Юная девушка бесстыдно предлагает свои прелести старику, в левой части происходит драка, а герои в глубине полотна прячут труп. Вот что видит большинство зрителей на этой мрачной и будто бы грязной картине Караваджо.
И тем сильнее их удивление, когда они узнают, что всё здесь изображенное - невиннее некуда! Потому что это традиционный для религиозной живописи сюжет "Семь деяний милосердия".
Караваджо создал это полотно в 1607 году по заказу благотворительной организации Пио Монте делла Мизерикордия в Неаполе. Эту организацию в 1601 году основали семеро молодых людей из богатых неаполитанских семей, сочувствовавших бедственному положению большинства горожан. Они взяли под своё покровительство местный госпиталь, основали сеть бесплатных харчевен для бедняков и ночлежек для бездомных. Деятельность организации поддерживал папа Павел V, а казна фонда постоянно пополнялась благодаря богатым пожертвованиям. Через некоторое время организация решила украсить картинами церковь, при которой работала, и для этого члены общества обратились к Караваджо.
В христианстве выделяют семь деяний, которые человек может совершить на благо своих ближних. В эпоху Возрождения художники нередко создавали картины на эту тему, причём обычно они посвящали каждому деянию отдельное полотно или отдельный, независимый фрагмент полотна. А Караваджо изобразил все деяния на одном холсте, в одной композиции - такого до него в итальянской живописи не делал никто.
Но это не единственное новаторство художника: эффект мрачности и тревожности тоже для этого сюжета неожиданный. На первый взгляд картина кажется сценкой, которая вполне могла бы разыграться на грязных и небезопасных улицах Неаполя того времени. Если не знать названия картины, увидеть здесь деяния милосердия крайне сложно!
Давайте посмотрим, какие дела милосердия существуют:
- Накормить голодного
- Напоить жаждущего
- Дать приют страннику
- Одеть нагого
- Посетить больного
- Посетить заключённого в темницу
- Похоронить мёртвого
А теперь - как Караваджо воплотил их в картине:
Девушка кормит грудью старика, причём видно, что старик заключён в темницу ("накормить голодного" и "посетить заключённого"). Объединить эти деяния в одну сценку художник смог благодаря известному сюжету из древнеримской истории под названием "Отцелюбие римлянки". Из текстов древнеримского писателя Валерия Максима известна история о человеке по имени Цимон, которого власти за что-то приговорили к казни и просто оставили умирать от голода в тюрьме. Однако его дочери Перо удалось уговорить тюремщика пустить её к отцу - и там, в тюрьме, она сумела покормить отца молоком из своей груди. Полный дочерней любви поступок Перо так впечатлил представителей власти, что они помиловали Цимона.
Рядом с Перо и Цимоном двое мужчин несут чьё-то тело ("похоронить мёртвого"). Скорее всего они подобрали мертвеца у стен тюрьмы. Для Неаполя того времени это не было редкостью: в городе часто бушевали эпидемии, и мертвецов хоронили специальные могильщики. Возможно, мертвец с этой картины был узником тюрьмы, которого после смерти просто выбросили на улицу.
В левой части полотна происходит вовсе не драка. Если приглядеться, становится понятно, что один из юношей разрезает свой плащ надвое, чтобы отдать его лежащим на полу мужчинам. Один из них без одежды (соответственно, это "одеть нагого"), а рядом со вторым можно увидеть костыль ("посетить больного").
В рыжебородом человеке рядом с отдающим свой плащ юношей исследователи угадывают хозяина местного трактира Черрильо. Он предлагает богато одетому путнику остановиться на ночлег ("дать приют страннику"). Слуга путника в это время уже утоляет жажду ("напоить жаждущего").
Известно, что картина создавалась в крайней спешке. Но эффект она произвела колоссальный:
Работа произвела сильное впечатление на заказчиков, и они поклялись, что впредь это творение ни за какие деньги не должно покидать главный алтарь церкви Пио Монте делла Мизерикордия. Ими был также наложен строгий запрет на его копирование. Принятые меры не были случайны. Картина вызвала такой интерес, что один из влиятельных испанских грандов, близкий ко двору граф Хуан де Тасис Вилламедьяна, загорелся желанием приобрести творение Караваджо за две тысячи скудо или, если хозяева заартачатся, хотя бы снять с него копию. Местный живописец Баттистелло уже дал согласие выполнить просьбу испанца, который был без ума от римских работ Караваджо и готов был пойти на всё, лишь бы стать обладателем хотя бы копии шедевра. Однако молодые хозяева картины, пользовавшейся неимоверным успехом у неаполитанцев, не поддались соблазну и не пошли на уступки. Движимые патриотическими чувствами, они отвергли все притязания не в меру настойчивого богатого чужестранца. Принятое ими в 1607 году решение свято соблюдается до сих пор, несмотря на все последующие перипетии, связанные с остракизмом Караваджо. (Из книги А. Махова "Караваджо")
Удивительно, как Караваджо удавалось тонко сплетать божественное и грубое человеческое, грязь и чистоту!
Вам нравится его творчество?)
_____________________
📌Посетить выставки в Москве: vekarta.ru
Режим работы до 19 марта:
Будни с 12:00 до 21:00
Выходные с 11:00 до 20:00