Найти тему
Елена Мунтян

ГЛАЗА В ГЛАЗА АУТИЗМУ

Часто пишу про аутизм. Меня эта проблема волнует своей серьезностью, недостаточной изученностью, необратимостью, распространенностью ныне в обществе, родительским непринятием… Отсутствует на сегодняшний день решение в вопросах реабилитации такого вида ментального расстройства личности. Много мифов распространено о гениальности спектра. Предлагается, кстати, не мало методик коррекции расстройства коммуникации, даже с обещаниями излечить. В классификации, коих огромное множество в интернете можно встретить, насчитывается более десятка подвидов аутизма, а процесс диагностики в стране не налажен.

В обществе – разногласия. Недавно опубликовала материал об аутизме, основанный на профессиональном опыте. Туда же уложила пример из круга друзей глазами обывателя. Статья набрала огромные охваты и много негатива в комментариях. Кстати, до сих пор активно обсуждается. Продолжаю анализировать обратную связь и я, делаю выводы, делюсь.

Подчеркиваю, что диагностом в вопросах аутизма не являюсь, но по проявлением даю рекомендации в вопросах коррекции своим подопечным. Лицом к лицу с аутизмом не встречаюсь, только в структуре сложной дефекта вместе с тугоухостью. Глухота и реабилитация слуха – мой профиль профессиональной деятельности. Да, могу направить за диагнозом к профильным специалистам, но знаю, что большинство родителей пойдет в обход, потому – сразу к рекомендациям перехожу я. Все они направлены на коррекцию поведения, в той или иной степени. Так как само расстройство не лечится и до уровня нормы не реабилитируется. Именно потому я и называю его необратимым.

Изучено мною изобильная обратная связь. И от родителей детей с аутистическим расстройством, и от коллег, которые работают в сфере дефектологии и коррекции, а также родителей, чьи дети «соседствуют» с аутистами в образовательных учреждениях. Потому имею основания смотреть правде в глаза и описывать ее. Также прекрасно понимаю, что этим вызову лишь негатив, так как согласные с моим сложившимся мнением в практике будут только коллеги. И не пытаюсь кого-то переубедить и навязать свои убеждения. Целью всех статей на данную тему считаю обнажить серьезную проблему, о которой часто предпочитают даже умалчивать, а также придать огласке; поискать пути решения в вопросах диагностики и взаимодействия в обществе.

Статью, содержащую слово АУТИЗМ, пролистнут и оставят без внимания люди, которые никогда с ним не сталкивались. Это не то явление, которое привлекает внимание, как темы из «желтой» прессы. Но сюда обязательно заглянет специалист, в сфере деятельности которого встречался человек с проявлениями аутистического спектра. В какой бы степени то не встречалось – это сложно в работе и противоречиво, неоднозначно. Потому каждый дефектолог, если он еще из профессии не выгорел, будет смотреть проблеме в глаза, соглашаться с коллегами и эпитетами, которые я выше привела и участвовать в обсуждениях в поисках истины и решений.

Точно не пройдет мимо родитель, в группе детского сада которого или школьном классе собственного его ребенка «соседствует» ребенок с расстройством аутистического спектра. Делая акцент чаще всего на ментальность, агрессию и отсутствие контроля поведения, родитель ребенка с нормальным развитием всегда будет против подобного соседства. Потому, читая мои статьи на тему инклюзии, мамы и папы приходят в комментарии с негативом против аутичных детей, в большинстве своем они считают, что такие дети должны учиться отдельно, не мешая образовательному процессу в общеобразовательной школе. Что обоснованно и понятно.

Большинство же читателей статей о расстройстве аутистического спектра – родители детей-обладателей проявлений аутизма. Несмотря на оговорки о том, что я являюсь специалистом в дефектологической отрасли, понимаю поведение родителей с точки зрения непринятия и никак не осуждаю, все равно получаю лютый негатив. Самой правде возражать сложно, но придираться будут и к пунктуационным ошибкам, опискам, ставить под сомнением профессионализм и компетенцию. Почему? Потому что невозможно сложно принять необратимый диагноз с оттенком ментальности, который предусматривает инвалидность, переход с возрастом в недееспособность и отсутствие путей коррекции, направленных к норме развития, как это, например, у глухих после кохлеарной имплантации. А Я ДАВЛЮ ИМЕННО НА ЭТОТ МОЗОЛЬ. Да, кто-то из родителей верит в АВА-терапию, кто-то работает по системе Floor-time, кто-то занимается с нейропсихологом, сенсорной интеграцией и двигательной нейрокоррекцией и много еще чего сейчас распространено в сфере реабилитации нарушенной коммуникации. Важно понимать, что все силы и средства никогда не приведут к нормальному состоянию ребенка.

