Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Нелюбовь и жестокость под видом сострадания и интеллигентности

Режиссёр Виктор Трегубович в 1982 году выпустил картину «Трижды о любви» — лиричную картину, не лишённую драматически тонов. Спустя несколько лет он снял фильм, где под романтикой была замаскирована чёрствость, бездушие и неумение любить (в этом открыто признавалась совсем юная, но прагматичная девушка). Лента вышла в 1988 году, но её постигла судьба других перестроечный картин, не вписавшихся в тогдашние кинотенденции, она не стала ни известной, ни популярной. Даже когда говорят о творчестве Виктора Трегубовича, этот фильм вспоминают редко. Называется он «Башня» и, помимо прочего, примечателен тем, что в нём дебютировала студентка Школы-студии МХАТ Ирина Апексимова. Сценарист Александр Александров в кино вошёл громко: первый фильм по его сценарию носит статус культового, и это подростковая мелодрама «Сто дней после детства» (1975). Но ограничиваться одним жанром сценарист не стал, у Александра Александрова были и сказочные сценарии, и криминальные, и приключенческие. Таким же многогр

Режиссёр Виктор Трегубович в 1982 году выпустил картину «Трижды о любви» — лиричную картину, не лишённую драматически тонов. Спустя несколько лет он снял фильм, где под романтикой была замаскирована чёрствость, бездушие и неумение любить (в этом открыто признавалась совсем юная, но прагматичная девушка). Лента вышла в 1988 году, но её постигла судьба других перестроечный картин, не вписавшихся в тогдашние кинотенденции, она не стала ни известной, ни популярной.

Даже когда говорят о творчестве Виктора Трегубовича, этот фильм вспоминают редко. Называется он «Башня» и, помимо прочего, примечателен тем, что в нём дебютировала студентка Школы-студии МХАТ Ирина Апексимова.
Кадр из фильма «Башня»
Кадр из фильма «Башня»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Сценарист Александр Александров в кино вошёл громко: первый фильм по его сценарию носит статус культового, и это подростковая мелодрама «Сто дней после детства» (1975). Но ограничиваться одним жанром сценарист не стал, у Александра Александрова были и сказочные сценарии, и криминальные, и приключенческие. Таким же многогранным кинематографистом был и Виктор Трегубович, который запомнился как автор мелодраматических картин, но он же, напомню, снял и одну из лучших советских производственных драм «Магистраль» (1983). В «Башне» уже чувствуется депрессивный вектор конца восьмидесятых, какая-то обречённость, безысходность, в которую вскоре погрузится страна, хотя, конечно же, никакой чернухи там нет. Напротив, внешне всё очень благопристойно.

По сюжету в домике возле дороги сталкиваются две семьи. Одна — интеллигентные горожане: доцент кафедры зарубежной литературы Иван Васильевич, его супруга Кара и и дочь, студентка Ксения. Они возвращаются в город на своей машине, но случается критическая поломка, из-за которой дальше ехать нельзя. К счастью, поблизости стоит водонапорная башня, а при ней дом, где живут механик Иван Филиппович, его жена Таля и молодой человек Вениамин. Веня — приёмный сын пары, свои дети Ивана и Тали повзрослели и разъехались, а Веню они взяли после несчастья — у парня отнялись ноги. Сейчас Веня, парень, надо сказать, добрый и умный, намеревающийся поступить в МГУ, занимается на тренажёре, который специально для него сделал рукастый Иван Филиппович, и уже может ходить на костылях. Ксения тут же проявляет симпатию к Вене, а потом даже высказывает желание остаться с ним, но не так всё просто. Несколько дней, проведённых в обществе простых людей, вскроют истинную сущность семьи:

Иван Васильевич — подкаблучник, который любит дочь, но ужасается от мысли что его бросит жена. Кара всю жизнь его пилит за то, что он не оправдал её надежд, изменяет ему , дочь не любит, считая её своей соперницей. Ксения, совсем ещё молодая, уже познала не самую приглядную сторону жизни, со школы начала путаться с мужчинами, говоря, что ищет любовь, но никак не может найти.

И очень (не)кстати на её пути оказывается Вениамин, честный и сильный, несмотря на недуг.

