Найти тему

Юсуповский дворец на Мойке. Часть 5. Жилые покои при Н.Б.Юсупове-младшем.

Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:

Юсуповский дворец на набережной Мойки. Часть 1. История дворца и рода Юсуповых.

Юсуповский дворец. Часть 2. Парадная анфилада 1830-ых годов.

Юсуповский дворец на Мойке Часть 3. Хозяйственные помещения на территории усадьбы.

Юсуповский дворец. Часть 4. Николай Борисович Юсупов и его брак с двоюродной сестрой.

Николай Борисович задумал обновить свой дворец, расположенный на набережной Мойки. С этой целью в 1858 году он привлёк архитектора И. А. Монигетти, который выполнил оформление интерьеров в разнообразных исторических стилях, что соответствовало модным тенденциям середины XIX века.

А.А. Редковский. Парадная лестница, 1860-е гг.
А.А. Редковский. Парадная лестница, 1860-е гг.

Вместо парадной лестницы, созданной А. А. Михайловым, с жёлтыми классическими колоннами из искусственного мрамора и металлическими перилами, декорированной большим количеством зелени, И. А. Монигетти спроектировал новую парадную лестницу с перилами из каррарского мрамора.

Вход на лестницу украшен сфинксами — символами хранителей тайн. Над посетителями висит самая большая люстра дворца. А ниши стен декорированы аллегориями частей света: Азии, Африки, Америки и Европы.

А. А. Редковский. Парадный вестибюль, 1860 г.
А. А. Редковский. Парадный вестибюль, 1860 г.

Преодолев ступени, мы попадаем в аванзал, из которого можно было пройти в парадные залы, картинную галерею и жилые покои.

Коронационный коридор. Автор фото неизвестен
Коронационный коридор. Автор фото неизвестен

Аванзал ведет в Коронационный зал, стены которого украшены изображениями коронаций Павла I, Александра I и Николая I, проходивших под руководством князя Николая Борисовича Юсупова-старшего.

Зимний сад Юсуповского дворца. В.С.Садовников. 1852г.
Зимний сад Юсуповского дворца. В.С.Садовников. 1852г.

В 1840-х годах во дворце работал архитектор Бернар Симон, который создал у парадной лестницы зимний сад. К сожалению, этот сад не уцелел, и полюбоваться им можно только на акварелях. В середине XIX века такой сад был обязательным элементом роскошного аристократического дома.

Содержание подобных садов было сопряжено с большими расходами, и позволить себе такую роскошь могли лишь очень состоятельные люди. В особняке на набережной Мойки зимний сад был ликвидирован в конце XIX века, так как владельцы решили, что его содержание обходится слишком дорого.

Напротив парадной лестницы Симон создал Гобеленовую гостиную. Она предназначалась для трёх гобеленов, которые Наполеон Бонапарт подарил Н. Б. Юсупову-старшему.

Теперь на стенах висят копии, а оригиналы гобеленов хранятся в «Эрмитаже». При этом в гостиной уцелели оригинальные резные рамы, а также отделка стен и потолков.

Зал Антонио Виги. Автор фото неизвестен
Зал Антонио Виги. Автор фото неизвестен

Ещё один зал, оформлением которого занимался Симон, — это зал Антонио Виги, названный в честь художника. Виги создал великолепный плафон для этого зала, который называется «Триумф Геркулеса». На нём Геркулес представлен как один из Олимпийских богов. Этот зал показывает, насколько искусно архитектор владел разными историческими стилями.

Подобными способностями обладал не только Бернард Симон, но и Ипполит Монигетти, создавший многие сохранившиеся до наших дней интерьеры.

Жилые покои были разделены на две половины - мужская на первом этаже и женская на втором.

Вход в комнаты князя открывает прихожая, украшенная статуями кариатид.

Музыкальная гостиная. фото взято www.yusupov-palace.ru
Музыкальная гостиная. фото взято www.yusupov-palace.ru

На мужской половине анфиладу комнат открывает Музыкальная гостиная, оформленная в стиле Людовика XVI. Её украшением является механический орган австрийской фирмы «Томас Гесс», созданный в середине XIX века. В настоящее время орган отреставрирован, и на некоторых экскурсиях в Юсуповском дворце можно услышать его звучание.

фото www.citywalls.ru/ гостиная Генриха II
фото www.citywalls.ru/ гостиная Генриха II

За Музыкальной гостиной идет гостиная в стиле Генриха II с камином, который является копией одного из каминов Лувра. Но есть небольшое отличие - массивное навершие камина со скульптурой создано из папье-маше, а не мрамора, как в Лувре. Эта технология была очень дорогой. Мебельный гарнитур и двери этого зала созданы из грушевого дерева.

