Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:
Юсуповский дворец на набережной Мойки. Часть 1. История дворца и рода Юсуповых.
Юсуповский дворец. Часть 2. Парадная анфилада 1830-ых годов.
Юсуповский дворец на Мойке Часть 3. Хозяйственные помещения на территории усадьбы.
Юсуповский дворец. Часть 4. Николай Борисович Юсупов и его брак с двоюродной сестрой.
Юсуповский дворец на Мойке. Часть 5. Жилые покои при Н.Б.Юсупове-младшем.
Юсуповский дворец на Мойке. Часть 6. Женская половина дворца
Зинаида Николаевна Юсупова была одной из самых красивых женщин Санкт-Петербурга. Она была единственной наследницей состояния своего отца, так как ее брат умер в младенчестве, а младшая сестра в возрасте 22 лет.
Отец Зинаиды - Николай Борисович Юсупов (младший) надеялся, что дочь удачно выйдет замуж. В конце 1870-ых годов к ней сватался князь Александр Баттенберг - внучатый племянник императрицы Марии Александровны и наследник болгарского престола, а в будущем первый князь Болгарии. Но Зинаида Николаевна ему отказала, ведь знала, что в первую очередь его интересуют деньги Юсуповых.
Весной 1882 года Зинаида Николаевна выходит замуж за простого гвардейского офицера, графа Феликса Сумарокова-Эльстона. Брак был очень счастливым.
Отец Зинаиды Николаевны был последним представителем рода Юсуповых по мужской линии. Поэтому в октябре 1884 года князь Николай Борисович Юупов (младший) обратился с прошением о передаче фамилии, титула и герба мужу своей дочери. Император отнесся с уважением к этой просьбе.
В браке у Зинаиды Николаевны и Феликса Сумарокова-Эльстона родилось четыре сына - двое из них умерли младенцами, а двое (Николай и Феликс) достигли зрелого возраста. Главным наследником состояния и титула был старший сын - Николай Феликсович, однако “проклятие Юсуповых” снова сработало. Он не дожил до 26 лет буквально полгода.
Молодой человек влюбился в графиню Марину Гейден и уже собрался на ней жениться, но родители воспротивились этому. Девушка пользовалась дурной славой и считалась плохой партией. Влюбленные планировали побег, но им помешала мать Марины Гейден. В итоге Марина Гейден вышла замуж за графа Арвида Мантейфеля (что не помешало в дальнейшем ей тайно встречаться с Николаем Феликсовичем).
Оскорбленный муж вызвал Николая на дуэль. Она состоялась 22 июня 1908 года ранним утром в имение князя Белосельского на Крестовском острове. Дуэль проходила на револьверах в 30 шагах. Николай выстрелил в воздух, Мантейфель выстрелил в Николая, а промахнувшись потребовал стреляться повторно, сократив расстояние до 15 шагов.
Николай имел право отказаться, но пошел на поводу у Мантейфеля. Юсупов снова выстрелил в воздух, а Арвид выстрелил в Николая и убил его. Так пророчество снова сбылось.
При Зинаиде Николаевне дворец на Мойке активно перестраивался. В конце 1890-ых годов в Юсуповском дворце работал архитектор Александр Степанов, который внес незначительные, но весьма важные дополнения в работу предшественников. Именно он соединил залы Картинной галереи с Парадной лестницей, в обход Танцевального и Банкетного залов. Так появилась Малая картинная галерея и небольшой стеклянный коридор.
На месте Зимнего сада Степанов создал Дубовую столовую. По своему назначению помещение практически никогда не использовалось. В своих воспоминаниях Ф.Ф. Юсупов пишет, что у отца была привычка менять столовые чуть ли не каждый день. Смена столовой не только прибавляла хлопот слугам, но и, по воспоминаниям Ф.Ф. Юсупова, они с братом бегали по залам и искали в какой столовой сегодня накрыт стол.
Также Феликс Юсупов пишет:
“Отец с матерью держали открытый стол. Сколько едоков соберется к обеду, в точности не знали. Многие являлись к столу целыми семьями, ибо нуждались и питались то в одном, то в другом достаточном доме. Этих извинить было можно, других – навряд ли. Одна богатая старуха домовладелица ела только в гостях. Приезжала с опозданием и, войдя, заявляла с апломбом: «Волки сыты, теперь поем спокойно»”
“После спектакля ужинали прямо в фойе, если, разумеется, не было званого вечера, когда собиралось порой две тысячи гостей. Тогда ужин подавали в галереях, а в фойе накрывали стол для императорского семейства. Всякий такой прием потрясал иностранцев. Не верили они, что в семейном доме можно накормить стольких людей, и на всех хватит и горячих кушаний, и севрского фарфора, и столового серебра.”
В 1899 году Степанов создает самый известный интерьер Юсуповского дворца - домашний театр. Первоначально театр был создан А.А. Михайловым, но это были скромные помещения.
В 1860-ые годы архитектор Монигетти переоформил театральный зал в стиле необарокко, но все равно зал не дотягивал до роскоши Юсуповских приемов.
В 1899 году Степанов не только обогатил внутреннее убранство, но и изменил размеры театра, углубив партер на первый этаж. В небольшом пространстве мастер смог соблюсти все каноны планировки итальянского театра с партером, многоярусными ложами, с центральной ложей, оркестровой ямой, сценой и прочими обязательными атрибутами.
Театр рассчитан на 180 мест. Росписи в нем делал известный живописец Эрнест Липгарт. Такого театра нет ни в одном другом частном дворце мира.
Архитектор посвятил театр З.Н. Юсуповой, чью монограмму можно увидеть и над сценой, и над княжеской ложей. Княгиня иногда и сама играла на сцене домашнего театра. Многие отмечали ее природный талант. Даже Станиславский пригласил ее выступать в своей театральной группе.
На сцене Юсуповского дворца выступали многие известные исполнители: Полина Виардо, Ференц Лист, Федор Шаляпин, Анна Павлова. А дирижерами Юсуповского оркестра были Эдуард Направник и Людвиг Минкус.
Именно тогда архитектор Степанов установил в Римском зале мраморную лестницу, которая ведет в партер. У этой лестницы есть своя легенда. Считается, что ее приобрел еще князь Н.Б. Юсупов (младший) во время своего путешествия по Италии, он увидел эту лестницу в одной из старинных итальянских вилл. На вопрос о продаже этой лестнице был получен ответ, что она продается только вместе с виллой. Покупка виллы была не проблемой для одного из самых богатых людей России.
Лестницу после продажи привезли в Санкт-Петербург, а виллу продали.
По соседству с Театральным залом оформлен вход в княжескую ложу. К ней ведет небольшая лестница. А также оборудована небольшая буфетная комната в стилистике классицизма. Как правило, в ней накрывались столы для самых важных гостей.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Продолжение:
Юсуповский дворец. Часть 8. Дворец при Феликсе Юсупове. Гарсоньерка и интерьеры для молодых
Юсуповский дворец. Часть 9. Интересные факты об убийстве Г.Е.Распутина
Юсуповский дворец. Часть 10. Дворец после революции
И обязательно ознакомьтесь:
Строгановский дворец. Часть 1. История дворца и рода Строгановых
Шереметевский дворец. "Фонтанный дом". Часть 1. Предыстория строительства