История скандальной и провокационной «Маленькой Веры» началась за несколько лет до её внезапного триумфа.
Кому нужна убогая «Маленькая Вера» сегодня? Суровая битва мнений в новом выпуске подкаста:
Сценарий про унылую жизнь обычной провинциальной семьи написала Мария Хмелик, выпускница сценарного факультета ВГИКа. В начале восьмидесятых супруг Марии, начинающий режиссёр Василий Пичул, свозил её на малую родину, в украинский город Жданов. Свои впечатления от этого визита Мария и изложила в сценарии.
Сценарий кочевал от одного именитого режиссёра к другому, но они один за другим отказывались от работы. Причиной была полнейшая банальность, ведь
в «Маленькой Вере» не происходит ничего выдающегося, это просто своего рода семейная хроника. По мнению мэтров, это было то самое мелкотемье, которое изначально обречено на провал.
В конце концов на помощь пришёл Василий, именно он взялся ставить картину. Лишь в 1986 году Пичул получил финансирование и принялся за подбор исполнителей.
Надо сказать, что
если бы осуществился первоначальный замысел Василия Пичула, лента была совсем другой.
В главных ролях он видел Ирину Апексимову (Вера), Сергея Колтакова (Сергей), Людмилу Зайцеву (мать Веры) и Автандила Махарадзе (отец Веры). Но Ирина Апексимова выбрала другую работу, от Сергея Колтакова отказался сам режиссёр. Кстати, могла бы сыграть Веру и Яна Поплавская, но на глаза Пичулу попалась недавно вышедшая драма «Завтра была война», где сыграла молодая актриса Наталья Негода. Её-то он и пригласил.
Главный герой нашёлся неожиданно. После Колтакова роль Сергея Василий Пичул примерил на Александра Негребу, но потом сделал его братом Веры. А возлюбленным стал второкурсник Щукинского училища Андрей Соколов. Для Андрея это была первая главная роль, фактически дебют в кино, но он идеально вписался в образ. Не в последнюю очередь потому, что сам уже окончил строительный институт и помнил нищие студенческие будни. На роль неудачливого поклонника Веры, одноклассника Андрея, позвали Андрея Фомина, студента того же Щукинского.
Андрей Фомин тоже дебютировал в «Маленькой Веры», и, как и тёзка Андрей Соколов, очень успешно.
На съёмки группа отправилась в тот самый Жданов (сегодня это уже Мариуполь), в котором всё и происходит. Но через пару недель от работы отказался Автандил Махарадзе. Кстати, в сценарии главой семьи был именно суровый кавказец. Махарадзе же в то время сверкал: только-только вышла притча «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, превратившая актёра в международную звезду. После ухода Махарадзе нужно было срочно искать замену.
Пичул начал пробовать претендентов, согласовывая их с Людмилой Зайцевой.
Первым на замену пришёл Станислав Любшин, но его Людмила отвергла. Чуть позже появилась идея снять Юрия Назарова. Эта кандидатура так расстроила Зайцеву, что она тоже решила отказаться. На это Пичул пойти не мог: кроме Зайцевой он никого другого в роли матери не видел. Ему стоило огромных усилий вернуть Людмилу и уговорить её сняться с Юрием Назаровым. Но в конце концов ансамбль всё-таки сложился.
И стоит отметить ещё одну роль, второстепенную, но всё-таки яркую. Подругу Веры, творческую, но несчастную Ленку сыграла никому не известная Александра Табакова, дочь Олега Табакова и Людмилы Крыловой. После выхода ленты её очень хвалили, и не зря: её героиня вышла убедительной. Но, увы,
с кино у Табаковой не сложилось, хотя её предрекали отличную карьеру.
Кстати, конкуренткой Александры за роль Ленки была её подруга детства Алика Смехова, и она, в отличие от Александры, карьеру в кино сделала.
Снимали фильм всё в том же Жданове.
Когда ленту почти закончили, Пичулу пришло в голову дополнить её каким-то резким, неожиданным, даже вызывающим эпизодом, который полоснул бы зрителя. Так родилась пикантная сцена с участием Натальи Негоды и Андрея Соколова.
В сценарии ничего подобного не было, а объяснение героев после первого конфликта с родителями Веры происходило во время прогулки на улице. Режиссёр же перенёс его в иную обстановку. Правда, здесь ему снова пришлось применить таланта переговорщика: Наталья наотрез отказывалась сниматься в щекотливом эпизоде. Василий Пичул уговаривал её семь часов, после чего она согласилась при условии, что на площадке будет только оператор и его помощник.
Любопытно, что
на экране между Верой и Сергеем была настоящая, чуть ли не звериная химия. Многие были убеждены, что и в реальности актёры крутят роман.
На самом деле Андрей Соколов в это время был несвободен. А вот Наталья Негода испытывала к нему симпатию и злилась, что он не отвечает ей взаимность. Но эта пошло на пользу фильму: Вера почти всегда выглядит подспудно озлобленной, неудовлетворенной, издёрганной, обиженной. Такой, какой её и видел режиссёр.
Смонтированная драма произвела неизгладимое впечатление не чиновников, которые тут же захотели её запретить (в выпуске подкаста история о том, как фильм довёл до обморока пожилого оператора).
Но «Маленькая Вера» всё же добралась до зрителей. И не на шутку их обескуражила. Многие увидели себя со стороны, и это было не самое приятное впечатление.
Откровенность Василия Пичула, который едва ли не первым в советском кино показал не лакированную действительность, а подноготную жизни, произвела фурор.
Лента собрала массу наград, включая международные, а Наталья Негода стала интернациональной звездой.
После такого действительно впечатляющего успеха
казалось, что всех причастных к созданию «Маленькой Веры» ждёт прорыв. Но он не случился.
Точнее, случился не у всех. Наталья Негода отправилась покорять США, но не преуспела. После возвращения в Россию она была уже мало кому интересна, да и сейчас её редко вспоминают. Для Василия Пичула дебютная картина стала фактически самой заметной. После он занимался и художественным кино, и документальным, работал на тв, много и плодотворно. Но его имя и сегодня ассоциируется со скандальной лентой, а другие его фильмы и телеперадеча остались в тени. А вот Андрей Фомин и Андрей Соколов сумели найти себя в кино и театре: оба известны, популярны и востребованы.
От себя добавлю скромную ремарку. Фильм «Маленькая Вера» я посмотрела только сейчас, хотя помню ажиотаж вокруг неё в конце восьмидесятых-начале девяностых. И у меня
после просмотра родился только один вопрос: «Зачем я это смотрела?».
А о чём подумали вы, посмотрев эту странную историю?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:
Как Андрея Миронова дважды изваляли в грязи и нечистотах во время съёмок ленты «Мой друг Иван Лапшин» (раскрываем с автором блога Блог-монолог неожиданные подробности о закулисье фильма):
Как карате привело Римму Маркову в фильм «Родня» (обсуждаем культовую ленту Никиты Михалкова с автором блога Блог-монолог):
Почему Фаина Раневская так и не стала Черепахой Тортиллой:
Какая мистика творилась во время работы над «Неоконченной пьесой для механического пианино» (беседа с автором блога Блог-монолог об одноимённом фильме):