Найти в Дзене
Generalissimus

Хроники Саладина. Завоевание Утремера. Часть 3-я. Новый владыка Иерусалима

Продолжение. Предыдущую часть публикации данного цикла можно прочесть, перейдя по этой ссылке Эпиграфом к сегодняшней публикации послужит цитата, принадлежащая современному ливанскому историку Амину Маалуфу: «Саладин завоевал Иерусалим вовсе не для того, чтобы собрать горы золота, и ещё меньше, чтобы осуществить месть. Он всегда стремился, по его словам, исполнить свой долг в отношении Аллаха и веры. Его победа имела целью освобождение Святого Града от ига захватчиков и при этом без кровопролития, без разрушения, без ненависти. Его счастье состояло в том, чтобы пасть на землю там, где без него не смог бы молиться ни один мусульманин»[1]. Торжественно вступив в Иерусалим, первым делом Салах ад-Дин посетил все его достопримечательности и святыни, особо почитавшиеся у правоверных мусульман. Султан приказал немедленно задействовать все силы и ресурсы для того, чтобы очистить, восстановить и вновь сделать пригодными для проведения молитв две наиболее почитаемые в исламском мире мечети. Перв
Оглавление

Продолжение. Предыдущую часть публикации данного цикла можно прочесть, перейдя по этой ссылке

Эпиграфом к сегодняшней публикации послужит цитата, принадлежащая современному ливанскому историку Амину Маалуфу: «Саладин завоевал Иерусалим вовсе не для того, чтобы собрать горы золота, и ещё меньше, чтобы осуществить месть. Он всегда стремился, по его словам, исполнить свой долг в отношении Аллаха и веры. Его победа имела целью освобождение Святого Града от ига захватчиков и при этом без кровопролития, без разрушения, без ненависти. Его счастье состояло в том, чтобы пасть на землю там, где без него не смог бы молиться ни один мусульманин»[1].

Торжественно вступив в Иерусалим, первым делом Салах ад-Дин посетил все его достопримечательности и святыни, особо почитавшиеся у правоверных мусульман. Султан приказал немедленно задействовать все силы и ресурсы для того, чтобы очистить, восстановить и вновь сделать пригодными для проведения молитв две наиболее почитаемые в исламском мире мечети.

Первая из них – Аль-Масджид аль-Акса, была заложена по инициативе и настоянию второго праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба, а вторая – Купол Скалы (Куббат ас-Сахра) возведена на том самом месте, откуда по преданию Пророк Мухаммед вознёсся на небеса. Мечеть Аль-Акса была превращена тамплиерами в их главный храм, а соседние постройки использовались под складские помещения, конюшни и казармы. Тут же недалеко от мусульманских святынь находились стойла для домашнего скота и отхожие места.

Саладин приказал без промедления приступить к очистке всей территории Храмовой горы, которую арабы называли аль-Харам аль-Кудс аш-Шариф («Благодатное святилище»). Султан распорядился, чтобы реставраторы обеим святыням как можно скорее возвратили их первоначальный облик. Когда все постройки тамплиеров были снесены Салах ад-Дин велел бережно очистить Купол Скалы от всех загрязнений, а затем все очищенные поверхности омыть благодатной розовой водой.

Однако ещё до того, как владыка Ближнего Востока занялся восстановлением внешнего вида святынь, очищением их от латинской и тамплиерской скверны, а также последующим освящением, по приказу Саладина и имамов из его ближайшего окружения был совершён один из самых важных актов торжества ислама над низвергнутой в прах католической верой.

Известный курдский средневековый историк в своей хронике подробно зафиксировал это долгожданное для сотен тысяч мусульман Палестина и всего Востока событие: «В самой верхней части Купола Скалы был установлен большой позолоченный крест. В пятницу [2 октября 1187 года], когда мусульмане вошли в город, несколько человек забрались на купол, чтобы убрать крест. Лишь только они достигли креста, снизу донесся громкий крик – и из города, и из-за стен. Мусульмане кричали от радости, а франки – от горя. Крик был такой громкий, что земля содрогнулась…»[2].

