Совсем недавно глава Центробанка рассказала, что они с коллегами планируют бороться с мисселингом. Если говорить простыми словами, это продажа одного продукта под видом другого или же навязывание покупки услуги/продукта как обязательных.
Пока что ЦБ лишь дает банкам рекомендации. Но обещают, что в случае не исполнения, перейдут к более решительным мерам. Конкретнее – начнут заставлять банки выкупать обратно такие продукты.
Чтобы не стать жертвой того самого мисселинга, желательно знать, а какие вообще есть основные варианты такой недобросовестной практики:
– Продажа страховки по кредиту, как обязательного элемента.
По закону вы имеете право не приобретать страховку или покупать или отказаться от нее в течение 14 дней – периода охлаждения. Вот только чаще всего, без страховки % по кредиту значительно выше.
– Продажа продуктов накопительного и инвестиционного страхования вместо вкладов.
Всегда внимательно читайте условия договора, прежде чем поставить свою подпись. В страховых продуктах совсем другая система расчета доходности, более сложная. К сожалению, на слова сотрудников банка тут полагаться нельзя. Помните, что их задача: продать продукт, а не соблюсти ваши интересы.
– Продажа других финансовых продуктов под видом вкладов.
Несколько лет назад была грустная история. Нескольким клиентам Промсвязьбанка с большими накоплениями под видом аналога вклада продали еврооблигации связанной с банком компании. А потом банк санировало государство и облигации вполне законно списали. Люди потеряли абсолютно все деньги. Суды идут до сих пор.
– Навязывание мелких услуг.
Речь идет о СМС-оповещении, страховании средств на карте и прочих налогичных услугах. Клиентам, как правило, говорят, что платные смски – единственная опция. Или обещают, что страховка карты защитит от мошенников. А ведь она не покрывает основной риск – случаи, когда человек становится жертвой мошенников и сам сообщает преступникам данные для хищения денег.
Будьте бдительны!