Найти в Дзене
АиФ – Нижний Новгород

Терешкова городских маршрутов. Нижегородка 30 лет водит автобусы

Оглавление
   Уже больше 17 лет очаровательная Наталья Прудовская сама учит мужчин водить большие автобусы.
Уже больше 17 лет очаровательная Наталья Прудовская сама учит мужчин водить большие автобусы.

«Кто дал женщине на автобусе покататься?» – выясняли когда-то работники ГАИ, увидев на маршруте Наталью Прудовскую.

Чтобы воплотить свою детскую мечту, Наталья в своё время обратилась за поддержкой к первой женщине-космонавту Валентине Терешковой. И вот уже более 30 лет нижегородка водит автобусы с большой любовью к своему делу.

Покорить не Эльбрус, а «Икарус»

С детства Наташа обожала всё, что связано с автомобилями. Отец был шофёром, дяди все тоже крутили баранку. Глядя на них, хотелось самой поскорее получить права.

После школы Наталья за полгода выучилась на водителя троллейбуса, отработала несколько лет и загорелась новой мечтой – научиться управлять автобусом. Но в 1990 году переподготовиться и получить права категории D платно было невозможно – только через ДОСААФ по специальному направлению из городского автобусного парка.

Руководство парка бойкой девушке объявило: «Не было никогда в Горьком женщин-водителей автобуса и не будет!»

Но Наталья от мечты не отказалась. Дошла до Комитета советских женщин, написала письмо главе комитета Валентине Терешковой: мол, что это за дискриминация? Первая женщина-космонавт прислала в Горький ответ с настоятельной просьбой к руководству автобусного парка переучить и трудоустроить Наталью.

«Четыре месяца моя борьба длилась! – вспоминает Наталья Прудовская. – Но если бы вернуть всё назад, я снова прошла бы все испытания, потому что работу свою очень люблю. Всё в ней нравится! И у меня получается. За рулём автобуса я три с лишним десятилетия, и ни одной аварии по моей вине не случилось!»

Когда Наталья только пришла трудиться в автобусный парк, где работали исключительно мужчины, на неё смотрели с недоверием. Порой коллеги говорили: «Поиграешься и бросишь!» Поняв, что всё серьёзно, товарищи по работе стали ей во всём помогать.

А вот уже больше 17 лет Прудовская сама учит мужчин водить автобусы – она инструктор-наставник, очень уважаемый человек. В её голове – десятки маршрутов. Наталья в деталях должна научить новичков их проходить.

«Трудности, конечно, тоже были. В 1990-е годы, например, зарплату задерживали, автобусный парк был в упадке. Но для меня до сих пор главная трудность профессии – рано вставать на работу, – продолжает Наталья Прудовская. – Уж сколько лет, казалось бы, а всё не привыкну. Сейчас живу в Балахнинском районе, и будильник у меня два дня кряду заведён на полтретьего ночи. Потом два дня передышки – такой график».

Дорога – это книга

В первые годы работы с Натальей случалось много анекдотичных ситуаций. Бывало, ГАИ остановит и выясняет: кто дал женщине покататься на автобусе?

Как-то Наталья с инструктором осваивала «Икарус». Наставник отлучился, а она осталась за рулём на стоянке. Мимо шёл подвыпивший мужчина, увидел её и закричал: «Баба за рулём «Икаруса»! Всё, больше не пью!» Коллеги из автопарка потом долго смеялись.

Конечно, с привлекательной женщиной-водителем часто пытались знакомиться. Но с будущим мужем Наталья встретилась всё же не на дороге, а в автобусном парке. Правда, супруг автобус водил недолго – пересел за руль «скорой помощи».

Кстати, Наталье Прудовской и самой доводилось приходить людям на помощь. Недавно ехала по маршруту и заметила, что в сугробе лежит пожилой мужчина. Пытается встать – не хватает сил. Остановились, помогли дойти до тропинки к дому – и снова по маршруту.

Прежде чем отправиться в рейс, Наталья каждый раз сама проверяет масло, антифриз, состояние колёс. Если едет с учениками, надо и им всё показать и рассказать.

Первая в городе женщина-водитель автобуса учит стажёров: «Дорога – это книга, и её надо уметь читать». Что греха таить, год от года ситуация на наших дорогах обостряется: машин всё больше, за рулём – не всегда адекватные люди. Более того, уважение к общественному транспорту у водителей личных авто исчезло. Автовладельцы часто рассуждают так: почему бы лихо не подрезать автобус, который везёт несколько десятков пассажиров?

«Ребятам-стажёрам я всегда говорю: просчитывайте ситуацию на дороге! Лучше перестраховаться. Бог вам столько жизней доверил! – рассуждает Наталья. – Пусть ты прав с точки зрения правил дорожного движения, но уступи путь и избеги ДТП. Пассажиры ни в чём не виноваты».

Обед в пробке

И пассажиры сегодня порой не сахар, вздыхает Наталья. Сложно людям объяснить, что не всё зависит от водителя. Приехал вовремя на «кольцо», а перед тобой кто-то сломался, и всё расписание сбилось. Заходя в салон, пассажиры тут же едко заметят: «Где вас носит?» Никто не думает, что водителям из-за нехватки кадров и пообедать порой некогда. Разве что перехватишь бутерброд, пока в пробке стоишь.

«Сейчас зарплату водителям нижегородских автобусов существенно прибавили, при желании и больше 100 тыс. руб. в месяц заработать можно. Постепенно обновляется техника, но меняется всё не сразу, – объясняет Наталья кадровый голод в нашем общественном транспорте. – Не каждый готов вставать в три часа утра на работу, не все могут взаимодействовать с людьми. Ведь каждый пассажир со своим настроением в салон заходит. Но я верю, что всё наладится!»

Наталья Прудовская уверена: частные перевозчики тоже должны работать на дорогах города. Да, культура вождения у них порой страдает, но пока без маршруток – никак. И кондукторов стоило бы в автобусах оставить, считает женщина-водитель. Да, закупили валидаторы, повесили их в салонах, но техника несовершенна.

«Главное-то – народ у нас, как увидит валидатор, так думает: ага, можно не платить! Сплошь и рядом такое, – вздыхает Наталья. – А водитель, как считают некоторые, едет и едет, ему не до контроля за покупкой билетов. Но наша зарплата зависит от плана!»

Наталье, как любой женщине, хочется украсить свой второй дом – автобус. Здесь занавесочки повесить, тут игрушку поставить, чтобы глаз радовался. Но сегодня украшать муниципальные автобусы водителям запрещено, всё внимание – на дорогу. И это правильно, считает Прудовская.

Наталья планирует водить автобус до тех пор, пока сил хватит. Ещё ей бы очень хотелось, чтобы как можно больше людей, в том числе и женщин, приходили в профессию. «Покажем! Научим! Поможем!» – уверяет первая нижегородская женщина-водитель автобуса.