Накануне 23 февраля хотелось бы поговорить о людях. И не то, чтобы поговорить, сколько рассказать. На сайте АИ традиционно больше внимание уделяется «железкам» и «заклёпкам», между тем, ещё со времён выхода кинофильма «Два бойца» известно, что важнейшей частью любого оружия является голова его владельца. Так что сегодня – не о железках, а о людях. О защитниках своего Отечества, героях известных и не очень, о простых работягах войны, которые своим тяжким ежедневным трудом даровали нам право на жизнь.
В процессе сбора информации для статьи о массе бомбовой нагрузки советских самолётов в 1942 году встретил интересную переписку между штабом ВВС Юго-Западного фронта и неким бригадным комиссаром Московский, являвшимся редактором газеты и готовившем в апреле 1942 года специальный первомайский номер. Последний запрашивал штаб ЮЗФ о лётчиках-истребителях, сбивших наибольшее количество самолётов. Переписка представляет несколько запросов редактора газеты и несколько вариантов списка, представляемого штабом ВВС фронта.
В ответ был подготовлен документ «Список летчиков истребительных частей ВВС ЮЗФ, сбивших наибольшее количество вражеских самолётов за период с 22.6.41 по 10.4.42 г.» (ЦАМО РФ, ф. 346, оп. 5755, д.20), имеющий вид таблицы. Таблица имела 8 столбцов:
— к ВВС какой армии относился,
— порядковый номер,
— звание,
— фамилия, имя и отчество
— количество лично уничтоженных самолетов противника
— количество самолетов противника, уничтоженных в составе группы,
— краткая характеристика,
— на каком самолете вел воздушные бои.
На мой взгляд, документ интересен с нескольких сторон. И как повод почтить память героев минувшей войны. И как способ узнать имена выдающихся лётчиков за пределом не такого уж и большого «круга» общеизвестных фамилий. И как прекрасная иллюстрация истинного отношения авиационного командования к своим подчинённым, особенно, на фоне поделок современных киноделов. И просто как частичка той эпохи, передающая её неповторимые особенности. В целях удобства восприятия, представлю данные из таблицы в виде обычного текста.
- Капитан, Герой Советского Союза ШИШКИН Василий Иванович.
Летает на самолёте И-16 в составе ВВС 21-й Армии Юго-Западного фронта.
Сбил 7 самолётов: 2 лично (оба Ме-109) и 5 в составе группы (2 Хш-126 и 3 Ме-109).
Отличный волевой, энергичный командир авиационной эскадрильи, бесстрашный, храбрый воздушный боец, всегда рвущийся в бой.
Его эскадрилья в воздушных боях сбила 12 вражеских самолетов. Штурмовыми действиями уничтожила до 2500 солдат и офицеров противника.
- Лейтенант БОРИСОВ Леонид Иванович.
Летает на самолёте И-16 в составе ВВС 21-й Армии ЮЗФ.
Сбил 10 самолётов: 5 лично (4 Ме-109 и 1 Хш-126) и 5 в составе группы (5 Хе-111).
Командир звена, участвует в войне с 22 июня 1941 г. Отличный руководитель, инициативный, настойчивый, волевой командир. В боях личной храбростью и смелостью увлекает и учит подчиненных. Имеет 268 боевых вылетов. Награждён Орденом Ленина.
- Младший лейтенант ЗАЙЦЕВ Сергей Филимонович.
Летал на самолёте И-16 в составе ВВС 21-й Армии ЮЗФ.
Сбил 11 самолётов противника: 6 лично (5 Ме-109 и 1 Хш-126) и 5 в составе группы (5 Хш-111).
Отличный воздушный боец. В бою храбр, смел и инициативен, всегда рвущийся в бой, не считаясь с усталостью. Погиб смертью храбрых при таране стервятника Хш-126 2 сентября 1941 г.
- Майор БУКАЛОВ Александр Иванович.
Летает на самолёте И-16 в составе ВВС 38-й Армии ЮЗФ.
Сбил 9 самолётов противника: 2 лично (1 Ме-109 и 1 Ю-87) и 7 в составе группы (из них 2 в воздухе и 5 на земле).
Участвует в Отечественной войне с 22 июня 1941 года. Произвел 127 боевых вылетов. Зарекомендовал себя как инициативный, настойчивый и волевой командир, храбрый воздушный боец, постоянно рвущийся в бой и показавший пример как нужно воевать не количеством, а умением. 15 марта 1942 года его шестёрка вела бой с 30 фашистскими стервятниками, группа сбила 4 самолёта противника, остальные бежали с поля боя. Своих потерь не имели. Награждён Орденом «Красная Звезда».
