Найти тему
Qazaq Agro

Почему всё органическое продовольствие Казахстана уходит на экспорт

Казахстан заработал $35 млн на экспорте органической продукции в Европу в 2022 году. Однако на внутренний рынок страны экологически чистая продукция собственного производства практически не поставляется. Почему? Давайте разбираться вместе.

Сначала определимся с тем, что такое органическое земледелие. Иногда к нему ошибочно причисляют тех производителей, кто вносит на поля органические удобрения. Это совсем не так.

У органического земледелия несколько определяющих параметров. Главный из них - такая продукция должна быть произведена без использования агрохимии (минеральных удобрений, гербицидов, инсектицидов и так далее). Это позволяет избегать негативного воздействия на окружающую среду - не загрязнять почву и воду, а главное, сохранять естественную микрофлору почвы. В принципе, в этом и состоит изначальная философия органического сельского хозяйства - работа в гармонии с природой.

То есть если традиционное земледелие по сути превращает почву в безжизненный субстрат, который нужно поддерживать в этом состоянии постоянным внесением ядов против сорной растительности, насекомых и болезней, то органическое земледелие не должно нарушать естественные процессы в почве.

Из этого исходит еще один принцип - в органическом земледелии должны четко соблюдаться севообороты, чтобы не возникало риска истощения почвы высеванием одних и тех же культур. А обязательное использование бобовых в севообороте позволяет насыщать почву азотом таким вот естественным образом.

Что до органических удобрений, то в органическом сельском хозяйстве действительно допустимо их использование. Но с серьезной оговоркой - эта органика должна происходить из органических же животноводческих ферм. То есть животные или птица на этих фермах также должны выращиваться без применения антибиотиков и прочих веществ, которые попадают в навоз. Ведь из такой органики все эти вещества перекочуют и в растительные продукты.

К сожалению, органического животноводства и птицеводства в Казахстане пока нет, а значит, и органического навоза быть не может. Выход - использовать для обогащения почвы либо сидераты, либо компост из остатков органических пожнивных остатков.

Читать по теме: Как продать пшеницу на 40% дороже

Как видим, требования достаточно жесткие. И для контроля за их соблюдением создана надежная система сертификации и контроля. То есть сначала фермеру нужно пройти переходный период от традиционного земледелия к органическому. Он занимает несколько лет, в течение которых инспекторы сертификационной компании отслеживают соблюдение принципов. Если все в порядке, то пашня, техника, склады получают сертификацию, и фермер начинает работать. При этом хозяйство несколько раз за сезон посещают все те же инспекторы, отслеживая «чистоту» производства на разных стадиях развития сельхозкультур.

И в финале необходимо пройти лабораторный контроль уже собранного урожая. Только тогда на партию продукции выдаются документы, подтверждающие, что это - органика. То есть экологически чистое сырье, которое можно принимать на переработку и изготовление уже готовых продуктов питания.

Читать по теме: В Европе упал спрос на органику из Казахстана
Читать по теме: В Европе упал спрос на органику из Казахстана

В допандемийный период площади сертифицированной органической пашни в Казахстане стабильно росли, и к 2020 году превышали 300 тыс. га, в основном в Костанайской и Северо-Казахстанской областях. При этом эксперты отмечали хорошие перспективы для дальнейшего роста этого сектора, считая, что со временем органика должна занять до 3 млн га, то есть 10-15% пашни Казахстана.

Однако пандемия сыграла злую шутку с отраслью: цены на обычную сельхозпродукцию взлетели так высоко, что смысла в органической премии к цене больше не было - прибыль от продажи рядового зерна или масличных и без того удовлетворила все аппетиты фермеров.

Конечно, часть фермеров работает на принципах органического земледелия не только из экономических соображений, но также и разделяя философию этого движения - сохранить потомкам землю здоровой, чистой и плодородной. Ведь действительно, органическое сельское хозяйство не приводит к истощению пашни, а напротив, помогает улучшать структуру и состав земли.

