Найти в Дзене
Generalissimus

Хроники Саладина. Завоевание Утремера. Часть 2-я. Над «Святым христианским городом» вновь взошёл исламский полумесяц…

Продолжение. Предыдущую публикацию данного цикла можно прочесть, перейдя по этой ссылке В первую неделю сентября 1187 года Иерусалимское королевство как единое и независимое государство де-факто прекратило своё существование. Отряды Салах ад-Дина полностью контролировали все владения Ги де Лузиньяна, за исключением Иерусалима, портового города Тир, а также трёх самых мощных крепостей (Бофора, Крака-де-Шевалье, Крака-де-Моав) и нескольких высокогорных замков. Начиналась осень – пора сбора урожая, а потому многие мусульмане и простые воины, и знатные военачальники, и высокопоставленные эмиры всё чаще вслух высказывали мысли о том, что пора завершать кампанию и возвращаться по своим домам. Логика этих настроений была абсолютно понятна правителю Сирии и Египта. Все главные цели похода были достигнуты в кратчайшие сроки и минимальной ценой. Армия крестоносцев была уничтожена, а иерусалимский монарх и почти весь двор его оказались в плену. Главный латинский смутьян, нечестивец, грабитель и а
Оглавление

Продолжение. Предыдущую публикацию данного цикла можно прочесть, перейдя по этой ссылке

В первую неделю сентября 1187 года Иерусалимское королевство как единое и независимое государство де-факто прекратило своё существование. Отряды Салах ад-Дина полностью контролировали все владения Ги де Лузиньяна, за исключением Иерусалима, портового города Тир, а также трёх самых мощных крепостей (Бофора, Крака-де-Шевалье, Крака-де-Моав) и нескольких высокогорных замков.

Начиналась осень – пора сбора урожая, а потому многие мусульмане и простые воины, и знатные военачальники, и высокопоставленные эмиры всё чаще вслух высказывали мысли о том, что пора завершать кампанию и возвращаться по своим домам. Логика этих настроений была абсолютно понятна правителю Сирии и Египта. Все главные цели похода были достигнуты в кратчайшие сроки и минимальной ценой.

Армия крестоносцев была уничтожена, а иерусалимский монарх и почти весь двор его оказались в плену. Главный латинский смутьян, нечестивец, грабитель и антиисламский богохульник – Рено де Шатийон лишился головы, а Ордена тамплиеров и госпитальеров в очередной раз понесли тяжелейшие потери, которые вряд ли смогут восполнить в ближайшие месяцы. Иерусалимское королевство сметено доблестными исламскими войсками. В освобожденных от присутствия католиков палестинских городах шло полным ходом восстановление прежних мечетей и строительство новых.

За два месяца успешных сражений и осад армия Салах ад-Дина собрала невиданное прежде количество всевозможной добычи, военных трофеев и пленников. Многочисленные обозные телеги и повозки победителей буквально ломились от тяжести оружия, доспехов, дорогой посуды и домашней утвари, ценных вещей, отрезов ткани, серебряных и золотых изделий, мешков с пряностями и прочих товаров, конфискованных на рынках и складах иерусалимских городов.

Одним словом, по искренним убеждениям подданных ближневосточного владыки, джихад – полноценный и всеобъемлющий восторжествовал над просторами Палестины и Ливана. Однако сам Саладин считал, что священная война против латинян может считаться полностью завершенной только в том случае, если от присутствия франков будет очищен Иерусалим.

Правитель Сирии и Египта отлично понимал, если сейчас распустить его армию по домам, то в следующий раз в таком же составе она соберётся не ранее чем будущей весной. Конечно, за это время подданные Ги де Лузиньяна вряд ли смогут предпринять что-то кардинальное, а вот европейским монархам, могущественным аристократам и римскому папе вполне по силам организовать сбор военной помощи для защиты Святой Земли и Иерусалима.

Захват этого города, имевшего первостепенное значение сразу для трёх ведущих мировых религий – христианства, ислама и иудаизма, нельзя откладывать «до будущих времён». Действовать было необходимо именно теперь и сейчас, когда все условия благоприятствовали овладению Иерусалимом. Быстро собрав воедино свои отряды, султан выступил к «Святому городу».