- Лейтенант ЕВГЕЛЕВСКИЙ Ефим Сергеевич.
Летал на самолёте ЛАГГ-3 в составе ВВС 6-й Армии ЮЗФ.
Сбил 6 самолётов противника, все 6 – лично (3 Ме-109, 2 Ю-88 и 1 Хш-126).
В Отечественной войне участвует с первых дней. Имеет 200 боевых вылетов. Храбрый воздушный боец, отличный командир эскадрильи. Личным примером воспитал прекрасных воздушных бойцов. Презирая смерть один вступил в бой против трёх стервятников. Сбил 2 Ме-109, сам погиб смертью героя.
- Лейтенант БАЛАШОВ Владимир Андреевич.
Летает на самолёте ЯК-1 в составе ВВС 6-й Армии ЮЗФ.
Сбил 17 самолётов противника: 5 лично (1 Ме-109, 1 Ю-88, 2 Хе-113 и 1 Хш-126) и 12 в составе группы (2 Ю-88, 1 Ме-110, 7 Ме-109, 1 Хе-113 и 1 Ю-52).
Заместитель командира эскадрильи, настойчивый организатор, храбрый, волевой командир. Имеет 112 боевых вылетов. Мастер воздушного боя, всегда рвущийся в бой.
- Лейтенант МАРТЫНОВ Александр Васильевич.
Летает на самолёте ЯК-1 в составе ВВС 6-й Армии ЮЗФ.
Сбил 10 самолётов противника: 6 лично (4 Ме-109 и 2 Хе-113) и 4 в составе группы (3 Ме-109, 1 Ю-88).
Отличный командир звена, храбрый, настойчивый, энергичный воздушный боец. За время с 22 июня 1941 года имеет 148 боевых вылетов. Личным примером мужества и отваги воспитывает своих подчиненных всегда искать боя и уничтожать врага.
- Капитан НЕКРАСОВ Михаил Павлович.
Летает на самолёте МИГ-3 в составе Резервной авиагруппы № 4 ВВС ЮЗФ.
Сбил 7 самолётов противника: 3 лично и 4 в составе группы.
Хороший, энергичный, настойчивый, волевой командир авиационной эскадрильи, отважный, находчивый воздушный боец.
- Майор ТИТАЕВ Яков Егорович.
Летает на самолёте МИГ-3 в составе Резервной авиагруппы № 4 ВВС ЮЗФ.
Сбил 5 самолётов противника: 4 лично и 1 в составе группы.
Отличный штурман истребительного авиаполка, энергичный, инициативный, волевой командир, храбрый воздушный боец, всегда рвущийся в бой.
- Старший лейтенант СОЛЯНОВ Михаил Васильевич.
Летает на самолёте ЯК-1 в составе Резервной авиагруппы № 4 ВВС ЮЗФ.
Сбил 7 самолётов противника: 5 лично (3 Ю-88 и 2 Ме-109) и 2 в составе группы (2 Ме-109).
Снайпер воздуха. Отличный, храбрый воздушный боец. Скромный, энергичный волевой командир воспитатель.
Список подписали:
За начальника штаба ВВС ЮЗФ – полковник Кибирев
Военком штаба ВВС ЮЗФ – бригадный комиссар Пушкин
Заместитель начальника оперативного отдела штаба ВВС ЮЗФ – подполковник Факов.
Кроме этого списка на 10 человек, заместитель начальника оперативного отдела штаба ВВС ЮЗФ подполковник Факов подготовил и менее подробный список на 20 человек. В него вошли 8 лётчиков от ВВС 21-й Армии (Шишкин, Борисов, Бенделяни, Бубунов, Фадеев, Деркач, Зайцев и Остроухов), 1 лётчик от ВВС 38-й Армии (Букалов), 4 человека от ВВС 6-й Армии (Евгелевский, Чистяков, Мартынов и Балашов) и 7 человек от РАГ № 4 (Титаев, Дорошин, Некрасов, Салянов, Стренадько, Ульянов и Бугаец).
