правильно движении. Чтобы энергия ци перетекала через кисть на бумагу и оживляла рисунок.
Где-то я читал, что идея монохромной живописи появилась, когда ночью тень от бамбука упала на стену. Из трактатов по китайской живописи можно узнать, что бамбук это символ человека-даоса, который снаружи тверд и гибок, а внутри пуст, что предполагает чистый ум, не засоренный потоком мыслей. А вот орхидеи это символ нежности. В древнем Китае они росли в горах и были совсем не такие как те, которые мы привыкли наблюдать в супермаркетах. И естественно я должен пару слов сказать о сливе мейхуа, которая цветет весной и её ошибочно называют «сакурой». Её старые стволы подобны телу дракона, извиваются и иногда на картинах, включив фантазию, можно заметить очертания китайских улунов (так называют в Китае драконов и благородные сорта чая). Не встретилось мне еще растение наполненное большим символизмом, чем прекрасная слива мейхуа (синоним слова «красота» в китайском языке), но об этом символизме не сложно найти, было бы желание.
Живопись тушью делят на два направления гун-би и сэ-и. Гун-би переводят как «точная кисть» - это контурное изображение предметов. Вот как на мой взгляд, да, красиво, но что-то в этом теряется. Огромное внимание тут уделяют детализации и достигают в этом такого мастерства, что при увеличении, например изображения богомола, у него можно разглядеть чешуйки и мелкие детали лап. Сэ-и «свободная кисть» - это наиболее близкое мне по духу направление гохуа. Я его ассоциирую с импрессионизмом, если приводить аналогию с живописью Европы. Да и мало кто знает, что Ван Гог вдохновлялся дальневосточными мастерами рисования тушью и хотел воплотить некоторые их идеи у себя на родине. А импрессионизм и китайскую живопись для себя я нахожу таким венцом развития изобразительного искусства всего человечества.
И еще момент, который я тут озвучу - это живопись «у-син». Это скорее разновидность подхода к творчеству, чем другой вид живописи. У-син рекомендует подходить к живописи не традиционно, а понимая природу того, что пишут. Так рисовать надо мазками той стихии, которая наиболее выражена, ведь камень это не всегда «земля», а лист на дереве не всегда «огонь». Принцип «у-син» очень значимый и прослеживается часто в Китайской культуре.
Весьма признателен за внимание. Фото делал мой маленький брат, так что не осудите. Всех приглашаю на вкусный высокогорный чай, о моем знакомстве с которым я расскажу потом.