После уничтожения объединённого крестоносного воинства близ Хаттина и последующими оглушительными успехами Салах ад-Дина немногочисленные защитники Иерусалима, местные жители и духовенство к концу рокового лета 1187 года находились на грани полнейшего отчаяния. Здесь и далее тексту размещены кадры из фильма из «Царство небесное» (Производство: США, Великобритания и Германия. 2005 год; режиссёр – Ридли Скотт, автор сценария – Уильям Монахан)
После уничтожения объединённого крестоносного воинства близ Хаттина и последующими оглушительными успехами Салах ад-Дина немногочисленные защитники Иерусалима, местные жители и духовенство к концу рокового лета 1187 года находились на грани полнейшего отчаяния. Здесь и далее тексту размещены кадры из фильма из «Царство небесное» (Производство: США, Великобритания и Германия. 2005 год; режиссёр – Ридли Скотт, автор сценария – Уильям Монахан)
-3
-4

Саладин, двигаясь к своей заветной цели, уже точно и определёно знал, что аль-Кудс аш-Шариф[1] придётся брать при помощи полноценной и полномасштабной осады. Ещё 5 сентября 1187 года в тот день, когда войско султана без боя вступило в капитулировавший Аскалон, туда же прибыла иерусалимская делегация для обсуждения дальнейшей судьбы своего города.

Салах ад-Дин предложил почётную капитуляцию на тех же условиях, что и для жителей Акры, Аскалона и Бейрута. Латиняне наотрез отказались сдавать султану Иерусалим, мотивировав своё категоричное решение тем фактом, что ни один католик не посмеет отдать сарацинам «Святой город», где принял смерть Спаситель, и в котором находится храм Святого Гроба Господня – величайшая святыня всех христиан.

Иерусалимские посланники надеялись, что смогут откупиться от неизбежной своей участи. Однако владыке Ближнего Востока был нужен именно Иерусалим. Как говорится, в данном конкретном случае торг был абсолютно неуместен. Впрочем, даже если бы Саладин согласился на откуп, то вряд ли бы жители «Святого города» смогли бы собрать назначенную им сумму, ибо финансовые дела латинян в свете последних событий находились в полнейшем расстройстве.

Итак, переговоры быстро зашли в тупик, и консенсуса достичь не удалось. Высокие договаривающиеся стороны холодно распрощались. Напоследок Салах ад-Дин, предоставив послам вооруженную охрану для сопровождения их до самых стен Иерусалима, пообещал, что если аль-Кудс не покорится своей судьбе мирно, то он – всемогущий султан захватит «Святой город» при помощи своего меча.

Переговоры Саладина и иерусалимской делегации проходили на фоне знакового астрономического события – солнечного затмения. И если католики увидели в этом пугающем небесном явлении предвестники больших бед и несчастий, то личный астролог султана истолковал затмение совершенно иначе. Он убедил Салах ад-Дина в том, что на небе окончательно закатилось солнце нечестивых латинян, и Аллах вскоре передаст в руки правоверных мусульман город, в котором пророк Мухаммед совершил свое достопамятное ночное восхождение. Владыка Сирии и Египта приказал, чтобы всем его воинам передали слова астролога. Как только распоряжение султана было исполнено, мусульманский стан охватило всеобщее ликование.

Кто знает, каким образом развивались бы дальнейшие события, если бы на исторической сцене в самый драматический момент не появился хорошо знакомый нам персонаж. Балиан II Ибелин, находившийся тогда в Тире, обратился к Саладину с личным посланием. В своём письме барон просил благородного владыку Сирии, Египта и всего Ближнего Востока оказать ему содействие в вопросе воссоединения с семьей.

Дело в том, что жена Балиана – бывшая королева Мария Комнина с тремя малолетними детьми находилась в Иерусалиме. Барон Ибелин просил дозволения у Саладина забрать жену и детей из обреченной столицы королевства, чтобы увезти их подальше от мест будущих жестоких сражений.

Султан охотно согласился оказать услугу своему «самому благородному и безмерно уважаемому противнику», но с одним условием: Балиан мог провести в Иерусалиме всего одну ночь. Ибелину предоставили право свободного проезда, а он в свою очередь, дал слово, что за всё время своей миссии не вынет меча из ножен.

Киновоплощение образа Балиана II Ибелина. Здесь и далее тексту размещены кадры из фильма из «Царство небесное» (Производство: США, Великобритания и Германия. 2005 год; режиссёр – Ридли Скотт, автор сценария – Уильям Монахан). В роли Балиана – британский актёр Орландо Джонатан Бланчард Блум
Киновоплощение образа Балиана II Ибелина. Здесь и далее тексту размещены кадры из фильма из «Царство небесное» (Производство: США, Великобритания и Германия. 2005 год; режиссёр – Ридли Скотт, автор сценария – Уильям Монахан). В роли Балиана – британский актёр Орландо Джонатан Бланчард Блум
-6
-7
-8

Оказавшись в Иерусалиме, отважный и благородный барон стал очевидцем удручающей и горестно-безысходной картины. В отсутствии короля, опытных полководцев и военачальников, оборону города возглавил патриарх иерусалимской латинской церкви Ираклий. Ближайшими его помощниками оказались уцелевшие чиновники и тыловики Ордена тамплиеров и госпитальеров – казначеи, канцелярские служащие, интенданты, попечители лазаретов.