В этом списке приводится следующая информация:
капитан ШИШКИН Василий Иванович – сбил 5 самолётов (все 5 лично);
лейтенант БОРИСОВ Леонид Иванович – сбил 5 самолётов (все 5 лично);
старший лейтенант БЕНДЕЛЯНИ Чичико Кайсарович – сбил 6 самолётов (1 лично и 5 в группе);
старший лейтенант БУБНОВ Михаил Степанович – сбил 5 самолётов (все 5 в составе группы);
лейтенант ФАДЕЕВ Иван Васильевич – сбил 5 самолётов (все 5 в составе группы);
лейтенант ДЕРКАЧ Михаил Александрович – сбил 5 самолётов (все 5 в составе группы);
младший лейтенант ЗАЙЦЕВ – сбил 6 самолётов (все 6 лично), погиб при таране 2 сентября 1941 г.;
младший лейтенант ОСТРОУХОВ – сбил 3 самолёта (все 3 лично), погиб при таране 3 августа 1941 г.;
майор БУКАЛОВ Александр Иванович – сбил 3 самолёта в воздух и ещё 3 уничтожил на земле (все 6 лично);
лейтенант ЕВГЕЛЕВСКИЙ Ефим Сергеевич – сбил 5 самолётов (все 5 лично);
капитан ЧИСТЯКОВ Дмитрий Николаевич – сбил 3 самолёта (все 3 лично);
лейтенант МАРТЫНОВ Александр Васильевич – сбил 6 самолётов (все 6 лично);
лейтенант БАЛАШОВ Владимир Андреевич – сбил 5 самолётов (все 5 лично);
майор ТИТАЕВ Яков Егорович – сбил 5 самолётов (4 лично и 1 в группе);
батальонный комиссар ДОРОШИН Иван Иванович – сбил 4 самолёта (1 лично и 3 в группе);
капитан НЕКРАСОВ Михаил Павлович – сбил 7 самолётов (3 лично и 4 в группе);
старший лейтенант САЛЯНОВ Михаил Васильевич – сбил 6 самолётов (3 лично и 3 в группе);
старший лейтенант СТРЕНАДЬКО Михаил Ефремович – сбил 5 самолётов (1 лично и 4 в группе);
старший лейтенант УЛЬЯНОВ Михаил Фёдорович – сбил 5 самолётов (3 лично и 2 в группе);
лейтенант БУГАЕЦ Пётр Арсентьевич – сбил 5 самолётов (2 лично и 3 в группе).
От себя хочу отметить следующее. Прежде всего, надо понимать, что описываемый в документе период является самым тяжёлым для советских ВВС времён войны. Конец 1941-го – начало 1942-го годов – это самое «дно» боевой численности ВВС фронтов. Истребительная авиация ВВС целого фронта в то время это не какие-то там несколько истребительных авиадивизий с десятками полков и сотнями истребителей, как в последующие периоды войны. Это всего один – два истребительных авиаполка на «сухопутную» армию. Причем в каждом «полку», порой, всего по 12 – 15 машин, из которых летают хорошо если 10. В этом отношении нам очень повезло, что штаб ВВС Юго-Западного фронта не стал выводить какие-то свои «рейтинги», а просто «просуммировал» доклады ВВС армий и авиагрупп. Таким образом, мы получили своеобразный «срез» достижений лётного состава не такого уж и большого числа истребительных авиаполков ВВС Юго-Западного фронта. Иными словами, учитывая небольшое число полков, правильнее будет понимать этот документ не как список «лучших из лучших», асов из многих сотен тысяч рядовых лётчиков, а именно как уровень «средних и выше средних» из, повторюсь, относительно небольшого числа лётчиков-истребителей. И если кому-то вдруг покажется, что указанные в документе 5 – 7 – 10 воздушных побед – это не так уж и много для нескольких месяцев войны, то, снова повторюсь, что именно эти месяцы были самыми страшными и тяжёлыми в истории советской авиации.
А теперь, полагаю, будет уместным дать небольшую библиографическую справку по лётчикам из первого документа.
Герой Советского Союза ШИШКИН Василий Иванович.
Родился 13 февраля 1914 года в селе Беловая (Белое) Шадринского уезда Пермской губернии. В 1931 году по путёвке Свердловского областного комитета ВЛКСМ был направлен на учёбу в 3-ю военную школу авиатехников, в 1936 году окончил Борисоглебскую военную школу лётчиков. Затем был направлен в Киевскую авиационную бригаду. Как один из лучших лётчиков авиабригады выполнял фигуры высшего пилотажа при съёмках художественных фильмов «Истребители» (1939 год) и «Валерий Чкалов» (1941 год).