Таким образом, в 2022 году органическое земледелие в Казахстане велось примерно на 200 тыс. га. Реализация продукции по-прежнему шла в основном в Европу, главным образом в Германию.

Согласно данным, которые порталу ElDala.kz сообщил Арсен Керимбеков, директор Союза производителей органической продукции Казахстана, наши производители экспортировали в 2022 году органической пшеницы (твердой и мягкой) 9 507 тонн, сои - 9221 тонну, соевого жмыха - 6 200 тонн, льна - 9 501 тонну, красной и зелёной чечевицы - 337 тонн, гречки - 66 тонн, гороха - 611 тонн.

Общая сумма выручки составила порядка $35 млн.

Читать по теме: Казахстан заработал $35 млн на экспорте органической продукции в Европу

Что касается внутреннего рынка Казахстана, то тут нет сколько-нибудь заметного спроса на органику. Хотя сами производители заинтересованы и во внутреннем сбыте, поскольку возможность продавать на родине - это дополнительная стабильность для бизнеса в период постоянных логистических проблем.

Одна из причин - отсутствие защиты потребителей в Казахстане от производителей, которые выдают свою рядовую продукцию за экологически чистую. Для этого вида обмана потребителя есть специальный термин «green washing» - «зелёный камуфляж». То есть производители используют надписи на этикетках вроде «Био», «Эко», «Фермерская» в маркетинговых целях. Таким образом, вводятся в заблуждение покупатели, которые рассчитывают купить более здоровый продукт. Но по факту, содержимое упаковки ничем не отличается от обычного товара, кроме надписи и более высокой цены.

Во многих странах такая вот маркировка запрещена, если продукт не прошел сертификацию как органический. В Австралии, например, ложное обозначение экологичности продукта грозит производителю штрафом более $1 млн. В России в конце 2022 года также приняли решение убрать с полок псевдоорганическую продукцию, не имеющую сертификата.

В Казахстане вроде бы по закону это тоже запрещено, но, видимо, проверяющим органам не до этого, да и инструментов воздействия на недобросовестных производителей у них нет.

-3

Читать по теме: Органикой занимаются позитивные люди

Что в итоге? Поскольку настоящий сертифицированный продукт стоит дороже, а покупатели в большинстве своем не видят разницы между органикой и псевдоорганикой, они выбирают второй вариант, ориентируясь на более низкую цену. И на отечественном рынке не формируется заметного платежеспособного спроса. Тут и там появляются какие-то лавки «здорового питания», но они в основном также продают не сертифицированную продукцию неясного содержания.

Поскольку спроса на внутреннем рынке нет, то местные фермеры не заинтересованы в казахстанской сертификации. Они заключают договоры с сертификационными компаниями, аккредитованными в основном в ЕС, и делают сертификаты европейские, реже американские и китайские. Это дает им возможность поставок на те рынки, где спрос на их продукцию высок, и они действительно могут получить ценовую премию за экологичность.

И еще один момент - в Казахстане практически нет переработчиков, которые могли бы из органического сырья производить органические продукты. Потому что такое производство тоже нуждается в сертификации. Но это, конечно, дело наживное: будет платежеспособный спрос внутри страны - появятся и производители. А пока нет, наша органика продолжит уходить за границу.

Читать по теме: Первая сертификационная компания по органике аккредитована в Казахстане

Но это, нужно заметить, не вина фермеров. Тут мы видим ту же проблему, с которой сталкиваются многие другие отрасли сельского хозяйства, - вопрос сбыта. Государство самоустранилось от регулирования этого вопроса, поэтому бизнес и идет по самому простому пути - экспорта сырья, а не продуктов глубокой переработки. Так происходит в животноводстве, где экспортируется живой скот, так происходит с зерновыми и масличными культурами, которые активно вывозятся на внешние рынки, а не перерабатываются внутри страны.  Ждем от правительства усилий по развитию сельхозпереработки внутри страны.

Сергей Буянов, впервые опубликовано на ElDala.kz

Еда
6,23 млн интересуются