Если вам нравится изобразительное искусство, и вы планируете в ближайшее время посетить красивый город Лилль, расположенный на севере Франции, то данный великолепный музей просто обязан быть на первом месте в списке ваших желаний. Дворец Изящных Искусств города Лилля – один из крупнейших художественных музеев на территории Франции, а также один из старейших. Он был основан в 1809 году по приказу французского императора Наполеона Бонапарта, который в общей сложности заказал строительство музеев в пятнадцати различных французских городах, включая и Лилль.
Коллекция учреждения временно хранилась в церкви, попавшей под конфискацию, и мэрии города, а в 1895 году, наконец, переехала на своё нынешнее место нахождения. Здание в архитектурном стиле Необарокко, безусловно, является одной из самых заметных достопримечательностей Лилля, оно находится на площади Республики, что в самом сердце города.
Коллекция музея включает в себя более 72 400 произведений искусства, которые выставляются на общей площади в более чем 22 000 квадратных метров. Так какие же они, самые известные произведения искусства, располагающиеся во Дворце Изящных Искусств города Лилля? Давайте же скорее это выясним!
1 место. «Пир Ирода» – Донателло
- Дата создания: 1435 год
- Размеры: 60 х 60 сантиметров
«Пир Ирода» – это мраморная версия скульптуры Донателло (годы жизни 1386-1466), которую он создал в 1427 году. Бронзовый барельеф стал одним из первых сделанных им и определил собой этот новый стиль, который скульптор эпохи Возрождения изобрёл в эпоху Раннего Ренессанса.
Техника, о которой мы говорим, называется техникой «уплощённого рельефа», и именно Донателло приписывают её точную настройку до совершенства. Весь барельеф имеет глубину менее одного сантиметра и изображает на себе две сцены из жизни святого Иоанна Крестителя. Справа мы можем увидеть, как он обвиняет царя Ирода, слева же отображается его голова на блюде.
2 место. «Перестань Держаться за Меня» – Ламберт Сустрис
- Дата создания: 1548-1560 годы
- Размеры: 136 х 196 сантиметров
«Перестань Держаться за Меня» – это название картины от Ламберта Сустриса (годы жизни 1515-1584) – фламандского живописца, который в основе своей жил и работал на территории Венеции, Италия. На полотне изображается момент, когда Иисус Христос говорит эти знаменитые слова Марии Магдалине сразу после того, как она узнала его после Воскресения. На оригинальном латинском языке эта фраза звучит как «Noli me tangere».
Несмотря на то, что Сустрис работал в Венеции, вполне вероятно, данное произведение он написал во время своего визита в Аугсбург, Германия. Мы знаем это потому, что герб местного Дома Фуггеров виден на ступенях, ведущих в пышный роскошный сад эпохи Возрождения в левом нижнем углу творения.
3 место. «Снятие с Креста» – Питер-Пауль Рубенс
- Дата создания: 1616-1617 годы
- Размеры: 425 х 295 сантиметров
«Снятие с Креста» – это монументальное произведение искусства кисти Питера-Пауля Рубенса (годы жизни 1577-1640) – ещё одного фламандского живописца, который был одним из ведущих художников эпохи барокко на территории Европы XVII столетия. Оригинальная версия этой картины является одним из всемирно известных произведений искусства, в настоящее время она выставляется в Кафедральном Соборе Антверпенской Богоматери в Антверпене (Бельгия) – родном городе художника.
Фламандский мастер написал сразу несколько версий данного предмета, и композиция этой работы и оригинала довольно сильно похожа. Она была написана ровно через десять лет после его продолжительной поездки в Италию, именно поэтому в этом огромном творении так легко проследить итальянское влияние, в особенности венецианский художественный стиль.
4 место. «Христос на Кресте» – Антонис ван Дейк
- Дата создания: 1628-1632 годы
- Размеры: 109 х 124 сантиметра
«Христос на Кресте», также известная как просто «Распятие», это картина в творчестве Антониса ван Дейка (годы жизни 1599-1641) – ещё одного фламандского художника, добившегося огромного успеха в Италии и Англии. Работа была написана во время его так называемого «второго антверпенского периода», который происходил аккурат между его возвращением из Италии в 1627 году и отъездом в Лондон – столицу Англии – в 1632.
Творец уже успел написать схожее произведение искусства примерно десятью годами ранее, когда в 1610-ых он был ещё подростком и помогал Питеру-Паулю Рубенсу в его мастерской. Для усиления ощущения глубины он полностью изменил композицию данного творения. Как и шедевр Рубенса, эта картина стала одной из тех работ, которые составили собой оригинальную коллекцию Дворца Изящных Искусств в Лилле.
5 место. «Аллегория Тщеславия Мира» – Питер Буль
- Дата создания: 1663 год
- Размеры: 207,5 х 260 сантиметров
«Аллегория Тщеславия Мира» – это картина другого фламандского мастера Питера Буля (годы жизни 1622-1674), который в основе своей специализировался на натюрмортах и анималистике. Данная работа представляет собой так называемую «живопись ванитас» – вид искусства, подчёркивающий неизбежность смерти и, следовательно, тщетность всех земных удовольствий.