В.С.Садовников "Юсуповский дворец. Кабинет"
В.С.Садовников "Юсуповский дворец. Кабинет"

За ним находится Кабинет князя. Он уже не выглядит так роскошно, как раньше, но когда-то здесь хранились коллекция оружия, монеты и медали. Князя Н.Б.Юсупова-младшего всё это очень интересовало.

Также этот кабинет служил библиотекой. Именно здесь, в тайнике, который был обнаружен в 1927 году, нашли различные личные документы семьи Юсуповых и ранее неизвестные письма А. С. Пушкина, адресованные Е. М. Хитрово, родственнице Юсуповых. Эти письма опубликовали отдельной книгой с комментариями.

Автор фото неизвестен
Автор фото неизвестен

Библиотека имеет два яруса. В боковой части одного из шкафов за дверью находится выдвижная лестница, по которой можно спокойно подняться на второй ярус.

Бильярдная комната
Бильярдная комната

На месте бывшего светового дворика Монигетти создает Бильярдную комнату в турецком стиле. Она освещается световым фонарем на потолке и витражными окнами из другого светового дворика. Витражи выполненными в комбинированной технике: использовано цветное и бесцветное стекло с росписью, сборка произведена на свинцовый профиль с поверхностным золочением. Дата создания и мастерская, выполнившая витражи, не определены.

Мавританская гостиная
Мавританская гостиная

При Монигетти во дворце появляется Мавританская гостиная. Эти интерьеры в восточном стиле считаются одними из самых великолепных в Санкт-Петербурге. Но изначально они были чуть скромнее. В конце XIX века, когда во дворце работал архитектор Александр Степанов, он существенно изменил интерьер стен и уподобляет этот зал одному из помещений знаменитой Альгамбре.

Феликс Юсупов в своих воспоминаниях пишет:

«Рядом с отцовским кабинетом помещалась «мавританская» зала, выходившая в сад. Мозаика в ней была точной копией мозаичных стен одной из зал Альгамбры. Посреди бил фонтан, вокруг стояли мраморные колонны. Вдоль стен диваны, обтянутые персидским штофом. Зала мне очень нравилась восточным духом и негой. Частенько ходил я сюда помечтать. Когда отца не было, я устраивал тут живые картины. Созывал слуг-мусульман и сам наряжался султаном. Нацеплял матушкины украшения, усаживался на диван и воображал, что я — сатрап, а вокруг — рабы... Однажды придумал я сцену наказания провинившегося невольника. Невольником назначил Али, нашего лакея-араба. Я велел ему пасть ниц и просить пощады. Только я замахнулся кинжалом, открылась дверь, и вошёл отец. Не оценив меня как постановщика, он рассвирепел. «Все вон отсюда!» — закричал он. И рабы с сатрапом бежали. С тех пор вход в мавританскую залу был мне воспрещён»

Этот зал должен был напоминать Юсуповым об их корнях, ведь известно, что их род произошел от татарский князей. Более того, сами Юсуповы были убеждены, что они являются потомками Абу Бакра - друга и тестя пророка Мухаммеда, который правил всем мусульманским народов в ранге первого халифа после смерти Мухаммеда. Но достоверно подтвердить родство невозможно.

Завершали анфиладу покоев князя помещения гардеробной и секретарской. В гардеробной комнате вдоль северной стены были устроены вместительные шкафы. А в одном из шкафов скрывалась мраморная ванна, в те времена было принято прятать такие объекты от глаз посторонних.

ванна в одном из шкафов. Автор фото неизвестен
ванна в одном из шкафов. Автор фото неизвестен

Украшением следующего интерьера - Секретарской, которая изначально служила князю спальней, были витражи французской работы. Они были заказаны и привезены из Парижа специально для хозяина Николая Борисовича-младшего.

В Секретарской находится небольшая деревянная лестница, которая связывает жилые комнаты первого этажа с покоями княгини на втором этаже.

А.А. Редковский. Буфетная князя, 1860-е гг.
А.А. Редковский. Буфетная князя, 1860-е гг.

Еще одно помещение первого этажа - это Буфетная, которая использовалась как личная столовая князя. Еду готовили на кухне в подвале и поднимали в Буфетную на специальном лифте, который был встроен в один из шкафов. В сервантах, выполненных в технике маркетри хранилось фамильное серебро. Буфетная замыкала анфиладу комнат Николая Борисовича-младшего.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Продолжение:

Юсуповский дворец на Мойке. Часть 6. Женская половина дворца

Юсуповский дворец. Часть 7. Дворец при Зинаиде Николаевне Юсуповой. Знаменитый Театр Юсуповых

Юсуповский дворец. Часть 8. Дворец при Феликсе Юсупове. Гарсоньерка и интерьеры для молодых

Юсуповский дворец. Часть 9. Интересные факты об убийстве Г.Е.Распутина

Юсуповский дворец. Часть 10. Дворец после революции