Мусульманское святилище Купол Скалы (Куббат ас-Сахра) в эпоху Средневековья. Современная историко-археологическая реконструкция. Источник: https://yandex.ru/images
Мусульманское святилище Купол Скалы (Куббат ас-Сахра) в эпоху Средневековья. Современная историко-археологическая реконструкция. Источник: https://yandex.ru/images

Многие приверженцы и приближенные Салах ад-Дина горячо и настойчиво убеждали его в том, что непременно следует до самого основания разрушить храм Святого Гроба Господня. По мнению сторонников этого радикального архитектурно-религиозного вандализма, подобная акция раз и навсегда заставит нечестивых латинян отказаться от вторжений в палестинские земли и новых попыток завоевать Иерусалим.

Выслушав доводы своих воинствующих верноподданных, султан спокойно и аргументировано возразил, что христиане поклоняются не столько храму, сколько месту, где был распят Иисус Христос. Даже если весь Иерусалим будет срыт до основания и предан забвению, то европейские паломники всё равно будут посещать Палестину, чтобы поклониться своим святым местам.

Зачем уничтожать прекрасный шедевр мирового зодчества? Зачем обретать дурную славу нетерпимых и богомерзких вандалов – осквернителей и разрушителей главной святыни всего христианского мира? Путь безоружные латинские и православные паломники – страждущие и истинно верующие без страха за свою жизнь и свободу посещают «Святой город», соблюдая новые местные порядки, законы, обычаи и нормы морали. Пусть за умеренную плату все желающие получат возможность войти в храм Гроба Господня и совершить покаянную молитву. Такова была цепь логических рассуждений Салах ад-Дина.

Как только известия о падении Иерусалима стали распространяться по городам и странам мусульманского Востока сотни богословов, имамов, дервишей, суфиев и простых паломников начали стекаться в «Святой город», чтобы принять личное участие в грядущих торжествах церемонии освящения мечети Аль-Акса и Купола Скалы. Иностранные посольства и депутации мусульман сменяли друг друга, бурля бесконечным потоком в походном шатре всемогущего султана, установленном за стенами Иерусалима.

Богословы, имамы, философы, знатоки исламской религиозной литературы и прочие посетители читали вслух или воспроизводили по памяти суры из Корана, поэты и литераторы восторженно декламировали поэмы, оды и панегирики собственного сочинения, посвященные ратным, политическим и религиозным доблестям, заслугам и добродетелям владыки Сирии, Египта и Ближнего Востока.

Несмотря на колоссальную занятость, общими усилиями начальник султанской канцелярии Имад ад-Дин аль-Исфахани и Салах ад-Дин совместными усилиями собственноручно написали 70 сообщений правителям исламского мира. В этих посланиях Саладин оповещал багдадского халифа, его наместников, эмиров, атабеков, сельджукских султанов и прочих мусульманских государей, что отныне Иерусалим вновь обрёл статус важной и неотъемлемой части исламской цивилизации.

Мечеть Аль-Масджид аль-Акса, современный вид. Источник: https://wikiway.com/izrail/ierusalim/mechet-al-aksa/photo/
Мечеть Аль-Масджид аль-Акса, современный вид. Источник: https://wikiway.com/izrail/ierusalim/mechet-al-aksa/photo/
-4
-5
-6
-7

В пятницу 9 октября, ровно через неделю после вступления Салах ад-Дина в Иерусалим, в восстановленной, отремонтированной, очищенной и заново освященной мечети аль-Акса состоялся первый за 88 лет всеобщий молебен. Современный израильский историк Пётр Ефимович Люкимсон подробно описывает предварительную часть торжественной церемонии:

«Десятки тысяч мусульман собрались в этот день на Храмовой горе, вокруг мечети Аль-Акса для вознесения благодарственной молитвы. Над всем городом и над каждым отрядом развевалось желтое знамя Салах ад-Дина с выведенным на нем витиеватыми буквами "законом" – "Нет Бога, кроме Аллаха", а также черное знамя багдадского халифа. Трубили трубы, и раздавалась торжественная дробь барабана»[3].

Честь произнести пятничную хутбу[4] была предоставлена Моха ад-Дину Ибн аль-Заки – главному кади (мусульманскому судье) Дамаска. Свою торжественную речь авторитетный дамасский гость, облаченный в чёрные шёлковые одеяния, произносил, стоя за кафедрой, которую изготовили и освятили ещё во времена правления Имад ад-Дина Махмуда Занги.

