Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:
Юсуповский дворец на набережной Мойки. Часть 1. История дворца и рода Юсуповых.
В этой статье мы поговорим об интерьерах, созданных в Юсуповском дворце в первой половине 1830-ых годов.
Открывает анфиладу парадных залов Парадный кабинет. Зал был изначально квадратным, но архитектор Андрей Михайлов Второй превращает его в ротонду, купол которой был расписан под звездное небо. Стены между колоннами расписаны парящими фигурами граций.
Далее гости попадали в три гостиные, которые по моде того времени были оформлены разноцветным штофом. По его цвету гостиные получили названия: синяя, красная и зеленая.
Изысканный интерьер Синей гостиной напоминает об интерьерных работах К.И. Росси в императорских резиденциях.
Красная гостиная обычно называлась императорской. Дело в том, что обычно ее украшал портрет царствующего монарха.
А вот Зеленая гостиная сохраняла черты раннего классицизма. Главным элементом декора в ней является малахитовый камин. Кажется, что он создан из цельного куска малахита, но на самом деле облицовка камина выполнена в технике мозаики.
Продолжает анфиладу Танцевальный зал. Огромные зеркала в зале создают особую праздничную атмосферу и увеличивают объем помещения. Стены облицованы искусственным мрамором. А на потолке можно увидеть танцующих нимф в развивающихся одеждах и ангелочков путти.
Банкетный зал в Юсуповском дворце является одним из самых больших дворцовых интерьеров 19 века. Зал предназначался для проведения торжественных ужинов, важных церемоний и банкетов. Своды зала расписаны в технике гризайль. Эта техника имитирует лепку и издалека сложно заметить, что это живопись. В полукруглую нишу зала установлена статуя бога виноделия Диониса.
Далее идет Картинная галерея. Открывает ее Николаевский зал, который назван в честь отца первого владельца - знаменитого вельможи и мецената Николая Борисовича Юсупова. Скульптурный портрет Н.Б. Юсупова установлен в специальном портике.
При своей жизни Николая Борисович собрал уникальную коллекцию живописи, скульптуры и фарфора в своем имении в Архангельском. После его смерти всю коллекцию перевезли в Петербург, во дворец на Мойке. Именно для этой коллекции создавались залы Картинной галереи.
В 1925 году коллекция была национализирована и распределена между музеями.
Зал Прециоза - это название переводится с итальянского, как драгоценность. Дело в том, что в этом зале были выставлены полотна наиболее выдающихся живописцев - гордость Юсуповской коллекции. В зале висели полотна Рембрандта, Рубенса, ван Дейка, Тьеполо и многих других.
Сейчас зал украшает только камин, который изначально тут не стоял. Нынешний камин - типовой, выполненный в мастерской Трискорни. Точно такой же можно увидеть во многих других особняк в Петербурге. Можно предположить, что камин оказался в этом зале после 1925 года.
В центре анфилады устроена Малая Ротонда. Зал еще имеет название Ротонда Кановы, так как при Юсуповых в нем находились две работы скульптора Кановы, в том числе для знаменитой скульптуры “Амур и Психея”. Сейчас она находится в Эрмитаже. Сегодня здесь представлены скульптура «Ангел печали» - гипсовая модель мраморного надгробного памятника Татьяны Николаевны Юсуповой, умершей в возрасте 22 лет, и похороненной в Архангельском.
Античный зал создавался для демонстрации скульпторы, в том числе и античной. Из прежнего убранства зала сохранились только “Борцы” работы мастерской Трискорни.
Римский зал получил свое название благодаря оформлению. Зал завершает триумфальная арка. А потолок украшает плафон “Смерть римского война”. В углах зала стояли печи, которые сейчас не сохранились.
Пройдя через триумфальную арку, гости Юсуповых попадали в ложи домашнего театра, о котором мы расскажем в следующей статье.
В 19 веке о Юсуповском дворце говорили так: “в нем бесконечная анфилада комнат, заваленных сокровищами”. Последний владелец дворца Ф.Ф. Юсупов говорил, что его дом похож на музей. Он же писал:
“Подвал в доме на Мойке был настоящим лабиринтом. Эти толстостенные с глухими дверьми помещения не боялись ни пожара, ни наводнения. Находились там и винные погреба с винами лучших марок, и кладовые с коробами столового серебра и драгоценных сервизов для званых вечеров, и хранилища скульптур и полотен, не нашедших место в картинных галереях и залах. Это «подвальное» искусство могло бы составить музей. Я потрясен был, когда увидел их в ящиках, в пыли и забвении.”
Продолжение:
Юсуповский дворец на Мойке Часть 3. Хозяйственные помещения на территории усадьбы.
Юсуповский дворец. Часть 4. Николай Борисович Юсупов и его брак с двоюродной сестрой.
Юсуповский дворец. Часть 9. Интересные факты об убийстве Г.Е.Распутина
Юсуповский дворец. Часть 10. Дворец после революции
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
И обязательно ознакомьтесь:
Юсуповский дворец на набережной Мойки. Часть 1. История дворца и рода Юсуповых.
Строгановский дворец. Часть 1. История дворца и рода Строгановых