Пожилой патриарх ничего не смыслил в военном деле и осадном искусстве, а его помощники также не имели собственного надлежащего практического боевого опыта. Всюду царили растерянность, страх и смятение. Паника, прочно и цепко охватившая большинство столичных жителей, периодически сменялась всеобщей апатией и покорностью приближающейся катастрофе.

Узнав о том, что в Иерусалим прибыл Балиан, горожане и беженцы чрезвычайно воодушевились. Толпы людей, представлявших самые разные сословия, буквально умоляли барона со слезами на глазах, чтобы он в этот роковой и судьбоносный час не оставил «Святой город» и его жителей на погибель и поругание сарацин, взяв на себя руководство обороной.

Глубоко тронутый, Балиан согласился возглавить столичный гарнизон и оборонять Иерусалим до последней возможности. Ибелин написал Саладину извинительное письмо, в котором подробно и обстоятельно объяснил, по каким причинам он нарушил данную султану клятву. Салах ад-Дин не только простил Балиана, но и полностью одобрил его поступок. Чтобы семья барона не пострадала во время предстоящих штурмов, Саладин предоставил Марии Комниной, её детям, слугам и домочадцам возможность покинуть Иерусалим. Семью Балиана Ибелина до самого Тира сопровождал вооруженный эскорт.

О том, какие меры предпринял новый командующий обороной «Святого города», подробно рассказывает Стивен Рансимен – известный современный британский профессор истории, медиевист и специалист по изучению эпохи Крестовых походов: «В Иерусалиме Балиан сделал все, что было в его силах… На каждого мужчину в городе приходилось теперь пятьдесят женщин и детей. На весь Иерусалим было только два рыцаря, и Балиан возвел в рыцари каждого мальчишку старше шестнадцати из благородной семьи, а также сделал рыцарями тридцать простых горожан.

Он рассылал по городу специальные отряды, чтобы собрать все доступное продовольствие, прежде чем мусульмане окончательно замкнут осаду. Балиан реквизировал в пользу города королевскую сокровищницу и деньги, которые Генрих II послал госпитальерам[2]. Он даже снял серебряные пластины с купола храма Гроба Господня. Оружие выдавали в руки любому мужчине, способному его держать»[3].

Армия Салах ад-Дина вплотную подошла к стенам Иерусалима 20 сентября. Баха ад-Дин – духовный наставник султана, его доверенный советник и личный биограф, утверждал в своих сочинениях, что к началу осады «в городе было полно воинов, и пеших, и конных, и их численность, по самым скромным подсчетам, превышала 60 000, а кроме того были еще женщины и дети»[4].

-9
-10
-11

Другие мусульманские средневековые хронисты, оценивая численность населения Иерусалима, называют ещё более высокие и нереальные цифры – 100 000 человек[5]. И хотя многие современные авторы принимают на веру сведения Бахи ад-Дина[6], в реальности, как показали дальнейшие события, в Иерусалиме (учитывая беженцев) находилось порядка 30-35 тысяч мирных жителей, а количество вооруженных защитников не превышало нескольких сотен человек[7].

Первоначально султан расположил свои главные силы напротив западного сектора внешней крепостной стены. Четыре десятка катапульт начали методичный обстрел 800-метрового участка крепостной стены, протянувшейся от Ворот Давида (Яффских ворот) до Дамасских Ворот (Святого Стефана). 21 сентября исламское войско предприняло несколько попыток взять избранный участок стены при помощи массированных приступов.

Известный средневековый курдский историк Ибн аль-Асир в своей хронике оставил подробный отчёт о первых днях осады Иерусалима: «Началось самое ожесточенное сражение, которое только можно себе представить. Каждая сторона отчаянно сражалась в битве во имя своей веры. Командирам не приходилось подгонять или подбадривать своих людей. Они сдерживали врага, не жалея сил, и отбивали атаки, не отступая ни на шаг. Каждое утро франкская кавалерия совершала вылазки, вызывая противника на бой. В стычках многие были убиты. Среди мусульманских мучеников был эмир Изз ад-Дин Иса ибн Малик, один из главных эмиров и сын правителя Джабара»[8].

Пять дней потребовалось Салах ад-Дину и его военным советникам, чтобы окончательно убедиться в ошибочном расположении своих главных сил. Султан, а также лучшие его полководцы и инженеры-фортификаторы вспомнили, что 88 лет назад крестоносцы, имея гораздо меньше наличных сил, вязли приступом Иерусалим, сосредоточив свои усилия на штурме северо-восточного сектора внешних крепостных укреплений.

25 сентября, следуя примеру Готфрида IV Бульонского, владыка Ближнего Востока приказал переместить все баллисты и камнемёты на возвышенности, обрамлявшие Кедронскую долину, и, прежде всего, на Масличную гору. Для штурма и захвата крепостных стен были изготовлены 12 передвижных осадных башен.