Проповедь была очень долгой и эмоциональной, а основная суть её уместилась в следующих словах, восторженно произнесенных Ибн аль-Заки и многократно усиленных акустикой сводов мечети Аль-Акса: «Слава Аллаху, даровавшему исламу эту победу и вернувшему этот город в лоно веры после векового проклятия! Слава воинству, которое он избрал для этого завоевания! И слава тебе, Салах ад-Дину Юсуфу, сыну Айюба, вернувшему этому народу его поруганное достоинство!»[5]

После завершения пятничной молитвы Саладин распорядился о продолжении реставрационных работ в мечети аль-Акса. Султан с одобрения имамов решил украсить стены позолоченной мозаичной плиткой, а полы отделать мрамором самого лучшего качества. Владыка Ближнего Востока повелел принести в мечеть несколько самых лучших копий Корана. Читать священные тексты предстояло самым опытным, благочестивым и авторитетным богословам.

Салах ад-Дин в полном объёме исполнил свои обещания, касающиеся дальнейшего проживания в Иерусалиме христиан – католиков, православных и представителей различных ближневосточных христианских сект. Все, кто регулярно, исправно, в установленный срок платил подушную подать, которую мусульмане называли «джизья» (джизия; иначе – харадж), соблюдал местные законы, не нарушал общепринятых норм исламской морали и повседневного бытия, мог и далее проживать «по прежнему месту прописки и регистрации».

Всем порядочным, законопослушным, исправно платящим налоги и подати жителям Иерусалима, вне зависимости от вероисповедания, была гарантирована личная, финансовая и имущественная неприкосновенность, а также возможность общаться в местные суды и органы власти в случае нарушения их прав и свобод.

Саладин дал указание иерусалимскому наместнику оставить действующими несколько церквей и храмов в «Святом городе» и его окрестностях, где могли без опаски молиться и проводить свои религиозные обряды католики, православные греки, представители Апостольской армянской церкви, сирийские и палестинские христиане.

-8

Когда невероятные новости о величайших военных победах, масштабных завоеваниях и политических триумфах Саладина достигли Константинополя, византийский император Исаак II Ангел отправил к султану послов, чтобы лично поздравить нового владыку Ближнего Востока. Правитель Восточной Римской империи попросил через своих доверенных лиц, чтобы христианские святыни Иерусалима в связи с изгнанием тамплиеров и госпитальеров, а также поспешным бегством католических иерархов были переданы под защиту греческой православной церкви и константинопольского патриарха. Саладин охотно удовлетворил прошение императора.

Султан разрешил проживание в Иерусалиме на постоянной основе иудеям, которых латиняне изгнали за пределы городской черты. Евреи становились жителями «Святого города» на тех же самых основаниях, что и представители других религиозных конфессий. Впервые за сотни лет иерусалимские иудеи были относительно уравнены в основополагающих законных правах с прочими жителями.

Уже упоминавшийся в сегодняшней публикации израильский историк Пётр Люкимсон следующим образом прокомментировал восстановление султаном исторической справедливости: «Салах ад-Дин следил за тем, чтобы те права, которыми ислам все же наделял евреев, строго соблюдались. Если в суде слушалось дело о тяжбе между евреем и мусульманином, Салах ад-Дин требовал, чтобы кади судил по правде, не отдавая предпочтение единоверцу. Все это снискало к нему уважение и даже симпатию евреев Египта и Сирии.

<…> И всё же не стоит чрезмерно восхвалять Салах ад-Дина. Он никогда не считал евреев (как и христиан) равными мусульманам. Саладин никогда бы не допустил [всестороннего и полного] их уравнивания в правах, так как это означало бы и признание того, что иудаизм и христианство по значению равны исламу»[6].

Саладин, будучи полновластным владыкой Египта, Сирии и большей части Ближнего Востока, по-прежнему строго придерживался умеренного образа жизни, периодически приобретавшего черты аскетизма. Став правителем Иерусалима, султан легко мог бы превратить в свою собственную резиденцию любой из самых роскошных и великолепных дворцов «Святого города».

Однако Салах ад-Дин предпочёл первоначально расположиться в своём походом шатре, раскинутом близ стен Иерусалима. Затем, когда город и его мусульманские святыни были очищены от латинской скверны, грязи, нечистот, отбросов и мусора, султан поселился в небольшой жилой пристройке мечети Аль-Ханака, расположенной неподалеку от храма Гроба Господня.

Здесь и далее по тексту размещены изображения Салах ад-Дина, сделанные современными художниками. Источник: https://yandex.ru/images
Здесь и далее по тексту размещены изображения Салах ад-Дина, сделанные современными художниками. Источник: https://yandex.ru/images

Большую часть денег, взятых с латинян, выкупивших свою свободу за золото и серебро, Салах ад-Дин раздал своим эмирам, полководцам и военачальникам, чтобы они в свою очередь выплатили должное вознаграждение младшим командирам и воинам. Тысячи динаров из султанской казны были розданы имамам, муллам, богословам, знатокам Корана, дервишам.

