К концу войны враг стремился компенсировать утрату воздушного превосходства за счёт увеличения плотности зенитного огня. Огнём зенитных орудий была уничтожена основная часть советских штурмовиков и пикирующих бомбардировщиков, потерянных в 1944–1945 годах в ходе боевых действий.
Опасность, исходящая от немецких скорострельных зенитных орудий для нашей авиации, была связана во многом с их техническим совершенством. Конструкция этих малокалиберных зенитных установок давала возможность быстро менять направление огня как по вертикали, так и по горизонтали. В большинстве случаев огонь зенитных батарей корректировался ПУАЗО, предоставлявшим поправки на дальность, скорость и курс самолёта.
При индивидуальном использовании каждое орудие чаще всего оснащалось оптическим дальномером для коррекции дальности. Немецкие зенитные расчёты отличались хорошей подготовкой, благодаря чему их стрельба была точной, а время реакции — коротким. Зачастую немцы могли произвести первый прицельный выстрел уже через 20 секунд после обнаржения цели. Поправки на изменяющиеся параметры самолёта они вводили за 2–3 секунды, используя в стрельбе трассирующие снаряды, облегчавшие корректировку. Вероятность попадания из 20-мм Flak 38 в неманеврирующий самолёт на расстоянии 1 000 метров при скорости 400 км/ч и серии из 20 выстрелов составляла около 0,01.
Возрастание зенитных орудий или применение многоствольных установок увеличивало шансы на попадание. Плотность зенитных систем противника была высока, и число орудий, защищавших объекты, возрастало, так что к началу 1945 года по штурмовику, действующему в полосе укреплений, за секунду можно было выпустить до двухсот снарядов.
Рост плотности огня приводил к увеличению числа сбитых и повреждённых самолётов. В 1943 от огня немецкой зенитной артиллерии были утрачены 1 468 Ил-2, в 1944 – 1 859, а в первые месяцы 1945 – 1 048 машин. Это происходило на фоне снижения потерь от вражеских истребителей. В воздушных боях в 1943 году сбили 1 090 Ил-2, в 1944— 882, а в 1945 — 369.
Из-за неспособности германской промышленности резкого увеличения выпуска зенитных систем, начали массово переделывать авиационные пулемёты и пушки для использования в ПВО. С первой половины 1944 года большую роль в немецкой ПВО играли установки на основе авиационных 13–15-мм пулемётов и 20–30-мм пушек.
В начале войны активно применялись 20-мм зенитные автоматы: Flak 28, Flak 30, Flak 38 и Flakvierling 38, а также многочисленные 37-мм скорострельные орудия: Flak 18, Flak 36, Flak 37, Flak 43 и спаренные Flakzwilling 43. Были и захваченные в других странах 25–40-мм установки.
Несмотря на это, генералы вермахта жаловались на нехватку зениток для защиты от атака советских штурмовиков. Зенитную артиллерию размещали в районах транспортных узлов и складов, что сказывалось на защите полевых аэродромов. С конца 1942 года враг усилил оборону, используя снятые с самолётов турельные 20-мм пушки МG-FF.
В 1936 году немецкая фирма Ikaria Werke Berlin разработала авиационную пушку MG-FF под боеприпас 20х80 мм, основываясь на швейцарской модели автоматической пушки Oerlikon FF калибра 20 мм. Пушка выделялась удлинённым стволом и изменённой системой перезарядки. Для стрельбы использовались магазины на 15 патронов или барабаны ёмкостью в 30, 45 и 100 снарядов. Снаряд весом 117 грамм вылетал из ствола длиной 820 мм с начальной скоростью 580 м/с. Скорострельность пушки составляла до 540 выстрелов в минуту, при этом её масса находилась в диапазоне от 26 до 28 кг, а общий размер равнялся 1340 мм, при длине ствола в 820 мм.
Из-за использования слабых боеприпасов начальная скорость была скромной, а бронебойные снаряды имели низкую эффективность. Чтобы устранить этот недостаток, в конце 1940 года специалисты из Технической академии люфтваффе разработали тонкостенный фугасный снаряд с высоким содержанием взрывчатки. Такой снаряд делали из специальной легированной стали методом глубокой вытяжки и укрепляли закалкой. Коэффициент наполнения нового снаряда увеличился с 4 до 20% по сравнению с предыдущими моделями.
Обозначенный как Minengeschoss, 20-мм снаряд содержал смесь с гексогеном и алюминиевой пудрой, что делало его вдвое более мощным, чем тротил. Он подходил для взрывов внутри самолёта, повреждая не обшивку, а структурные элементы. Попадание такого снаряда в основание крыла в большинстве случаев приводило к его отрыву. Несущественные изменения в затворе позволили пушке стрелять этими снарядами, и модернизированная версия получила обозначение MG-FF/M. Путём замены затвора и пружины множество пушек MG-FF было переделано на полевых базах до уровня MG-FF/М. Новые снаряды повысили эффективность пушки против воздушных целей, хотя точность стрельбы не превышала 500 метров для больших и медленных самолётов.
Однако во второй половине 1941 года MG-FF устарела для современного воздушного боя. Небольшой вес и простота конструкции не смогли компенсировать её недостатки: низкую начальную скорость, малую скорострельность и громоздкий магазин. Введение новой пушки MG.151/20 с более сложной, но и более эффективной системой ленточной подачи, привело к постепенному вытеснению MG-FF. Со временем, оставшиеся на складах пушки повторили судьбу старых пулемётов и использовались на зенитных установках для защиты аэродромов и небольших судов.
Тем не менее, наземные орудия МG-FF значительно уступали по дальности и точности стрельбы специализированным 20-мм зенитным орудиям, изначально разработанным для более мощных боеприпасов. Например, максимальная эффективная наклонная дальность стрельбы зенитной версии МG-FF не превышала 800 метров.
Примерно в начале 1944 года немецкие зенитные подразделения начали получать тройную установку, в которой использовались авиационные пушки MG.151/20.
Орудие MG.151/20, работающее на основе отката подвижного ствола, с которым соединялся затвор, было разработано инженерами компании Mauser Werke на базе 15-мм авиационного пулемета MG.151/15. С увеличением калибра до 20 мм изменились не только ствол и патронник, но также был применен более мощный задний пружинный буфер, новые лентоприемник и шептало.
Производилось несколько вариантов MG.151/20: мотор-пушка для стрельбы через втулку винта, с синхронизатором, для установки в крыло, а также для размещения в турельных оборонительных установках. Масса пушки составляла 42 кг, а скорость стрельбы – 750 выстрелов в минуту.
Производство орудия MG.151/20 стартовало в 1940 году и продолжалось вплоть до окончания войны. Эта 20-мм пушка использовалась в качестве основного вооружения в различных модификациях истребителей Bf 109 и Fw 190, а также в истребителях-бомбардировщиках, ночных истребителях и штурмовых самолетах. Кроме того, она устанавливалась на бомбардировщиках в турелях как механического, так и ручного типа.
Для стрельбы из MG.151/20 применялись патроны калибра 20×82 мм. Масса снаряда составляла от 105 до 115 граммов. Начальная скорость полета снаряда варьировалась от 700 до 750 м/с. Боекомплект включал не только бронебойно-зажигательные и бронебойно-зажигательно-трассирующие снаряды, но также и фугасный снаряд, содержащий 25 граммов взрывчатого вещества на основе гексогена.
Когда 20-мм фугасный снаряд попадал в бронекорпус Ил-2, это часто приводило к его пробоине. Удар такого снаряда по килю или крылу советского штурмовика, как правило, разрушал эти части конструкции, что означало прекращение контролируемого полета.
Боезапас пушки 151/20 для воздушных целей изначально формировали патронной лентой с 20 % бронебойных снарядов. Остальная часть включала в себя фугасные, осколочно-зажигательно-трассирующие и бронебойно-зажигательные либо бронебойно-трассирующие снаряды. Впрочем, ближе к завершению войны из-за нехватки специальных зарядов доля более экономичных бронебойно-трассирующих и бронебойных снарядов в ленте возросла до 50 %. Бронебойно-трассирующий снаряд на расстоянии 300 метров при угле попадания 60° мог пробить 12-мм броню.
Немецкая 20-мм воздушная пушка MG.151/20 являлась весьма эффективной против воздушных целей, и броня штурмовиков зачастую не справлялась с её воздействием. Практика боевых действий и полигонные испытания показали, что бронекорпус Ил-2 часто не выдерживал ударов 20-мм осколочных и бронебойных снарядов.
Для отключения винтомоторной группы штурмовика зачастую хватало одного удара 20-мм осколочного снаряда по любой части двигателя. Порой диаметры пробоин в бронекорпусе доходили до 150 мм. Броня кабины также не обеспечивала достаточной защиты от 20-мм снарядов. В случае попадания в фюзеляж, чтобы вывести Ил-2 из строя, в среднем требовалось от 6 до 8 20-мм осколочных снарядов. Вероятность перебивания тросов управления рулем поворота снарядными осколками была весьма велика.
К 1944 году на складах находилось около 7 000 пушек MG.151/20 и более 5 млн снарядов для них. Первые 20-мм пушки MG.151/20, адаптированные для зенитного огня, были турельными, снятыми с поврежденных бомбардировщиков. Эти установки применялись для противовоздушной обороны полевых аэродромов.
Турельные MG.151/20 устанавливали на импровизированные стояки, такие как зарытые в землю бревна или трубы. Иногда турельную пушку, использованную для зенитного применения, оснащали бронированным щитом. Очень скоро был налажен заводской выпуск пехотных установок, которые можно было закреплять на любых прочных основаниях.