Имад ад-Дин аль-Исфахани – главный личный секретарь султана и распорядитель всей его канцелярии оставил письменные свидетельства того, какой эффект вызывал единовременный концентрированный обстрел Иерусалима при помощи мусульманской камнемётной «артиллерии»: «…Он [Саладин] построил метательное орудие, чтобы излить потоки ужаса на проклятого врага, и вынудил его укрыться за стенами крепости, откуда тот не осмеливался больше выйти. За крепостной стеной его ждала смерть, несчастья и гибель души. Тамплиеры стонали, бароны низвергались в ад, госпитальеры возносили к небу проклятия, "братьев" неминуемо ждала смерть.

Ничто не могло защитить от летевших с неба камней; огонь желания обжигал сердца сражающихся, лица воинов были обращены на оружие, пыл боя терзал их сердца, руки сжимали вынутые из ножен мечи, грудь теснило от желания дойти до конца, камни, летевшие из метательных орудий, ударялись в крепостные стены и ломали зубцы бойниц… Огненные смерчи обрушивались с неба, скалы вырастали из земли, все вокруг тонуло в вихре искр! Ничто не могло сравниться с бедствиями, наносимыми метательными орудиями, уничтожающими все на своем пути, со звуком, сопровождающим полет камней, и грохотом, с которым они приземлялись…»[9].

Штурм крепостных стен Иерусалима при помощи передвижных осадных башен не возымел того эффекта, на который расчитывал Салах ад-Дин
Штурм крепостных стен Иерусалима при помощи передвижных осадных башен не возымел того эффекта, на который расчитывал Салах ад-Дин
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21

Однако окончательно сломил сопротивление осажденных отнюдь не постоянный обстрел стен и внутреннего пространства города каменными снарядами, не бесконечный «дождь» быстрых, неуловимых и свистящих стрел, посылаемых мусульманскими стрелками по навесной траектории с близлежащих высот. К исходу 29 сентября землекопы Салах ад-Дина успешно и незаметно прорыли подземную галерею под основание одной из стен.

После того как расширенный и углубленный подземный ход был обрушен мусульманскими минёрами, в одной из стен, расположенных близ Иерихонских Ворот, образовалась широкая брешь. Быстро и надёжно заделать её наглухо не представлялось возможным. Защита данного уязвимого участка, который доблестные воины джихада намеревались штурмовать со всей неистовостью, яростью, одержимостью и отчаянным напором, становилась равносильной быстрой и поголовной гибели всего немногочисленного иерусалимского гарнизона.

Балиан Ибелин осознал, что настало время договариваться, а точнее выторговывать наиболее приемлемые условия сдачи «Святого города». Все подробности и детали переговоров между предводителем защитников Иерусалима и Салах ад-Дином, проходившие в несколько этапов с 30 сентября по 2 октября, можно узнать, воспользовавшись источниками, указанными под этой ссылкой[10].

Это была очень увлекательная дипломатическая, психологическая и межличностная дуэль двух противников практически равных по силе интеллекта, духа, целеустремленности и степени благородства. К сожалению, чтобы рассказать об этом поединке умов, потребуется целая публикация. По этой причине, чтобы не отвлекаться от хода главного повествования, сообщим лишь о главных итогах достигнутых взаимных договоренностей.

Прежде всего, барону Балиану удалось сохранить жизни своих единоверцев, соотечественников и подчиненных. Несмотря на то, что гарнизон «Святого города» оказал упорное сопротивление, убив и покалечив сотни воинов султана, Саладин дал слово государевой чести, что в Иерусалиме после сдачи его не будет убийств, расправ, поисков тех, кто недавно сражался на стенах, и прочих проявлений насилия в отношении всех христиан.

Более того, Саладин разрешил покинуть Иерусалим всем желающим, прихватив с собой личное имущество. Однако из города могли беспрепятственно выйти лишь те, кто внесёт за свою свободу выкуп. В окончательном варианте суммы составили следующие значения: 10 динаров требовалось уплатить каждому из мужчин, свобода женщин стоила в два раза дешевле – 5 динаров, а за ребёнка необходимо было внести один динар. Предельный срок выплаты составил 40 дней. По истечении этого времени, все жители Иерусалима, кто не внёс за себя требуемый взнос, становились рабами Салах ад-Дина и его подданных.

Балиан Ибелин справедливо заметил, что в Иерусалиме находятся тысячи местных бедняков и беженцев, которые не состоянии выкупить свободу для себя, своих родных и близких. Султан выразил готовность предоставить свободный выход всем малоимущим жителям Иерусалима, если ему разом выплатят 100 000 динаров.

