Я человек читающий. Так получилось в моей жизни, что сначала книги были дефицитом, читать приходилось библиотечные книги, иногда в читальном зале, потому что домой не все выдавали. Когда стало возможно купить книги, они потекли в домашнюю библиотеку ручьем.
Как бизнес-консультант я формировала и профессиональную библиотеку. Сегодня я хочу поговорить о бизнес-литературе как источнике информации для принятия решений. Когда я работала с организациями, то заметила, что есть две категории руководителей бизнеса – читающие и не читающие. А среди читающих есть единицы тех, кто успевает читать новинки раньше консультантов. Их мало, но они и есть управленцы устойчивых бизнесов, опережающих конкурентов. Как это происходит, как выбираются правильные источники? Бизнес-книги – это частный случай.
Первое – это существующая актуальная задача. Управленец точно знает, в какой сфере внутри его предприятия есть узкие места, он видит узловые проблемы, когда решая одну, он сразу решает несколько вопросов своего бизнеса. И он носит эти узловые проблемы всегда с собой, в своей голове, они фоном присутствуют в разные моменты его жизни – и когда он в спортзале, и в автосалоне, и когда он едет на VIP-переговоры. Например, на предприятии буксует работа с новыми клиентами, или велика доля одного, пусть и крупного клиента, или его волнует профессиональное поведение конкретного топ-менеджера. Даже, когда этот руководитель умеет быстро переключаться, и ему кажется, что он не думает о проблеме, она прочно поселилась в его голове.
Второе – это наличие слов-триггеров, которые быстро включают нужный вопрос в нужный момент. Это индивидуальный профиль хранения информации, в котором фиксируются знаки, символы хранения информации. Информация о существующей проблеме обязательно хранится в голове. Слова могут быть любые – для кого-то это «спецназ» и «морские котики», для кого-то – «упрямые придурки» (именно такую реакцию часто вызывают коллеги, независимо от их уровня в структуре власти), для кого-то «пошаговый алгоритм».
Третье – быстрая экспресс-оценка всего объема информации (вся книга, статья, видеосюжет). Посмотреть по диагонали, оценить язык подачи и уровень передаваемого смысла. Это пересказы уже давно известного (хорошо еще, если со ссылками на первоисточники!), модный сегодня рерайтинг? Экспресс-оценка легче всего проходит по уже понятному разделу, где человек владеет основами темы. Если там банальности, то, скорее всего, весь материал банален и не стоит на него тратить время.
Четвертое – умение быстро понимать, кто автор, или эксперт. Указано ли его резюме в статье или в книге, если информация минимальна, можно тут же набрать имя автора в интернете, телефон теперь у всех с собой. Кто и почему считает его экспертом, или он сам себя им назначил? Есть ли у него хоть какая-то практика в решении заявленных проблем, или это теоретические умозаключения? К сожалению, информация, что в США продано более 100 000 или 1 000 000 экземпляров, вряд ли может быть основанием для доверия к источнику. Во-первых, сегодняшние реалии в разных странах сильно отличаются, во-вторых, продажи книг могут быть не заслугой содержания источника, а результатом грамотно выстроенного маркетинга.
Пятое, возможно, самое важное, - достаточная личная информационная база в актуальном состоянии. Для этого нужно регулярно работать с информационными источниками и понимать, что информация сегодня стареет с большой скоростью – через 5 лет ее точно нужно обновлять, даже в тех вопросах, в которых чувствуете себя уверенно. Режим – прошло пять лет и я начинаю чистить свою базу – не самый эффективный (хотя знаю тех, кто и раз в пять лет этого не делает), лучше делать это в удобном для вас режиме, но на регулярной основе.
Только при соблюдении этих пяти условий возможен верный выбор источника информации.