когда они начинают замечать то, что чувствуют, думают, хотят:
"...настроение: да пропади оно все пропадом, достало, вот пойду и как в старые добрые времена сниму стресс тонной сладостей разных."
Начинаю статью с цитаты из комментария читательницы, а рассказ сегодня про очень распространенную причину лишнего веса.
Сразу скажу, что статью я стала писать ради слова РАЗВИТИЕ.
Способность ЗАМЕЧАТЬ свои состояния - это первичный уровень РАЗВИТИЯ САМОсознания.
Это не то, с чем мы рождаемся.
Способность ЗАМЕЧАТЬ свои состояния - это то, что развивается по мере взросления человека.
Или НЕ развивается,
когда он оказывается в такой обстановке, где его всё время пытаются подчинить, задавить, как-то блокировать его собственные проявления, инициативу и желания.
Если маленькому человеку с рождения "объяснили", что его желания - это чушь и блажь, на которую не стоит обращать внимание, то не будет развиваться САМОсознание.
А будет наоборот, развиваться внимание к другим людям, от которых зависишь.
Или возникнет бунт, потому что невозможно абсолютно блокировать собственные чувства.
Потому что это не только чувства "хотения какой-то ерунды", но и первичные потребности - тепло/холодно, хочу в туалет / не хочу,
и, конечно, сюда же относятся желания какой-то еды,
как и чувство сытости.
Это всё требует РАЗВИТИЯ самосознания, РАЗВИТИЯ навыка осознавания себя, способности ЗАМЕЧАТЬ свои состояния, желания, стремления.
А если этой способности нет, если всё развитие ребенка было направлено в противоположном направлении (задавить, зажать, блокировать себя),
то часто можно получить лишний вес, ведь процесс питания во многом основан на осознавании своих предпочтений, желаний, чувстве комфорта, насыщения и т.д.
- Не когда в рот суется всё, что попало под руку,
не когда я в непонятных чувствах беру еду, хотя не про еду мои желания, а про тревогу или печаль, которые совершенно не представлены в сознании, не осознаются,
- а когда я хочу плов и ем плов, или когда я хочу борщ с хлебом и ем борщ с хлебом.
-----
Про разные чувства писала в статьях на нашем сайте KgMinus.ru, например:
-----
Очень ценные комментарии читателей про опыт,
когда они начинают замечать то, что чувствуют, думают, хотят:
Ещё пример, комментарий другой читательницы:
Если причина лишнего веса в нарушении чувствительности к себе,
то любые запретительные диеты будут злом, которое усугубит ситуацию.
Но человек это усугубление не заметит сразу, ведь он привык себя НЕ ЗАМЕЧАТЬ.
Он привык себя ругать и гнобить, в том числе за "слабую" волю.
И если не хочу весь день только гречку - значит слабовольный слабак и нет мне места среди стройных людей.
Или не хочу столько яиц, и вообще не люблю яйца, ... - или добавьте любой продукт, который будет предписано есть на какой-то диете.
Если мы берем четкий список каких-то предписаний - мы автоматически стараемся себя "заткнуть", чтобы собственные чувства не мешали следовать "правильному" списку.
И действие это очень привычное.
Действие - которое человек привык с собой делать с раннего детства.
О чем писала в статьях:
А путь к стройности будет в противоположном направлении
в вопросе - а что ХОЧУ Я?
Я хочу банан или яйцо?
Или кусок хлеба, который всего-то 50 ккал?
Приведенные выше комментарии были к статьям про запрет на хлеб. Получился целый цикл таких статей:
Воспитательница заталкивала яичницу в беспомощную С.
История, которая кажется совершенно обычной, часто встречающейся, но которая способна заблокировать чувствительность к себе, своим пищевым предпочтениям.
Размещаю её как пример и прошу воспринимать как один из миллионов случаев, которым мы не придаем значения, но которые есть повсеместно.
---
Пример из работы Елены Теодоровны Соколовой, заслуженного профессора МГУ, доктора психологических наук, клинического психолога, признанного мастера своего дела, моей преподавательницы, внесшей огромный вклад в формирование моих взглядов. Еленой Теодоровной я восхищаюсь, преклоняюсь перед её профессионализмом.
---
Описание случая С.
Далее цитирую Елену Теодоровну:
"Другой пример взят нами из протоколов сессии проводимого нами тренинга по гештальт-терапии.
В ходе одной из групповых сессий в процедуре направленного фантазирования под названием "Путешествие в мое детство" С. внезапно почувствовала тошноту и головокружение, на глазах выступили слезы, к горлу подступил комок сдерживаемых рыданий.
Ведущий попросил С. не рассказывать о том, что с ней происходит, а выразить свои чувства с помощью психодрамы."
Здесь я прерву цитирование и поясню, что психодрама - это такой способ проживания какого-то опыта, когда других людей просят быть участниками проживаемой ситуации, дают им разные роли.
Со стороны кажется, что люди дурачатся, вообще не понятно, что происходит, дальше я объясню подробнее.
Примеры картинок из интернета, как это может выглядеть, для иллюстрации (не относится к описываемой ситуации):
Продолжу цитирование:
"С. предложила одному их участников группы стать воспитательницей детского сада,
другому - яичницей,
третьему ложкой,
четвертый изображал саму С., неподвижно распластанную на полу.
По мере того, как С. могла наблюдать за тем, как "ложка" вновь и вновь заталкивает "яичницу" в беспомощную С.-дубль, в ней возникали и нарастали телесные (соматические) симптомы вплоть до рвотных порывов.
Только после телесно пережитого опыта С. сумела напрямую обратиться к протагонисту-воспитательнице и выразить всю полноту отвращения, которая маленькая С. чувствовала и к ней самой, и ко всем педагогическим принципам, при помощи которых та пыталась заставить её "проглотить", невзирая на протесты."
Смотрите, только через наблюдение за как бы "спектаклем", специально сыгранным другими людьми, С. смогла получить полный доступ к своим переживаниям, и они "вышли" из неё.
- Можно всю жизнь жить с отвращением к воспитательнице, и оно будет разъедать изнутри и портить отношения с другими людьми, активируясь в разных ситуациях,
- а можно обнаружить его и выпустить из себя, стать свободной от этого.
Конечно, жизнь не бывает безоблачной. Вопрос не в том, чтобы неприятный (и даже страшный) опыт отсутствовал, а в том, чтобы он не застревал в нас.
Наша психика может переработать очень многое.
Но именно переработать.
А когда что-то произошло и как бы осталась отодвинутым подальше (не хочу/не могу слышать, видеть, знать), то оно не исчезло, оно осталось и продолжает влиять на нашу жизнь, только не осознанно, без нашего участия и понимания происходящего.
Поэтому и жизнь не получается изменить, и результат в похудении удержать не получается, ведь причинно-следственные связи остаются нами не поняты, процесс идет как бы сам собой, не подчиняясь нам.
- Перестали понимать - потеряли управление.
- Понимаем КАК сделано - можем УПРАВЛЯТЬ.
И развитие чувствительности к себе меняет не только отношения с едой,
но и многие сферы жизни, потому что это, как говорят психологи, СКВОЗНАЯ способность, которая проходит через все сферы жизни.
Примеры разбираю часто, например в статьях:
Всем здоровья, стройности и понимания себя, дружбы с собой!
Автор: Кочеткова Наталья, научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология), нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.