Штурм мусульманскими войсками проломленного (обрушенного при помощи подкопа) участка стены стала ключевым и поворотным эпизодом всей осады Иерусалима
Штурм мусульманскими войсками проломленного (обрушенного при помощи подкопа) участка стены стала ключевым и поворотным эпизодом всей осады Иерусалима
-23
-24
-25

Для казны «Святого города» это была неподъёмная сумма. С огромным трудом барон Ибелин собрал 30 000 золотых монет. Для этого пришлось истратить оставшиеся деньги Генриха II Плантагенета, а также позаимствовать часть накоплений тамплиеров и госпитальеров. Поскольку оба Великих магистра отсутствовали, то без их личного разрешения орденские казначеи отказались выдать в долг деньги, имевшиеся в достатке иу храмовников, и у иоаннитов.

Скупой патриарх Ираклий – этот старый развратник, взяточник, казнокрад и стяжатель трясущейся рукой отсчитал десять динаров, после чего, купив себе право свободного выхода, поспешно покинул Иерусалим в окружении личных слуг и клириков, которые исполняли роль возниц и погонщиков. Следом за главой католической церкви Утремера потянулся обоз из дюжины телег, доверху нагруженных всевозможными ценностями, личным скарбом и присвоенным «под шумок» церковным имуществом.

По оценкам вельмож Салах ад-Дина, седовласый алчный высокопоставленный католический иерарх вывез с собой колоссальное количество самых разных ценных предметов, вещей и храмовой утвари, общая стоимость которых составляла не менее 200 000 золотых динаров![11] В завершении темы, связанной с непомерной жадностью и беспринципностью католического патриарха, будет вполне уместно и логично привести два взаимно дополняющих друг друга комментария, принадлежащие перу разных авторов.

«Патриарх вывез сокровища из церквей, золотые потиры и дароносицы и даже золотое блюдо из храма Гроба Господня, не считая своих значительных собственных сбережений, которые вполне могли бы пойти на выкуп еще остававшихся в городе бедняков. Когда эмиры обратились к Саладину с просьбой не позволить старому мошеннику безнаказанно уйти с награбленным добром, султан ответил: "Нет, я не нарушу своей договоренности". И патриарх покинул город, как и все остальные, за десять динаров. Именно мусульманский правитель должен был внушить христианскому священнику понятие о благотворительности»[12].

«На одном из верблюдов ехала любовница патриарха, за которую он поначалу "забыл" заплатить выкуп, видимо, решив немного сэкономить. По другой, ещё более забавной версии, Ираклий пытался выехать из города, не заплатив выкуп даже за самого себя, и Салах ад-Дин лично остановил его у ворот, потребовал расплатиться, после чего патриарх дрожащими руками отсчитал десять динаров и положил их на поднос перед султаном»[13].

По данным французского историка-медиевиста Жоржа Тата 8000 жителей Иерусалима выкупились самостоятельно за свои средства, ещё 10 000 латинян были отпущены Салах ад-Дином без уплаты выкупа (в знак доброй воли и по случаю победоносного завершения джихада), а от 10 до 15 тысяч христиан стали невольниками (из них порядка 5000 человек были отправлены на строительные работы в Египет)[14].

Известный современный британский профессор истории, авторитетный медиевист Томас Эсбридж в своём фундаментальном труде, посвященном эпохе Крестовых походов, пишет о том, что рабами мусульман по истечении 40-дневного срока, предоставленного Саладином на сбор денег, стали 15 000 человек – 7000 мужчин и 8000 женщин[15]. Этой же цифры – 15 000 невольников придерживается другой британский профессор истории, арабист и востоковед – Стэнли Лейн-Пул, ссылаясь на записи Имад ад-Дина аль-Исфахани[16].

В качестве дополнительной меры устрашения и деморализующего воздействия на осаждённых Салах ад-Дин активно применял ночные обстрелы Иерусалима огненными снарядами
В качестве дополнительной меры устрашения и деморализующего воздействия на осаждённых Салах ад-Дин активно применял ночные обстрелы Иерусалима огненными снарядами
-27
-28
-29

Наконец, некоторые ультрасовременные авторы полагают, что в мусульманскую неволю угодили 11 000 христиан, проживавших или находившихся в Иерусалиме на момент осады его войском Саладина[17]. Согласно преданию, Баллиан Ибелин, добившийся свободы почти для 10 000 своих единоверцев и соотечественников, не смог найти денег, чтобы выкупить из неволи собственную дочь, которая якобы в последствие была продана в гарем багдадского халифа[18].

Невольников могло оказаться гораздо больше. В последний момент, вняв просьбам патриарха о проявлении милости и снисхождения к мирным жителям «Святого города», султан отпустил без выкупа 500 пожилых и престарелых христиан. В знак высокого и искреннего уважения к боевым, дипломатическим, рыцарским и человеческим качествам Балиана Ибелина владыка Сирии и Египта даровал свободу ещё семистам жителям Иерусалима.

