Найти в Дзене

Как разговорить самых молчаливых?

Оглавление

Если у вас уже есть педагогический опыт, скорее всего, хоть раз вам попадался тот самый молчун. И это проблема как при индивидуальном, так и при групповом обучении. Но разберемся со всем по порядку.

Индивидуальные ученики

Найдите причину

Это как в медицине: снять симптомы не значит вылечить болезнь, нужно докопаться до сути. Постарайтесь понять, в чем кроется причина молчания. Почти всегда это так или иначе психология:

  • общая застенчивость;
  • языковой барьер;
  • прошлый травмирующий опыт;
  • выраженная интровернтность;
  • дефект речи, которого ученик стесняется;
  • просто склад личности (есть люди, которые в принципе мало говорят и отвечают односложно).

Чем быстрее вы обнаружите источник проблемы, тем проще будет выбрать инструменты для работы с ней.

Поймите, что вызывает эмоциональный отклик

Проще всего сломать любой барьер (языковой или психологический), если найти что-то, что вызывает у ученика яркие эмоции и отвлекает его от мысли «О боже, сейчас я должен говорить!». У кого-то это хобби, о котором можно рассказывать бесконечно. У кого-то — любимые дети или собака. А кто-то не может удержаться от дискуссий на остросоциальные темы.

Тут стоит оговориться: если вы нашли триггер, это не значит, что нужно использовать его на каждом уроке. Во всем нужна умеренность, да и при таком подходе он может потерять свою эффективность. Но держите в голове эмоциональные якори конкретного ученика и умело, аккуратно используйте их тут и там, чтобы в нужный момент снять напряжение и вовлечь его в процесс общения.

Добавьте элементы игры

Этот прием сработает не со всеми учениками, но с большинством — да. Не все хотят говорить о себе, кому-то просто неинтересно.

Чтобы оживить процесс, периодически можно:
🔸 Предлагать ученику примерить на себя какую-то роль. Например, рассказывать не про свой распорядок, а про то, как проводит день Кендел Дженнер или Илон Маск.
🔸 Давать советы и критиковать. Все мы любим это делать, поэтому можно предлагать ученику для обсуждения какие-то ситуации с другими людьми (неважно, реальный инфоповод или выдуманный кейс) и подходить к ним под углом «что бы ты посоветовал ему/ей», «кто был неправ», «а как бы ты поступил(а) в этой ситуации».
🔸 Ставить легкие актерские задачи. Сравните:
▪️ ситуация «Поход в продуктовый магазин»
▪️ ситуация «На отдыхе вы решили погрузиться в местный колорит, пошли на рынок и поняли, что вас обсчитывают. Вы возмущены. Выразите это на английском/китайском/французском»

Хвалите ученика

Обязательно отмечайте прогресс студента, причем не только для себя. В этом деле важны даже самые маленькие победы, поэтому поощряйте старания. Если на сегодняшнем уроке ученик говорил на 30 секунд больше, чем на прошлом, обязательно похвалите его и сакцентируйте внимание на том, как он прогерссирует.

-2

Групповые занятия

Выбирайте, кто будет отвечать

Вроде бы банальный совет, но важно спрашивать не только тех, кто тянет руку или всегда первый врывается в дискуссию. А вот как это делать — решать вам. Можно просто обратиться к конкретному ученику, а можно придумать забавные критерии для выбора отвечающих: например, у кого ближе всего день рождения или что-то подобное.

Создайте правильную атмосферу

Как мы уже говорили, почти всегда причина молчания — в области психологии. Чаще всего это стеснение в той или иной форме или замкнутость. Поэтому очень важно создать внутри группы дружественную и позитивную атмосферу, чтобы каждому хотелось высказаться и никто не боялся этого. В этом отлично помогают всевозможные ice breakers, которые нужно внедрять с самого начала курса, чтобы постепенно сплотить группу. Ну и, конечно, общий контроль за климатом в коллективе.

Делите на пары и группы

Чем больше в группе человек, тем меньше шансов дать каждому высказаться в общей дискуссии. Поэтому включайте в урок как можно больше активностей в двойках, тройках, четверках. Меняйте их или создавате долгосрочные команды, которые будут поддерживать внутри дух товарищества. И обязательно следите, чтобы внутри мини-группы говорили все.

Пусть каждый будет важен

Прекрасно работают любые групповые задания, где каждый член группы имеет значение. Например, одна из активностей, которую мы используем сами для отработки сразу двух тем: семья и внешность. Задача простая: составить генеалогическое древо семьи Х. Если группа из трех человек, то у двоих есть сама основа дерева и множество портретов разных людей. А у третьего — собственно, информация об этой семье с фото, именами и родственными связями ее членов. В итоге, чтобы правильно составить древо, ученики внутри группы должны обмениваться информацией: одни задают вопросы, другие описывают внешность, чтобы выбрать правильные фотографии, называют имена, помогают расположить членов семьи на дереве. Казалось бы, простое задание, но в процесс оказывается вовлечен каждый ученик их группы. И таких упражнений можно придумать множество!

Задавайте правильные вопросы

Чтобы молчаливый ученик разговорился, он должен чувствовать, что у него получается. Поэтому задавайте таким студентам несложные вопросы, на которые они точно смогут ответить. Пусть поначалу это будут практически односложные реплики. Постепенно, по мере того, как у ученика будет крепнуть уверенность в себе, вы начнете задавать ему более открытые и сложные вопросы. Ну и, конечно, не забывайте хвалить молчунов за любые их маленькие победы!