Темп коррекции аутиста всегда предусматривает два шага вперед и три назад с переменным успехом и собственной индивидуальной амплитудой. С этим большинство родителей неосознанно часто, но не соглашаются, спорят и выражают крайний негатив ко мне лично как к автору, который так открыто, может и нагло так, пишет о суровости данного нарушения. Потому меня никак не задевают комментарии с ярко выраженной негативной окраской в мой адрес. Я отношусь с пониманием.

Если посмотреть с колокольни необратимости, то аутизм в отличие, например, от ДЦП сильно иной. Сложно родителю отрицать очевидные двигательные проявления диагноза, если они - на лицо. Если же их не видно (я про особенности поведения), то отрицается и возможны пути обхода вплоть до совершеннолетия ребенка-аутиста. Кстати, с этим связана и другая крайность. Да, в современном обществе принято под гребенку аутичности собирать детей с нарушениями, которые не являются РАС. Например, часто так воспринимается сидром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), разные агрессивные проявления и др. Тут я понимаю родителей, которые не согласны и возмущаются небезосновательно, приводят в пример Наталью Керре, которая защищает и детей и родителей от напрасного клеймения необратимыми диагнозами. Но на каждую Наталью есть Марианна Лынская. Лично каждого специалиста уважаю и их профессиональные убеждения.

Я вообще сейчас от подростков на площадках детских слышу, как они на сверстников в ссорах обзываются аутистами. Откуда это?! Или недавно в беседе с приятельнице й услышала два примера, где она описывала двух детей, явно нетипичных для диагноза или проявлений аутизма, но диагностировала она их именно таковыми. Хотя сама крайне далека от сферы дефектологии и коррекционной педагогики совсем. Оттуда, что проблема в обществе серьезно назрела. А путей решения нет. «Государство должно решать…» - так часто начинаются комментарии под моими статьями. Правда? Лет сто еще пройдет прежде, чем… Или так: «Ну, а что ты предлагаешь?». Сфера аутичности в своих проявлениях ну очень разнообразна. Разве можно сравнивать полевого аутиста с гениальным Аспергером? Никогда! Соответственно и подход в диагностике и коррекции будет совершенно разным.

Диагностика – вопрос особенно болезненный. Во-первых, длительный путь.

1. Положим, родитель не испугался необратимости и идет на прием к психиатру за подтверждением или опровержением РДА, РАС и других разновидностей все одного и ТОГО же. Для его специфики аутизм – явление относительно новое, не типичное и диагностируемое сложно, потому что все же не обычная шизофрения. Тут нужна помощь коллегии, в первую очередь, дефектологов. Без их сопровождения, типичный психиатр в единственном числе АУ не поставит диагнозом, редкость. Опять же описываю среднестатистическую картину, исходя из наблюдений. Будет диагноз или опровергнут или на другой заменен.

2. Положим, пошел в обход. Например, к неврологу. Этот специалист и не должен ставить такой диагноз, как и любой педагог-дефектолог. Это, кстати, понравится отрицающему родителю.

Потому этот длительный путь даже я в своей практике предпочитаю короткому – сразу к рекомендациям. А ведь они есть – методы коррекции педагогической, которые даже и ребенку с неуточненным или иным диагнозом (например, тот же СДВГ) не повредят.

Во-вторых, травматичный для любого родителя. Нужна помощь психолога. Нет, лучше психотерапевта. Но! Без запроса – не советуют и не лечат (мой жизненный принцип). Часто у нас по доброй воле обращаются за такой помощью родители? Практически никогда. А так сохранять ресурсность проще и быть эффективным для собственного ребенка легче, находясь в психотерапии.

Каким бы ни был исход, в точке соприкосновения аутизма с обществом – два острых угла. Первый – надо ли взаимодействовать?! В стране – инклюзия. Точка зрения свыше ясна, думаю, всем. Когда и что изменится? Можно рассуждать бесконечно. Второй – корректоры поведения. При их наличии адекватно подобранным методом для каждого конкретного аутиста, можно даже сгладить негатив в сообществе. Да, корректоры могут быть педагогические, могут быть медикаментозные. Проблема часто также заключается в отрицании их родителями. Принятие этой необходимости приходит лишь тогда, когда мамы и папы исчерпывают свой ресурс, только потому прибегают в приему препаратов, так как неадекватное поведение их ребенка невозможно становится таить больше.

Большинство верит в педагогическую коррекцию, смещая вектор истинной цели, то есть направляют его к норме развития психоэмоциональной сферы ребенка, что попросту невозможно. Можно сделать 10 шагов вперед с помощью аба-терапии, к примеру, а потом откат на 20 словить… это жизнь.