За свою жизнь, свободу и право беспрепятственного выхода из Иерусалима его жители из числа тех, кто навсегда покинул «Святой город», заплатили свыше 100 000 золотых динаров. Если бы Салах ад-Дин не был столь милосерден, сострадателен, человечен и благороден, то сумма выкупа (по подсчётам султанских казначеев), как минимум, оказалась бы в два раза больше. Примечательно, что общая стоимость военной добычи и трофеев, доставшейся лично Саладину за всю летне-осеннюю кампанию 1187 года, составила всего 2200 динаров![7]

Бывшая дворцовая резиденция патриарха Ираклия была переделана в приют с прилегающей к нему молельней для малоимущих мусульман и странствующих дервишей. Это заведение получило название Ханкат Салахия, что можно перевести с арабского дословно как «Новоселье Салах ад-Дина». В честь султана, потратившего на благотворительность и богоугодные дела огромные суммы, была названа новая большая богословская школа, известная как Медресе Салахия. Она была основана на месте бывшей католической обители Святой Анны.

Приют Святого Иоанна – главный штаб и оплот Ордена госпитальеров также был превращён в медресе. По распоряжению Саладина и его имамов все изображения христианских крестов, все гимны и надписи религиозного содержания, начертанные латиницей, были закрашены, а все скульптуры в бывших католических храмах и общественных зданиях были демонтированы.

В то же время, владыка Палестины, Сирии и Египта отдавал себе отчёт в том, что, несмотря на впечатляющие успехи джихада и триумфальные завоевания, война против крестоносцев ещё не завершилась. Католическая Европа ещё не предприняла свои главные ответные ходы, получив известие о падение Иерусалима. В том, что «латинская ответка» обязательно последует рано или поздно, султан не сомневался. По этой причине он приказал своим инженерам без промедления приступить к ремонту и восстановлению внешних крепостных стен, башен и главных городских ворот Иерусалима.

Безусловно, что в конце октября 1187 года Салах ад-Дин находился на пике своего военного, политического, дипломатического и административно-авторитарного могущества. Правы те авторы, которые считают, что всесильный и всемогущий султан никогда прежде и после не был столь счастлив. Начальник канцелярии Саладина и его главный личный секретарь Имад ад-Дин аль-Исфахани оставил потомкам один из наиболее гротесковых и восторженно-возвеличенных портретов исламского владыки, составленный в те достопамятные дни в лучших традициях восточного панегирика:

«Его манеры были одновременно скромными и величественными. Он сидел в окружении правоведов и богословов, и его лицо сияло от радости, двери его покоев были широко распахнуты, его благосклонность и великодушие не знали меры. К нему мог прийти любой. Его слова слушали, его поступками восхищались, его ковер целовали. Его лицо сияло, от него исходило сладчайшее благовоние, его душевность была всеобъемлющей, а власть грозной»[8].

-10
ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] - Маалуф А. Крестовые походы глазами арабов / Пер. с франц. И. Л. Лащука по изданию Amin Maalouf. Les croisades vues par les arabes. Paris, 1983. // Электронная библиотека RuLit. 2011-2025. URL: https://www.rulit.me/books/krestovye-pohody-glazami-arabov-read-195120-92.html (дата обращения 04.07.2025).

[2] - Габриэли Ф. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Арабские историки о противостоянии христианства и ислама в Средние века / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО Центр полиграф, 2019. С. 153.

[3] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 164-165.

[4] - Хутба – это проповедь, которую читают во всех мечетях мира во время полуденной общей молитвы каждую пятницу – в священный для всех мусульман день. Правильная – суннитская хутба читается исключительно на арабском языке. В пятничной проповеди должны обязательно содержаться цитаты и фрагменты из Корана, молитвы о Пророке Мухаммеде и его ближайших сподвижниках. В заключительной части средневековой хутбы имам говорил о добродетелях и достижениях правящего халифа, также упоминая имя местного правителя.

[5] - Маалуф А. Крестовые походы глазами арабов / Пер. с франц. И. Л. Лащука по изданию Amin Maalouf. Les croisades vues par les arabes. Paris, 1983. // Электронная библиотека RuLit. 2011-2025. URL: https://www.rulit.me/books/krestovye-pohody-glazami-arabov-read-195120-92.html (дата обращения 04.07.2025).