Кадр из фильма. Ирина Апексимова
Кадр из фильма. Ирина Апексимова

На роль Ксении Виктор Трегубович утвердил Ирину Апексимову, которая тогда училась у Олега Табакова в Школе-студии МХАТ и никакого опыта съёмок не имела. Разумеется, поработать с таким мастером было бы большой удачей, но Ирина почти сразу получила и другое предложение — сняться в главной роли в картине «Маленькая Вера». Не в силах определиться, она обратилась к Олегу Табакову за советом и тот порекомендовал всё же идти к Трегубовичу. Аргумент был очевидным: Виктор Трегубович — мастер с именем, создатель десятка кинохитов, а Василий Пичул, начинавший снимать «Маленькую Веру», — безвестный начинающий режиссёр. Ирина Апексимова последовала совету педагога, о чём, правда, позже жалела.

Кадр из фильма. Ольга Остроумова и Вадим Лобанов
Кадр из фильма. Ольга Остроумова и Вадим Лобанов

Роль Ивана Васильевича сыграл Вадим Лобанов, в роли Кары — Ольга Остроумова, и это очень редкая возможность увидеть актрису в отрицательной роли.

Кадр из фильма. Ольга Остроумова
Кадр из фильма. Ольга Остроумова

Здесь у неё образ действительно отталкивающий, в каком-то смысле даже страшный.

Кадр из фильма. Раиса Рязанова
Кадр из фильма. Раиса Рязанова

В роли механика Ивана Филипповича — Иван Агафонов, в роли Тали — Раиса Рязанова, Вениамин — это Алексей Ясулович.

Кадр из фильма. Алексей Ясулович
Кадр из фильма. Алексей Ясулович

Как и Ирина Апексимова, он тоже был студентом, учился в Щукинском училище. Но, в отличие от партнёрши, с кино был знаком хорошо. Алексей впервые снялся ещё мальчишкой, а известность ему принесла роль в доброй комедии «Отцы и деды» (1982), снятой его дедом — режиссёром Юрием Егоровым. Ну а вообще Алексея Ясуловича можно назвать продолжателем двух актёрских династий: помимо знаменитого дедушки у него был ещё более знаменитый отец — актёр Игорь Ясулович.

Кадр из фильма. Георгий Бурков
Кадр из фильма. Георгий Бурков

В ролях механиков, которые помогали чинить сломавшуюся машину, Георгий Бурков и Сергей Сазонтьев. Говорить о таланте Георгия Буркова не буду, это трюизм, но чрезвычайно интересна история его героя Сани о том, как он бросил пить. Саня отмечает, что, глядя на его лицо, люди часто думают, что он пьяница, в реальности же он совсем не пьёт (подобное случалось и с самим Георгием Бурковым). Примечателен и чудный афоризм Сани:

«Алкоголизм — это не отдых, это тяжкий, изнурительный труд».

Что касается Сергея Сазонтьева, которого кино нечасто баловало ролями, здесь ему, как и Ольге Остроумовой, достался персонаж сомнительный, двуличный, который говорит слова вроде правильные, но не брезгует грязными поступками. В том же году, к слову, актёр снимался в исторической ленте «Залив счастья» (1988), где сыграл прямо противоположную роль — русского офицера и учёного Геннадия Невельского, человека стойкого и принципиального.

Кадр из фильма. Сергей Сазонтьев
Кадр из фильма. Сергей Сазонтьев

В прокат «Башня» вышла летом 1988 года и прошла незаметно. В отличие от провокационной «Маленькой Веры» (1988), взорвавшей действительность. Ирина Апексимова была расстроена своим выбором и считала, что прогадала, отказавшись от роли Веры. Но на мой взгляд, жалеть тут не о чем. Я не киновед и не кинокритик, и восторгов по поводу «Маленькой Веры» не понимала никогда. Ну а Наталья Негода, сыгравшая там главную роль, так и осталась актрисой одной роли, девушкой, которая обнажилась на экране, её кинокарьера на этом и застопорилась. А вот карьера Ирины Апексимовой сложилась куда более успешно, сейчас она даже возглавляет театр. Так что ей вряд ли есть о чём жалеть (повторюсь, это мнение личное, не настаиваю на нём).

А вы знали об этом фильме Виктора Трегубовича? Если смотрели, то чем он, по-вашему, окончился? Я увидела всё-таки оптимистичный финал, мне кажется, что свет в окне в последнем кадре говорит о том, что жизнь продолжается, что её огонь не угас. А вы что думаете?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-9

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: