Для понимания причин и возможностей развития Пензенской агломерации по такому пути необходимо оценить сложившуюся ситуацию в регионе и детально рассмотреть проблемы и решения.
Пензенская агломерация равноудалена от других крупных агломеративных образований и выступает центром притяжения в радиусе 150 км.
Город Пенза расположен в 629 км к юго-востоку от Москвы на пересечении крупнейших транспортных коридоров. Пензенский транспортный узел стоит на ответвлениях от основного автомобильного маршрута международного транспортного коридора «Север-Юг» – Москва - Пенза - Сызрань - Самара - Маштаков - Казахстан (на большем протяжении это федеральная трасса, М-5 «Урал» (Е-30)) и от основного железнодорожного маршрута международного транспортного коридора «Транссиб» - Курган - Челябинск - Уфа - Самара - Сызрань - Пенза - Ртищево - Лиски - Украина.
Основу автодорожной сети Пензенского региона составляют федеральные автомобильные дороги М-5 «Урал» Москва-Рязань-Пенза-Самара-Уфа-Челябинск (Е-30), Р-208 Тамбов-Пенза, Р-158 Нижний Новгород-Арзамас-Саранск-Исса-Пенза-Саратов. По территории Пензенской области проходит семь транспортных коридоров, соединяющих по кратчайшему направлению Республику Мордовия, областные центры Ульяновской, Саратовской, Тамбовской, Рязанской областей. (из паспорта агломерации>>)
Одной из наиболее серьезных проблем региона является транспортная проблема. Связано это с тем, что федеральные трассы фактически проходят через сам г.Пенза. В результате транзитные транспортные потоки имеют ограничение в 60км/ч и вызывают серьезные заторы на дорогах города.
Для решения данной проблемы необходим перенос федеральных трасс за пределы городской черты. При этом необходимо предусмотреть возможность расширения города, а значит трассы необходимо перенести на достаточное удаление от границ города.
Если принять во внимание достаточно плотную застройку пригородов (например с. Бессоновка-с.Грабово), зоны стратегически важных объектов (например Сурское водохранилище) и материалы по планировочным структурам ( основной кольцевой диаметр 87км), то становится понятно, каким образом необходимо организовать транспортный узел на пересечении федеральных трасс М5 «Урал», Р-208 «Тамбов-Пенза», Р-158 «Нижний Новгород- Саратов». Необходимо сформировать транспортный узел в виде областной кольцевой автодороги «Пензенский ЦКАД».
Получается, что в результате решения транспортной проблемы федеральных трасс, в регионе появится скоростная кольцевая автодорога, которая свяжет в радиусе 50км населенные пункты Пензенской области.
Такое решение открывает по истине колоссальные возможности и позволяет безапелляционно аргументировать новый индустриально–экологический путь развития агломерации.
Населенные пункты Каменка, Лунино, Чаадаевка и Колышлей, расположенные вблизи пересечения этой кольцевой автодороги и железной дороги, становятся центрами перспективного развития Пензенской агломерации.
Применение в развитии этих населенных пунктов саморегулирующего принципа равновесия промышленных и жилых зон не позволит злоупотреблять жилищной застройкой и одновременно выступит дополнительным драйвером экономического роста, в виде стимулирования создания предприятий с необходимым количеством рабочих мест.
Важно понимать, что развитие этих населенных пунктов должно быть системным и предусматривать дальнейшее развитие агломерации. Для примера, необходимо предусмотреть возможность развития железнодорожного сообщения по кольцевому направлению на далекую перспективу, а жилую и промышленную застройку необходимо делать с учетом индустриальной функциональной модели и тд.
В результате развития этих населенных пунктов, будут сформированы новые центры притяжения, каждый из которых будет иметь свое небольшое промышленное ядро. Суммарно эти ядра будут выступать в противовес центральному ядру агломерации. Таким образом постепенно будет формироваться распределенная структура агломерации на основе кольцевой автодороги. Можно сказать, что первоначально моноцентричная агломерация, таким образом, станет развиваться в направлении создания агломерации полицентричного типа.
Следует отметить, что большинство агломераций, развитие которых направлено на усиление центрального ядра, вырождаются в мегаполисы. Любые населенные пункты входящие в такую агломерацию перестают выступать центром притяжения. Те, которые расположены близко к центру срастаются с центральным ядром, а расположенные достаточно далеко теряют свою привлекательность и просто висят на балансе региона.
Мегаполис выступает достаточно сильным драйвером развития, однако если оценивать всю систему региона, то оказывается, что общие показатели экономического роста у такого региона серьезно проигрывают за счет ослабления периферийных населенных пунктов.
Развитие агломерации согласно предложенных на этом канале принципов будет способствовать усилению периферийных ядер агломерации, что в свою очередь даст многократно больший экономический эффект.
Предыдущая Глава 33.1 Кольцевая агломерация распределенного типа сможет быть экологичной и индустриальной одновременно,
Следующая Глава 33.3 Индустриальная функциональная модель пространственного развития
Если интересно и желаете продолжения, то распространяйте ссылку на материал. Поднимайте вопросы развития региона в СМИ и в диалогах с администрацией. Фактически единственный способ распространения — это по вашим группам в соцсетях (ВКонтакте, Вайбер, Вацап, Телеграмм). Ставьте лайки, подписывайтесь на канал в Телеграмме, ВКонтакте и Дзене, дочитывайте статью до конца, комментируйте и вносите свои предложения — они важны.
#пробки #генплан #генеральныйплан #пенза #дороги #агломерация #концепцияразвития