Заправить топливом самолёт — это вам не на ближайшую заправку заскочить с фразой «95-й до полного». Ведь он и не на бензине летает, и не сам ездит на заправку, а его приезжают заправить. Да и до полного самолёты заправляют крайне-крайне редко.
Вообще, каждую заправку самолёта предварительно тщательно рассчитывают. И топлива заливают ровно столько, сколько ему понадобится для предстоящего рейса плюс некоторый запас на непредвиденные обстоятельства. Ведь каждая лишняя тонна керосина на борту — это лишний вес и увеличение расхода все того же керосина.
При этом нередко бывает так, что запас практически не делают (например, в аэропортах с дорогим топливом) и в случае очереди на посадку в аэропорту прибытия просят диспетчеров посадку вне очереди как раз из-за низкого запаса топлива на борту.
Заправляют самолёты прямо на стоянке, между высадкой пассажиров и выгрузкой багажа и новой посадкой.
Топливозаправщик подъезжает непосредственно под крыло самолёта, и заправщик, поднявшись на специальную платформу заправщика, присоединяет шланг высокого давления к заправочной горловине на крыле самолёта.
Баки у самолёта находятся в крыльях (у некоторых моделей дополнительная ёмкость есть также в нижней части фюзеляжа). Заправка идёт лишь в одной из крыльев, а специальный насос в баке перераспределяет топливо в остальные емкости.
Большие самолёты часто заправляют сразу в оба крыла для экономии времени.
Перед тем, как присоединить шланг к крылу, топливозаправщик заземляют и на землю, и на самолёт.
На фото ниже как раз можно увидеть металлический трос для этих целей.
Количество заливаемого топлива контролируется заправщиком и командиром воздушного судна, сравнивая с заявкой.
Это счетчик топлива на заправщике.
А это на самолёте. Он называет фюзеляжным пунктом контроля и управления заправкой.
Весь процесс без расчетов занимает порядка 15-20 минут. Слив топлива осуществляется через тот же самый заправочный коллектор, но в обратном порядке.
В зависимости от модели самолёта, в баки помещается от 27 тыс литров у Boeing 737 до 240 тысяч литров у Boeing 747. Чтобы полностью заправить этого великана, нужно 6(!) топливозаправщиков. И пролететь на этом количестве с полной загрузкой пассажирами и багажом он сможет 14 тыс. километров.
Знаете, сколько стоит полная заправка такого самолёта в текущих ценах? 12,5 миллиона рублей!