В плане сострадания, благородства и милосердия по отношению к несчастным беднякам-христианам от султана не отставал и его младший брат Аль-Адиль Сайф ад-Дин Абу Бакр Ахмад ибн Наджм ад-Дин Айюб. В числе прочих трофеев и военной добычи он получил тысячу иерусалимских невольников. Видя, как матери и отцы, рыдая, обнимали своих детей, с ужасом ожидая скорой разлуки, наместник Каира проникся искренней жалостью и сочувствием к бедным горожанам, ставшим заложниками суровой и безжалостной судьбы.

Следуя заветам Корана, младший брат Саладина проявил невиданную милость и гуманизм по отношению к обездоленному и глубоко страдающему бедному люду, исповедовавшему иную веру. Аль-Адиль ибн Наджм ад-Дин Айюб даровал свободу всем иерусалимским невольникам, которые достались ему в качестве «живых трофеев».

2 октября 1187 года (в 27-й день месяца раджаб 583 года хиджры[19]) в пятницу – священный для всех мусульман день Салах ад-Дин и его ближайшие сподвижники торжественно вступили в Иерусалим. Свой триумфальный въезд султан приурочил именно к той дате, когда мусульмане всего мира отмечали важный религиозный праздник Аль-Исра́ и ва-ль-Ми'радж – ночное путешествие Пророка Мухаммеда в Иерусалим и последующее его вознесение на небеса.

Согласно воспоминаниям приближенных султана, сохранившихся в мусульманских первоисточниках до наших дней «в тот первый день своего пребывания в Иерусалиме Салах ад-Дин в сопровождении огромной толпы советников, эмиров, богословов и простых воинов ходил от одной [мусульманской] святыни к другой и возле каждой простирался ниц, самозабвенно молился и рыдал, как ребёнок…»[20].

Пятидесятилетний владыка Сирии, Египта и большей части Ближнего Востока мог себе позволить даже в глаза собственных верноподданных выглядеть по-детски счастливым и нелепым. В тот достопамятный день всемогущий султан имел права себе позволить всё, что угодно (в рамках норм мусульманских приличий, этики и морали, разумеется).

Наконец-то, сбылась давняя и заветная мечта Салах ад-Дина – ценой малой крови он победоносно и триумфально завершил джихад величайшим для исламского мира событием – отвоеванием Иерусалима. Спустя 88 лет после захвата «Святого города» участниками Первого крестового похода аль-Кудс аш-Шариф вновь стал неотъемлемой частью мусульманской цивилизации и третьим по степени значимости (после Мекки и Медины) городом в истории исламской религии.

Общий ход осады Иерусалима (21 сентября – 2 октября 1187 года). Источник: Хаттин, 1187 // 100 битв, которые изменили мир, 2012. – № 67. С. 29
Общий ход осады Иерусалима (21 сентября – 2 октября 1187 года). Источник: Хаттин, 1187 // 100 битв, которые изменили мир, 2012. – № 67. С. 29
ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] - одно из распространенных средневековых арабских названий Иерусалима. Нынешнюю израильскую столицу мусульмане также в Средние века довольно часто называли Уршалим (Урушалим) и Уршалим аль-Кудс.

[2] - английский король Генрих II Плантагенет в последние годы своей жизни мечтал совершить паломничество в Иерусалим, чтобы очистить душу от многочисленных грехов своих, содеянных им во время правления. Однако постоянные неотложные дела, внутрисемейные конфликты, военно-политическое противостояние с Францией и прочие проблемы так и не позволили правителю Англии отправиться в Палестину.

Осенью 1184 года во время визита в Лондон посланников Балдуина IV Прокажённого английский государь вручил Великому магистру Ордена тамплиеров ларец с золотыми и серебряными монетами. Генрих II попросил магистра взять на сохранение и не тратить эти деньги, собранные им специально для организации масштабного паломничества, до прибытия английских пилигримов в Иерусалим. Часть средств, переданных госпитальерам на хранение Генрихом II Плантагенетом, была потрачена на наём и оплату содержания иерусалимского войска, уничтоженного в битве при Хаттине.

[3] - Рансимен С. Завоевания крестоносцев. Королевство Балдуина I и франкский Восток / Пер. с англ. А. Б. Давыдовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. С. 468-469.

[4] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 115.

[5] - Виймар П. Крестовые походы. Миф и реальность «священной войны» / Пер. с франц. Д. А. Журавлевой. – СПб.: Евразия, 2003. С. 351;

- Габриэли Ф. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Арабские историки о противостоянии христианства и ислама в Средние века / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО Центр полиграф, 2019. С. 160.

[6] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 175.

- Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х тт. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. С. 391;

- Хаттин, 1187 // 100 битв, которые изменили мир, 2012. – № 67. С. 28.

[7] - Владимирский А. В. Саладин – победитель крестоносцев / Александр Владимирский. – М.: Вече, 2023. С. 130;

- Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство / Пер. с фр. А. Ю. Карачинского; Вступ. ст. С. В. Близнюк. – СПб.: «Издательская группа Евразия», 2002. С. 175;

- Тат Ж. Крестовые походы / Жорж Тат; [пер. с фр. М. Тюриной]. – М.: Олимп [и др.], 2003. С. 116;

- Рансимен С. Завоевания крестоносцев. Королевство Балдуина I и франкский Восток / Пер. с англ. А. Б. Давыдовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. С. 470.

[8] - Габриэли Ф. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Арабские историки о противостоянии христианства и ислама в Средние века / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО Центр полиграф, 2019. С. 150.

[9] - Владимирский А. В. Саладин – победитель крестоносцев / Александр Владимирский. – М.: Вече, 2023. С. 132-133.

[10] - Виймар П. Крестовые походы. Миф и реальность «священной войны» / Пер. с франц. Д. А. Журавлевой. – СПб.: Евразия, 2003. С. 349-351;

- Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 158-161;

- Габриэли Ф. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Арабские историки о противостоянии христианства и ислама в Средние века / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО Центр полиграф, 2019. С. 151-152, 158-160;

- Владимирский А. В. Саладин – победитель крестоносцев / Александр Владимирский. – М.: Вече, 2023. С. 133-144.

[11] - Рансимен С. Завоевания крестоносцев. Королевство Балдуина I и франкский Восток / Пер. с англ. А. Б. Давыдовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. С. 472;

- Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 164;

- Владимирский А. В. Саладин – победитель крестоносцев / Александр Владимирский. – М.: Вече, 2023. С. 132.

[12] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 180.

[13] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 164.

[14] - Тат Ж. Крестовые походы / Жорж Тат; [пер. с фр. М. Тюриной]. – М.: Олимп [и др.], 2003. С. 116.

[15] - Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 353.

[16] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 181;

- Габриэли Ф. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Арабские историки о противостоянии христианства и ислама в Средние века / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО Центр полиграф, 2019. С. 162.

[17] - Мельвиль М. История ордена тамплиеров / Марион Мельвиль; пер. с фр. Г. Ф. Цыбулько. – СПб.: Евразия, 2006. С. 130.

[18] - Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х тт. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. С. 394.

[19] - Хи́джра в дословном переводе с арабского означает «переселение». 24 сентября 622 года (по юлианскому календарю) мусульманская община, которую возглавлял пророк Мухаммед, переселилась из Мекки в Медину. Это событие, получившее название хиджра, стало отправной точкой отсчёта нового летосчисления – первым годом исламского лунного календаря.

Окончательный переход на летосчисление с хиджры мусульманские правители начали в 637 году – в период правления второго праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба. За отправную точку новой эры (по велению халифа) был взят не сам день прибытия Пророка в Медину, а 1-е мухаррама – первый день первого месяца исламского лунного календаря. Эта каноническая дата – 1 мухаррама по хиджре соответствует 16 июля 622 года по юлианскому календарю.

[20] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 162.

-31
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:

Джеймс Кокран Стивенсон Рансимен (1903-2000) – известный британский историк-медиевист, византинист. Профессор истории, доктор философских наук, член-корреспондент Британской академии и Американской академии медиевистики, профессор византийского искусства Стамбульского университета. Автор трёх десятков книг, посвященных истории Византии и эпохе Крестовых походов. Главный его фундаментальный труд – трёхтомная «История крестовых походов».

Томас Скотт Эсбридж (род. 1969) – доктор истории Лондонского университета королевы Марии. Является автором двух десятков документальных книг по эпохе Крестовых походов, Средневековой Англии и Франции. Эсбридж написал сценарий для документального трехсерийного сериала BBC Two о Крестовых походах.

Стенли Эдвард Лейн-Пул (1854-1931) – известный британский историк, профессор арабистики, востоковед, специалист по истории ислама и средневековой нумизматике. Автор двух десятков исторических исследований и 72 научных статей. Главным предметом его изучения были средневековый Египет, Турция и Палестина, а также исследования отдельных текстов Корана. На русский язык переведены наиболее известные исторические произведения Стенли Лейн-Пула – биография Салах ад-Дина (книги «Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев» и «Саладин и падение Иерусалимского королевства»), история берберских пиратов, а также главный фундаментальный труд – «Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями».