Это одна из самых больших картин стиля «ванитас», из когда-либо созданных человеком, она действительно очень велика. На полотне изображается широкий спектр предметов, в том числе и символы искусства, славы, богатства и знаний. Все они располагаются друг над другом в потрясающей пирамидальной композиции. На саркофаге на заднем плане картины написаны слова «Vanitati S», что можно перевести на русский язык как «Жертвоприношение Тщеславия».
6 место. «Велизарий, Просящий Подаяние» – Жак-Луи Давид
- Дата создания: 1781 год
- Размеры: 288 х 312 сантиметров
«Велизарий, Просящий Подаяние» – это очень большая картина от Жака-Луи Давида (годы жизни 1748-1825) – ведущего неоклассического художника конца XVIII-начала XIX веков. На полотне отображается восточно-римский полководец Флавий Велизарий (годы жизни 500-565 нашей эры) – человек, которому приписывают победу над вандалами в Северной Африке 530-ых годов.
Он добился этой победы во времена правления византийского императора Юстиниана I (годы жизни 482-565) – человека, сильно пытавшегося восстановить былое величие Римской империи. Легенда также утверждала, что позже он был ослеплён своим же бывшим начальником и уволен в запас. Именно так он и оказался на улице, просящим милостыню. Но современными историками эта ситуация была опровергнута, так или иначе, она всё же послужила источником вдохновения для данной картины.
7 место. «Старики» – Франсиско Гойя
- Дата создания: 1810 год
- Размеры: 181 х 125 сантиметров
«Старики» – это название произведения, также известного как «Время», которое представляет собой картину Франсиско Гойи (годы жизни 1746-1828) – ведущего испанского художника, работавшего в эпоху романтизма. На полотне отображаются несколько пожилых людей в своеобразной попытке высмеять ими тщеславие и старость.
Наиболее заметным элементом, подтверждающим данную теорию, является алмазная стрела, которую носит на себе одна из старух. Тот же тип украшения в своё время носила и королева Мария-Луиза Пармская – супруга испанского короля, которая также была изображена в знаменитом произведении Гойи под названием «Портрет Семьи Карла IV» (1800 год).
8 место. «Медея» – Эжен Делакруа
- Дата создания: 1838 год
- Размеры: 260 х 165 сантиметров
«Медея», также известная как «Медея, Собирающаяся Убить Своих Детей», это картина от Эжена Делакруа (годы жизни 1798-1863), на которой изображается сцена за мгновение до того, как Медея попытается совершить подлое преступление. Она убила двух собственных сыновей, потому как хотела отомстить Ясону за то, что он выбрал вместо неё Креузу из Коринфа.
Французский художник успел нарисовать ещё одну известную версию данной драматической сцены, которая в настоящее время выставляется в Музее Лувр в Париже – столице Франции. Как и в этой работе, Делакруа добавил сильнейший контраст между светом и тенью, дабы ещё более усилить драматический эффект полотна. На наш скромный взгляд, сработало это на удивление хорошо.
9 место. «После Ужина в Орнане» – Гюстав Курбе
- Дата создания: 1849 год
- Размеры: 195 х 257 сантиметров
«После Ужина в Орнане» – это картина кисти Гюстава Курбе (годы жизни 1819-1877) – ведущего художника-реалиста XIX столетия. Он переопределил подход к художественному искусству в самом начале своей карьеры, в котором доминировали драматические эффекты эпохи романтизма.
Курбе полностью отверг это представление, а также не рисовал мифологические или же исторические сюжеты, вместо этого живописец сосредоточился на вполне себе реальных людях и реальных событиях. Данная картина в художественном стиле реализма изображает на себе сцену после ужина в его родном городке Орнане. Она принесла ему самый первый успех в Парижском салоне (Париж, Франция) 1849 года.
10 место. «Здание Парламента, Лондон» – Клод Моне
- Дата создания: 1904 год
- Размеры: 81,5 х 92 сантиметра
«Здание Парламента, Лондон» – это общее название целой серии картин в карьере Клода Моне (годы жизни 1840-1926). Как и следовало ожидать, на всех этих импрессионистских полотнах изображается туманный пейзаж, открывавшийся французскому художнику из окна больницы Святого Томаса с видом на реку Темзу и Уэстминстерский дворец в самом центре Лондона – столицы Англии.
Художник-импрессионист наведывался в Лондон осенью 1899, а также пару раз в 1901 и 1902 годах. Что примечательно во всех этих работах, так это то, что несколько штук из девятнадцати возможных версий на данную тему он написал в своей домашней мастерской в Живерни, Франция. В ту пору это сильно противоречило импрессионистским идеалам живописи на открытом воздухе, также известной как «пленэр».