Как поступить, если на рабочем месте оказывают давление с целью получения вашего согласия на увольнение по собственному желанию?
Согласно статье 80 Трудового кодекса РФ, прекращение трудовых отношений по инициативе сотрудника правомерно лишь в ситуации, когда заявление об уходе подано им добровольно и осознанно.
Следовательно, действия работодателя, направленные на принуждение работника к написанию заявления об увольнении, являются прямым нарушением трудовых норм и законодательства.
В ситуации, когда сотрудник не желает прекращать трудовые отношения, он должен предпринять следующие действия:
1) Задокументировать факты давления (записи бесед, снимки экрана переписки и т.п.) для последующего обращения в трудовую инспекцию с жалобой;
2) Даже после подачи заявления об уходе, работник имеет право его аннулировать до момента завершения периода уведомления, при условии, что он не был ознакомлен с приказом об увольнении и не получил трудовую книжку с окончательным расчетом;
3) При подаче заявления указать в качестве причины увольнения «психологическое воздействие со стороны начальства».
Важно отметить, что Верховный суд РФ признал увольнение, основанное на подобном заявлении, неправомерным, поскольку это явно свидетельствует о принудительном характере увольнения работника.
Как рассорить весь рабочий коллектив?
Не составляет труда распределить праздничные выплаты к 8 марта между сотрудницами поровну.
Однако, судебная практика знает примеры, когда подобная ситуация приводит к спорам:
Одна из работниц, обнаружив, что ее премия к Международному женскому дню оказалась меньше, чем у других, обратилась в суд с требованием о выплате разницы и компенсации морального ущерба.
Дело прошло несколько судебных инстанций.
В конечном итоге кассационный суд постановил:
- Внутренние документы компании определяют премии к праздникам как социальные выплаты, а не как производственные премии (размер которых зависит от трудовых достижений конкретного работника);
- Следовательно, премия к 8 марта должна выплачиваться всем сотрудницам женского пола в одинаковом размере.
В результате, требования работницы были удовлетворены (Первый КСОЮ, № 8Г-5094/ 2024).