Войну встретил в должности командира эскадрильи 43-го ИАП. Осенью 1941 года в бою под Киевом его самолёт был подбит, а сам он ранен в ноги и живот. Приземлился на территории, занятой противником. Однако, его эскадрилья, а охраняя, кружила над местом вынужденной посадки. Командир звена Куприянчик сумел забрать и вывезти Шишкина. Вернувшись в полк, Шишкин отказался от госпитализации и через несколько дней вернулся к полётам. На счету его эскадрильи – уничтоженный мост через реку Днепр в районе Окуниново. 27 марта 1942 года Шишкину В.И. было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В сентябре 1942 года майор Шишкин был назначен командиром 581-го ИАП, который вывел в гвардию (с 3 февраля 1943 года – 55-й гвардейский ИАП) и которым затем прошёл всю войну, командуя им аж до 15 марта 1947 года.
7 ноября 1942 года майору Шишкину был вручен именной самолёт Як-1, построенный на средства колхоза «Сигнал революции» Ворошиловского района Саратовской области. На этом самолёте Шишкин летал до конца 1943 года, прошёл Сталинградскую и Курскую битвы, сбил 12 самолётов противника.
55-й гвардейский ИАП под командованием гвардии подполковника Шишкина прошёл путь от Сталинграда до Одера, участвовал в Сталинградской, Орловско-Курской, Бобруйской, Ковельско-Люблинской операциях.
К 9 мая 1945 года гвардии подполковник В.И. Шишкин совершил 541 боевой вылет, провёл 156 воздушных боёв, сбил лично 9 и в группе 17 самолётов противника.
После войны Шишкин продолжил службу в авиации, освоил реактивные истребители. В 1956 году в звании полковника вышел в отставку. Жил и работал в Киеве. Умер в 1992 году.
БОРИСОВ Леонид Иванович
Родился в 1916 году в деревне Пыжово Московской области, в рядах РККА – с 1937 года. Перед войной окончил Одесскую школу лётчиков. С первого дня войны и до ноября 1942 года воевал в составе 43-го ИАП. 20 сентября 1941 года командир звена 43-го истребительного авиационного полка (ВВС 21-й армии, Юго-Западный фронт) младший лейтенант Л. И. Борисов на подступах к Киеву на истребителе И-16 двойным таранным ударом сбил бомбардировщик противника. Совершил посадку на подбитом самолёте. За этот бой лейтенант Борисов награждён орденом Ленина.
2 ноября 1942 г. за отличие в боях на Харьковско-Изюмском направлении командир эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка (220-я истребительная авиационная дивизия) старший лейтенант Леонид Борисов был представлен к званию Героя Советского Союза. К тому времени он совершил 363 боевых вылета. Проведя 89 воздушных боёв, сбил лично 10 и в составе группы 9 самолётов противника. Однако, звание героя ему не было присвоено, а был вручен орден Красного Знамени. В период боёв за Сталинград сбил тараном ещё один вражеский самолёт (точную дату второго тарана установить не удалось).
В ноябре 1942 г. переведён в 581-й ИАП (с февраля 1943 г. – 55-й гвардейский ИАП).
Погиб 10 июля 1943 г., при взрыве сбитого им Ju-87. Похоронен в братской могиле д. Тагино Глазуновского района Орловской области.
Младший лейтенант ЗАЙЦЕВ Сергей Филимонович.
К большому сожалению, по младшему лейтенанту Зайцеву мне не удалось найти какой-либо дополнительной информации. Вместе с тем, не могу не отметить позицию командования ВВС ЮЗФ, которое в апреле 1942 года помнило и считало нужным отметить в первомайском номере газеты лётчика, погибшего ещё в самом начале сентября 1941 г.
Майор БУКАЛОВ Александр Иванович.
Родился в 1910 году в г. Покровская Слобода (ныне – Энгельс) Саратовской области. Погиб в воздушном бою 23 июня 1942 года. Похоронен в селе Покровское. Фотографии найти не удалось.
Лейтенант ЕВГЕЛЕВСКИЙ Ефим Сергеевич.
Уроженец села 1-я Гостомля, Медвенского района Курской области, войну начал в составе 88-го ИАП, с сентября 1941 г. действовал в составе 23-го ИАП, к середине декабря 1941 г. имел 137 боевых вылетов. Погиб 3 февраля 1942 г., похоронен в с. Крючки Савинского района Харьковской области.
