Я очень часто говорю о важности развития моторной сферы у неговорящих детей.
Если ребёнок ловкий, способен спланировать свои движения на уровне крупной и мелкой моторики, тем больше у него возможности совершать движения на уровне артикуляционного аппарата – произносить слова.
Есть ещё одна сторона, без которой полноценная речь невозможна – слуховая.
Прежде чем что-то сказать, мы должны это услышать и понять.
Но есть такие виды нарушений, когда при сохранном физическом слухе, ребёнок всё же не понимает речь. Звуковые сигналы в его мозг поступают искажённо и вместо «мо-ло-ко» он может слышать всё что угодно, например, «сурава». Представляете, он слышит такую абракадабру постоянно.
Ребёнок не понимает речь и плюс...
Представьте, вы в другой стране, не понимаете языка, на котором в этой стране говорят. Через какое-то время вы совершенно потеряете интерес к речи, которая вокруг вас звучит. Вы станете её игнорировать.
Так и с ребёнком. Речь он не понимает, начинает её игнорировать, как сопутствующее нарушение возникает нарушение контакта.
Тяжесть нарушения бывает разной: тяжёлая, средняя, лёгкая. При тяжелой степени, ребёнок практически не понимает речь, игнорирует речевой сигнал, может даже не отзываться на имя.
У меня были случаи, когда детям с тяжёлой степенью нарушения слухового восприятия ставили РАС. Что конечно же РАС не являлось, так как первичное нарушение именно в восприятии речи, из-за этого ребёнок её не понимает, а не в нарушении коммуникации.
❗ Начинать коррекцию с такими детьми нужно как можно раньше. Это важно ❗
Вовремя начатая коррекция и коммуникация восстанавливалась. Сейчас это улыбчивые детки с хитринкой в глазах.😉 С некоторыми ещё идёт работа, нарушение восприятия полностью никуда не делось, мы трудимся, но это всё равно уже совершенно другие дети.
Мне «повезло» однажды (возьму в кавычки, всё же речь идет о детях с нарушениями), но с профессиональной точки зрения это действительно везение увидеть, как может развиваться ребёнок с нарушением понимания речи без коррекции.
Почему повезло? Потому что родители, которые решили, что не нужно ходить на занятия, что сам заговорит уходят и мы не видим, что стало с ребенком, как он в дальнейшем развивался. Ведь ребёнок взрослеет, мозг дозревает, может действительно просто подождать?
Мне представился случай увидеть, как оно может быть.
Чуть позже я расскажу, как могут выглядеть дети, которые попали в раннюю коррекцию и те, которые не попали.
Так что подписывайтесь на мой канал, здесь только реальные истории из практики.
❗ Если вы заподозрили, что ребёнок не в полной степени понимает речь, обязательно покажите его специалисту (логопеду/нейропсихологу), чтобы выявить причину непонимания ❗