[6] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 170, 172.

[7] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 116.

[8] - Габриэли Ф. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Арабские историки о противостоянии христианства и ислама в Средние века / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО Центр полиграф, 2019. С. 162.

-11
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:

Франческо Габриели (1904-1996) – известный итальянский медиевист, авторитетный европейский востоковед, профессор арабского языка и литературы Римского университета. Сфера его научной деятельности – изучение средневековой истории стран Азии и Ближнего Востока, литературы арабских стран и истории ислама. Профессор Габриели – один из главных авторов второго издания фундаментальной «Энциклопедии ислама». В своём фундаментальном труде – «Крестовые походы. Взгляд с Востока. Арабские историки о противостоянии христианства и ислама» он собрал и обобщил труды семнадцати авторов средневекового Востока.

Петр Ефимович Люкимсон (род. 1963) – русскоязычный писатель и журналист, на данный момент проживающий в Израиле. Известен в России как автор исторических очерков, научно-популярных статей и повестей, посвященных библейской истории. В Израиле приобрёл широкую известность как мастер политического интервью, а также как автор целого ряда журналистских расследований на криминальные и злободневные темы.

Пётр Люкимсон автор увлекательных биографий известных библейских и античных персонажей: трёх легендарных правителей – Ирода Великого, Давида и Соломона, а также пророка Моисея, историка Иосифа Флавия, философа Бенедикта Спинозы, братьев Нобелей и основателя психоанализа – Зигмунда Фрейда. Однако наибольшей известностью и популярностью среди всех книг Петра Люкимсона пользуется биография Салах ад-Дина.

Абу-ль-Махасин Баха ад-Дин Юсуф ибн Рафи ибн Тамим (1145-1234) – средневековый курдский историк, богослов, биограф, сочинитель, биограф, мусульманский правовед, более известный как Баха ад-Дин («Светоч Религии»). К своему 45-летию он заслужил репутацию образцового правоверного мусульманина, жившего по канонам ислама, совершившего хадж в Мекку и посетившего все священные для мусульман места в Палестине.

Баха ад-Дин был не только биографом Салах ад-Дина, но и его личным советником, а также духовным наставником. Кроме того, Баха ад-Дин преподавал в престижном медресе Мосула, занимал должности кади (верховного судьи по гражданским и религиозным делам) и кади ал-аскар (верховного военного судьи в войске Саладина). Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад подарил Салах ад-Дину книгу о важности ведения священной войны с неверными.

Баха ад-Дин лично сопровождал Саладина во время его последних военных походов, а потому его труд «Жизнь Салах ад-Дина», известный западному и российскому читателю под названием «Саладин: Победитель крестоносцев», представляет собой очень важную историческую ценность. Баха ад-Дин, как ближайший советник султана, был в курсе многих не только военных, но и политических дел последних лет жизни Саладина.

Впрочем, назвать его беспристрастным биографом нельзя, ведь труд Бахи ад-Дина – это панегирик Саладина, который предстает перед читателем практически идеальным правителем и почти безгрешным мусульманином. Помимо биографии Салах ад-Дина, перу Бахи ад-Дина принадлежат труды по истории Халеба, а также трёхтомник по мусульманскому праву (фикху).

Амин Маалуф (род. 1949) – известный современный ближневосточный писатель ливанского происхождения, на данный момент проживающий во Франции. Обладатель нескольких престижнейших европейских литературных премий и наград, член Французской академии. Наиболее известные произведения Амина Малуфа, принёсшие ему мировую славу, посвящены античной и средневековой истории Ливана, Палестины и Ближнего Востока. Одним из лучших его исторических трудов по праву считается фундаментальное исследование, вышедшее в 1983 году под названием «Крестовые походы глазами арабов».

-12

ПОЛНОСТЬЮ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ «Хроники Саладина. Завоевание Утремера» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:

Часть 1-я. Крушение Иерусалимского королевства

Часть 2-я. Над «Святым городом» вновь взошёл исламский полумесяц…

Часть 3-я. Новый владыка Иерусалима

Часть 4-я. Судьбы людские, судьбы христианские

Часть 5-я. Неприступный Тир

Часть 6-я. Покорение Леванта

Часть 7-я. Разгром княжества Антиохийского и окончание джихада

-13

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)