Фото личного состава 23-го истребительного авиаполка
Лейтенант БАЛАШОВ Владимир Андреевич
Родился в августе 1920 г. в Москве. В рядах Красной Армии с декабря 1937 г., добровольно поступил во 2-ю Краснознамённую военную школу лётчиков в г. Борисоглебске.
20 декабря 1938 года окончил лётную школу и назначен инструктором-лётчиком в 30-ю Военную школу пилотов Забайкальского ВО (г. Чита).
С октября 1939 — инструктор-лётчик Батайской военной школы пилотов имени А.К. Серова Северо-Кавказского военного округа.
8 августа 1940 г. присвоено воинское звание лейтенант, 5 февраля 1941 г. назначен командиром звена Батайской ВШП.
Участвовал в Великой Отечественной войны с 31 июля 1941г. в должности заместитель командира 2-й эскадрильи 296 ИАП ВВС Южного фронта. Летал на самолёте И-16.
21 августа 1941 года, прикрывая группу бомбардировщиков, вступил в бой с 5 истребителями Ме-109. Сбил 1 самолёт противника, но и сам был подожжён. Воспользовавшись парашютом, приземлился на вражеской территории, переоделся в одежду крестьянина и через 5 дней вернулся в часть.
В октябре 1941 года полк отправился в 16-й запасной ИАП Приволжского военного округа, где был переформирован и освоил истребители Як-1.
22 января 1942 года приступил к боевой работе в составе ВВС 6-й Армии Юго-Западного фронта. 26 апреля 1942 г. был назначен командиром эскадрильи 296 ИАП.
18 июня 1942 г. присвоено воинское звание старший лейтенант.
За время боевых действий выполнил 135 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 9 и в составе группы 12 самолётов противника.
21 августа 1942 года командир эскадрильи 296 ИАП старший лейтенант Балашов на самолёте Як-1 сбит в воздушном бою. Погиб при заходе на вынужденную посадку.
Похоронен около МТС в 10 км севернее п. Средняя Ахтуба Волгоградской области.
Награждён орденом Красного Знамени (14 марта 1942 г.), орденом Красной Звезды (17 июня 1942 г.).
10 сентября 1942 г. года вышел приказ о присвоении воинского звания капитан.
Два несколько отличающихся списка воздушных побед Балашова
Лейтенант МАРТЫНОВ Александр Васильевич
Родился 5 декабря 1919 г. в деревне Подмошье ныне Ленинградской области. В рядах РККА – с 1939 года, в 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище. В Великой Отечественной войне участвовал с июня 1941 года.
Участник знаменитого боя 9 Марта 1942 года. В тот день 7 лётчиков Юго-Западного фронта, ведомые капитаном Б. Н. Ерёминым, вступили в бой с 25 немецкими самолётами. Советские лётчики сбили 7 самолётов противника, не понеся при этом потерь. Перед этим, 8 марта, в паре с Соломатиным сбил Ме-109.
Сводки ВВС Юго-Западного фронта от 9 и 10 марта 1942 г.
В качестве заместителя командира эскадрильи 269-го ИАП участвовал в Сталинградской битве.
За время войны совершил свыше 300 боевых вылетов, участвовал более чем в 100 воздушных боях (по другим данным, 360 боевых вылетов и 70 воздушных боёв), в ходе которых сбил 17 самолётов противника лично и ещё 15 – в составе группы. За первые 130 боевых вылетов сбил 3 самолёта лично и 4 – в составе группы.
12 августа 1942 года Мартынову А.В. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Кроме того, был награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды и 13 медалями.
По октябрь 1943 года служил в 296-м ИАП (с марта 1943 г. – 73-й гвардейский ИАП), затем – в управлении 6-й гвардейской ИАД.
В 1944 году окончил Высшую офицерскую школу штурманов ВВС, после войны продолжил службу в авиации. В 1956 году в звании подполковника уволен в запас. Жил и работал в Новгороде. Умер 4 июня 1980 года.
Капитан НЕКРАСОВ Михаил Павлович
Родился 25 января 1914 г. в деревне Часноковка Алтайского края. В рядах РККА – с июля 1931 года. В августе 1932 года окончил 3-ю Военную школу авиационных техников, служил в ней же на разных должностях. В ноябре 1937 г. окончил военную авиационную школу пилотов и был оставлен в ней лётчиком-инструктором. С 1939 года служил в Московском военном округе: сначала в 34-м ИАП, с февраля 1940 г. – в 148-м ИАП.