Франческо Габриели (1904-1996) – известный итальянский медиевист, авторитетный европейский востоковед, профессор арабского языка и литературы Римского университета. Сфера его научной деятельности – изучение средневековой истории стран Азии и Ближнего Востока, литературы арабских стран и истории ислама. Профессор Габриели – один из главных авторов второго издания фундаментальной «Энциклопедии ислама». В своём фундаментальном труде – «Крестовые походы. Взгляд с Востока. Арабские историки о противостоянии христианства и ислама» он собрал и обобщил труды семнадцати авторов средневекового Востока.

Жан Бартельми Ришар (1921-2021) – известный французский историк-медиевист, признанный специалист по эпохе Средневековья, профессор истории и литературы. За свою долгую жизнь занимал много должностей: возглавлял кафедру истории Бургундии, был деканом Факультета искусств, сначала являлся почётным членом Академии надписей и изящной словесности, а затем стал её президентом.

Жан Ришар длительное время был бессменным почётный президентом Общества изучения крестовых походов и Латинского Востока. Он является автором многочисленных фундаментальных трудов, монографий, статей и публикаций оп истории государств латинского Востока, эпохи Крестовых походов, миссии католической церкви в эпоху Средневековья, а также по истории Кипрского королевства и Бургундского герцогства.

Петр Ефимович Люкимсон (род. 1963) – русскоязычный писатель и журналист, на данный момент проживающий в Израиле. Известен в России как автор исторических очерков, научно-популярных статей и повестей, посвященных библейской истории. В Израиле приобрёл широкую известность как мастер политического интервью, а также как автор целого ряда журналистских расследований на криминальные и злободневные темы.

Пётр Люкимсон автор увлекательных биографий известных библейских и античных персонажей: трёх легендарных правителей – Ирода Великого, Давида и Соломона, а также пророка Моисея, историка Иосифа Флавия, философа Бенедикта Спинозы, братьев Нобелей и основателя психоанализа – Зигмунда Фрейда. Однако наибольшей известностью и популярностью среди всех книг Петра Люкимсона пользуется биография Салах ад-Дина.

Александр Владимирович Владимирский (род. 1966) – современный российский писатель. Первоначальную известность и популярность приобрёл благодаря своим книгам, написанным в разных жанрах – от фантастики и детектива до приключенческого романа. Однако наибольший читательский успех имели его исторические и биографические произведения. Александр Владимирский более всего известен как автор популярных биографий двух султанов Саладина (Салах ад-Дина) и Сулеймана Великолепного. Кроме того, из-под его пера вышли биографии известных политиков Кемаля Ататюрка, Махатмы Ганди, Джона Кеннеди, а также Григория Распутина.

Абу-ль-Махасин Баха ад-Дин Юсуф ибн Рафи ибн Тамим (1145-1234) – средневековый курдский историк, богослов, биограф, сочинитель, биограф, мусульманский правовед, более известный как Баха ад-Дин («Светоч Религии»). К своему 45-летию он заслужил репутацию образцового правоверного мусульманина, жившего по канонам ислама, совершившего хадж в Мекку и посетившего все священные для мусульман места в Палестине.

Баха ад-Дин был не только биографом Салах ад-Дина, но и его личным советником, а также духовным наставником. Кроме того, Баха ад-Дин преподавал в престижном медресе Мосула, занимал должности кади (верховного судьи по гражданским и религиозным делам) и кади ал-аскар (верховного военного судьи в войске Саладина). Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад подарил Салах ад-Дину книгу о важности ведения священной войны с неверными.

Баха ад-Дин лично сопровождал Саладина во время его последних военных походов, а потому его труд «Жизнь Салах ад-Дина», известный западному и российскому читателю под названием «Саладин: Победитель крестоносцев», представляет собой очень важную историческую ценность. Баха ад-Дин, как ближайший советник султана, был в курсе многих не только военных, но и политических дел последних лет жизни Саладина.

Впрочем, назвать его беспристрастным биографом нельзя, ведь труд Бахи ад-Дина – это панегирик Саладина, который предстает перед читателем практически идеальным правителем и почти безгрешным мусульманином. Помимо биографии Салах ад-Дина, перу Бахи ад-Дина принадлежат труды по истории Халеба, а также трёхтомник по мусульманскому праву (фикху).

Грановский Александр Владимирович (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Одним из наиболее известных его фундаментальных трудов является подробнейший и исторически достоверный двухтомный труд «Крестовые походы».

-32

ПОЛНОСТЬЮ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ «Хроники Саладина. Завоевание Утремера» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:

Часть 1-я. Крушение Иерусалимского королевства

Часть 2-я. Над «Святым городом» вновь взошёл исламский полумесяц…

Часть 3-я. Новый владыка Иерусалима

Часть 4-я. Судьбы людские, судьбы христианские

Часть 5-я. Неприступный Тир

Часть 6-я. Покорение Леванта

Часть 7-я. Разгром княжества Антиохийского и окончание джихада

-33

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)

-34