В пост-ковидном интернете тема онлайн-обучения, кажется, достигла своего пика. Через интернет можно обучиться всему: от лепки из полимерной глины, до продвинутого курса ядерной физики. В связи с этим маркетологи вновь изобретают колесо: спринты, марафоны, интенсивы. Обучение за месяц, за неделю, за три часа.
Но действительно ли так эффективны эти методы?
Для начала давайте определимся, есть ли разница между этими тремя понятиями. Интуитивно считывается, что речь идет об усвоении большого количества информации за короткий срок, разница кроется в деталях:
- Для спринта характерно раскрывать одну узкую тему, за маленький объем времени. Прямолинейное равномерное движение, Present Continuous, классификация углеводов и т.д. Длительность таких программ не превышает недели, часто уроки проводятся ежедневно.
- Марафоны, в отличие от спринтов, могут охватывать более обширные темы, и занимают больше времени. Это позволяет снизить нагрузку и проводить 2-3 урока в неделю, и дать больший объем информации.
- Где-то посередине находятся интенсивы. Они охватывают значительное количество информации в максимально короткий временной промежуток. Таким методом часто удобно изучать целые главы предметов, например Механика или Тригонометрические уравнения.
Если переводить на школьный опыт, то спринт — 1-2 урока, интенсив — неделя-две, марафон — целая четверть. И вот уже становится понятнее, что за абракадабру нам навешали.
Что насчет полезности?
Мне очень нравится применять «золотой закон механики», когда нужно объяснить принцип обучения: можно выиграть либо в силе, либо в расстоянии. Иначе говоря, либо в количестве знаний, либо в качестве. Нужно охватить большой объем информации? Легче всего делать это медленно и частями. Не понимаете один конкретный пример? Повторение занимает 15 минут. И наоборот, если изучать много и быстро, точно что-то забудете/перепутаете/не поймете. А если растягивать простые вещи на целый месяц, то с эффективностью данного метода можно поспорить.
И что самое главное: никогда нельзя выиграть в работе. Не существует волшебной палочки, которая научит вас решать задачи и уравнения в одно мгновение. В любом случае придется потратить время и силы на изучение.
Также помните вековую мудрость: нельзя впихнуть невпихуемое. Научить решать ЕГЭ с нуля до 100 баллов за три часа? В какой момент это звучит хоть немного реалистично? Конечно, детский мозг впитывает знания как губка, но и у него есть предел понимания. И обычно этот предел заканчивается через 25 минут непрерывного вещания. Потом ему нужен отдых. И чем больше загруженность вначале, тем больше отдыха потребуется позже.
Спринты, марафоны и интенсивы выполняют свою функцию — они обучают детей в обозначенный срок. Но никто не говорит, а что потом происходит с этими знаниями. Они перерастают в фундамент для изучения новых тем или улетучиваются через неделю после окончания? И как после них чувствует себя ребенок? Он вдохновлен новой информацией или выжат и неспособен делать что-то новое? Так много нюансов, которые вначале даже не приходят нам в голову.
Я не говорю, что все эти методы не работают и что нам нужно вернуться к старому доброму «учи, пока не выучишь». Для многих детей такой формат обучения действительно эффективен — быстро уложить уже имеющиеся знания, показать примеры и отправить в путь, покорять следующие вершины. Но новую информацию лучше усваивать по старинке — с вопросами, тетрадями и конспектами. Иначе есть большая вероятность не просто потратить деньги впустую, но и создать травму ребенку после обучения.
Итоги
Спринты, марафоны, интенсивы работают, когда есть прочная база, с чем работать. Изучение новой информации требует больше времени и сил, которые в формате «учим за 5 минут» недоступны. И ни в какой ситуации у вас не получится прыгнуть выше головы без потерь в знаниях или, что хуже, в здоровье.
Как раз для детей, которым нужно «быстро повторить» формулы перед экзаменами, у меня проходит марафон «Повторяем формулы», где за 2 недели мы раскладываем по полочкам всю школьную программу физики. И даже мой курс не волшебная палочка, он рекомендован детям, у которых есть база знаний, просто нужно освежить понятия и подтянуть хвосты :)
Спасибо что дочитали, надеюсь увидеть вас снова.
Ваш репетитор по физике, Оксана Васильевна❤