В составе 148-го ИАП с 1 по 13 марта 1940 г. принимал участие в советско-финляндской войне. Летал на И-153, воздушных побед не имел.
С 22 июня 1941 года старший лейтенант М. П. Некрасов в действующей армии: в составе того же 148-го ИАП, где прошёл путь от заместителя командира эскадрильи до командира полка (с 5 апреля 1943 года). Сражался на Северо-Западном, Юго-Западном, Южном, Брянском, Юго-Западном, Сталинградском и Северо-Кавказском фронтах. 7 августа 1942 года был представлен к званию Герой Советского Союза (награждён орденом Ленина). В сентябре 1942 года получил ожоги лица 2-й степени. Летал на И-153, МиГ-3, Як-1 и Як-9.
14 августа 1943 года командир 148-го истребительного авиационного полка (11-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, Брянский фронт) подполковник М. П. Некрасов погиб в результате несчастного случая (убит на аэродроме плоскостью взлетающего самолёта). Всего совершил около 170 боевых вылетов, в 30 воздушных боях сбил лично 9 и в составе группы 4 самолёта противника (в последнем наградном листе говорится о 9 личных и 5 групповых победах). Похоронен в братской могиле в деревне Пешково (Знаменский район Орловской области).
Награждён орденами Ленина (23.09.1942), Красного Знамени (25.07.1941) и Александра Невского (17.06.1943).
Майор ТИТАЕВ Яков Егорович
Родился 19 марта 1907 года в деревне Селютино Бежецкого уезда Тверской губернии Российской империи (ныне Рамешковского района Тверской области).
В РККА с 20 октября 1929 года. В 1929 году — курсант, а с 1930 года — старшина 85-го стрелкового полка г. Гжатск. В 1932 году — курсант Детско-селькой пехотной школы. В 1933 году — командир взвода 50-го стрелкового полка г. Горький.
С 1933 года — курсант 2-й военной школы лётчиков им. Осовиахима СССР, г. Борисоглебск.
С 1935 года — инструктор-лётчик 3-й военной школы авиатехников г. Пермь.
В 1938 году — инструктор-лётчик Пермской военной школы пилотов.
В 1939 году — начальник связи эскадрильи 34-го истребительного авиационного полка.
С 1940 года — командир эскадрильи 148-го истребительного авиационного полка 6 сад СЗФ, старший лейтенант.
В 1940 году принимал участие в боевых действиях в Северной войне с Финляндией. Летал на самолёте И-153.
Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года в составе 148-го иап, командир 4 аэ. На начало войны полк летал на И-153. К 19 мая командир полка, три командира эскадрильи, включая Титаева Я.Е. и 6 заместителей командира эскадрильи переучились на самолёт МиГ-3.
Свой боевой счёт капитан Титаев открыл уже 22 июня 1941 года, сбив бомбардировщик Хе-111 при отражении авианалёта на свой аэродром.
25 июля 1941 года Яков Егорович Титаев был награжден орденом Красного Знамени. В наградном листе указывалось: «За время военных действий командир эскадрильи 148-го истребительного авиаполка капитан Титаев Яков Егорович сбил 3 бомбардировщика. Явился новатором в использовании до конца средств радиосвязи самолета с командным пунктом, благодаря чему быстро обнаруживал самолеты противника и сбивал их. Имеет 28 боевых вылетов, из них 7 воздушных боев. За личную храбрость, проявленную в воздушных боях, представляется к награде орденом Красного Знамени».
Известные победы:
22.06.1941 — 1 Хе-111
29.06.1941 — 1 Хе-111 в группе
01.07.1941 — 1 Ю-88
31.03.1942 — 1 Хш-126
11 мая 1942 года штурман 148-го истребительного авиационного полка капитан Яков Егорович Титаев не вернулся с боевого задания.
Награждён орденом Красного Знамени (25 июля 1941 г.).
Старший лейтенант СОЛЯНОВ Михаил Васильевич
Личный состав 273-го ИАП. Первый ряд слева направо: Я.А. Трощенко — комиссар полка, М.В. Солянов — командир эскадрильи, А.Н. Ровнин — командир полка. Фото Ю.И. Трощенко
Родился в 1917 году в г. Богородске (ныне Ногинск) Московской губернии. В рядах Красной Армии с 1937 года, поступил в лётную школу.
20 ноября 1938 г. окончил 2-ю Краснознамённую военную школу лётчиков в г. Борисоглебске с присвоением воинского звания младший лейтенант и назначен младшим лётчиком 22-го ИАП 23-й смешанной авиабригады ВВС Забайкальского военного округа. 13 мая 1939 г. назначен младшим лётчиком 51-го иап ВВС Забайкальского военного окурга. 2 декабря 1939 г. назначен старшим лётчиком, с 28 июня 1940 г. – командиром звена 32-го иап ВВС Забайкальского ВО. 9 января 1941 г. присвоено воинское звание лейтенант.
В дальнейшем служил и воевал в составе 273-го иап. Участник Великой Отечественной войны, предположительно, с 15 сентября 1941 г. (в составе 273-го ИАП 4-й Резервной авиационной группы Ставки ВГК).
На 16 сентября 1941 г. – командир эскадрильи 273-го ИАП.
6 ноября 1941 г. присвоено воинское звание старший лейтенант.
По данным наградного листа, на 2 декабря 1941 г. старший лейтенант Солянов М.В. выполнил 45 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 2 самолёта противника.
22 февраля 1942 г. в районе станции Лески под Белгородом Солянов М.В. пуском РС с истребителя Як-1 уничтожил Ме-109 противника, пытавшийся атаковать наши штурмовики Ил-2. На следующий день в бою трёх Як-1 против двух Ме-109 Солянов сбил ещё один истребитель противника.
На 12 марта 1942 г. командир эскадрильи 273-го ИАП старший лейтенант Солянов М.В. выполнил 70 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 5 самолётов противника.
11 мая 1942 года старший лейтенант Солянов Михаил Васильевич на самолёте Як-1 не вернулся с боевого задания, пропал без вести.
17 июня 1942 г. приказом Военного Совета Юго-Западного фронта командир эскадрильи 273-го ИАП старший лейтенант Солянов был награждён орденом Красной Звезды.
18 июня 1942 г. вышел приказ Юго-Западного фронта о присвоении Солянову М.В. воинского звания капитан.
В УПК есть запись: по сообщению сержанта Богданович Альберта Лукича Солянов М.В. находился в немецком плену в г. Николаеве и 10.08.1942 совершил побег. Дальнейшая судьба неизвестна.
Второй список я уже подробно не прорабатывал, но не обратить внимание на третьего человека в списке 21-й Армии не смог.
Старший лейтенант БЕНДЕЛЯНИ Чичико Кайсарович
Родился 29 января1913 г. в селе Чохатаури Кутаисской губернии.
В 1933 г. окончил Чохатаурский сельскохозяйственный техникум, с 1935 г. вступил в ряды РККА. Поступил в Качинскую Краснознаменную авиационную школу, которую окончил в 1937 г., был направлен в 43-й ИАП Киевского особого военного округа.
В 1939 г. Бенделиани отмечен в приказе Народного Комиссара Обороны и награжден нагрудным значком «Отличник РККА».
Начало Великой Отечественной войны встретил в должности командира звена 43-го ИАП. 31 июля 1941 г. лейтенант Бенделиани на самолёте И-16 совершил воздушный таран, за что был награждён орденом Ленина. Его вероятной жертвой стал командир 7/JG3 обер-лейтенант Курт Сохатци, попавший в плен.
Осенью 1942 г. назначен штурманом 237-го ИАП, ставшего 54-м гвардейским ИАП. Участник Сталинградской и Курской битв. В боях под Сталинградом сбил 5 самолётов противника.
К июню 1943 г. гвардии майор Бенделиани совершил 385 боевых вылетов, в 72 воздушных боях сбил лично 7 и в группе 12 самолетов противника.
24 августа 1943 г. гвардии майору Бенделиани присвоено звание Героя Советского Союза.
20 июля 1944 г. погиб в воздушном бою северо-западнее г. Хелм, у реки Западный Буг, вблизи с. Свеже. Похоронен в с. Бытень, Ковельского района. После войны его прах перенесен в Грузию.
Всего за годы войны Бенделиани совершил 410 боевых вылетов, провёл 76 воздушных боёв, сбил 9 самолётов противника лично и 12 – в составе группы.
Награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, Отечественной войны 1 и 2 степени, медалями. Навечно зачислен в списки воинской части.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/luchshie-lyotchiki-yugo-zapadnogo-fronta-na-aprel-1942-goda/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