При использовании пушек в турельных установках для стрельбы по воздушным целям не возникало серьёзных сложностей, тем не менее, варианты, предназначенные для синхронной стрельбы и крыльевые версии, которые входили в ударное вооружение истребителей и штурмовиков, в зенитных установках нуждались в значительных изменениях.
20-мм авиационные пушки, которые ставили в турели и использовали для синхронной стрельбы, перерабатывались на оружейных предприятиях и в крупных мастерских для применения на земле. Основные изменения касались механизмов перезарядки и спускового устройства. Электрические системы спуска и пневматические механизмы перезарядки заменялись на механические детали, дающие возможность вести непрерывный огонь при установке на одинарные и многоствольные зенитные системы.
Наиболее известной зенитной установкой, оснащённой 20-мм пушками MG.151/20, была трёхствольная установка на тумбовой опоре, известная как 2,0 cm Flakdriling MG 151/20. Её массовое производство началось весной 1944 года, при этом конструкция и внешний вид имели много общего с зенитной пулемётной установкой, в которой использовались 15-мм пулемёты MG.151/15.
На поворотной тумбовой опоре ниже пушек крепились три снарядных ящика. В передний ящик вмещалась лента с 400 снарядами, в два боковых – по 250. Такая особенность хранения боекомплекта была связана с неудобством снаряжения переднего ящика в сравнении с боковыми. Стволы части зенитных установок имели пламегасители, которые снижали дульное пламя, слепившее стрелка. Масса зенитной установки с боеприпасами превышала 200 кг.
Наведение строенной установки на цель не было механизировано. От стрелка для наведения установки на цель требовались значительные физические усилия. Хотя конструкторы постарались сбалансировать пушки в горизонтальной плоскости, угловая скорость наводки была небольшой, а инерция при вращении на тумбе – очень значительной. Прицельные приспособления строенной 20-мм установки 2,0 cm Flakdriling MG 151/20 были очень простыми и по своим возможностям существенно уступали 20-мм зениткам 2,0 cm Flak 28; 2,0 cm FlaK 30; 2,0 сm Flak 38 и 2,0 cm Flakvierling 38.
Тем не менее зенитная установка с суммарным темпом стрельбы более 2 000 выстр./мин для самолётов, летящих на малой высоте, представляла серьёзную опасность. Существенным плюсом установок 2,0 cm Flakdriling MG 151/20, имевших ленточное питание, по сравнению с 20-мм счетверёнными МЗА 2,0 cm Flakvierling 38, была возможность вести огонь длинными очередями большей продолжительности. Для этого требовался только один стрелок, в то время как для обслуживания счетверённой 20-мм зенитной установки с магазинным заряжанием был необходим расчёт из восьми человек. При наличии в боекомплекте бронебойно-трассирующих снарядов, наводчик 2,0 cm Flakdriling MG 151/20 корректировал угол упреждения по трассам.
Установить, сколько зенитных установок было создано с использованием авиационных пушек MG 151/20, сейчас невозможно, но, судя по многочисленным фотографиям, где они запечатлены, этих зениток выпустили немало.
Трехствольные установки 2,0 cm Flakdriling MG 151/20 часто монтировалась как стационарно для объектовой ПВО, так и на буксируемых четырёхосных прицепах, различной броне, авто- и железнодорожной технике, в том числе ими вооружались бронепоезда ПВО.
В качестве бронированного шасси для размещения 2,0 cm Flakdriling MG 151/20 чаще всего использовали полугусеничные бронетранспортёры семейства SdKfz 251. Первоначально зенитные установки устанавливали на бронетранспортёрах с открытой задней площадкой. При хорошем обзоре стрелок был защищён от пуль и осколков только бронированным щитом спереди.
Позже в серию пошла зенитная самоходка Sd.Kfz.251/21, прикрытая по кругу противопульной бронёй толщиной 8–14,5 мм. Сама артустановка была помещена в бронированный короб.
Имелась возможность вести огонь не только по воздушным, но и по наземным целям. Согласно американским отчетам о боевых действиях, ЗСУ Sd.Kfz.251/21 на Западном фронте очень часто применялись для поддержки наземных войск. По совокупности характеристик зенитные самоходные установки Sd.Kfz.251/21 можно считать одними из самых удачных немецких образцов на полугусеничном шасси.
Данная ЗСУ при относительно невысокой стоимости и неплохих показателях подвижности и проходимости имела высокую огневую мощь и могла успешно действовать против авиации, поражать легкобронированные цели и живую силу. Но построить много таких зенитных самоходок немцы не успели. Начиная с октября 1944 года по февраль 1945 года германская промышленность успела выпустить приблизительно 150 бронетранспортёров, вооруженных строенными пушечными установками. Эта удачная ЗСУ появилась слишком поздно и заметного влияния на ход боевых действий не оказала.
Рассказывая о немецких зенитных установках, созданных с использованием авиационных пушек, нельзя не упомянуть 30-мм пушку МК.103, которая входила в число наиболее удачных образцов авиационного вооружения, созданных немецкими конструкторами в годы Второй мировой.
Авиапушка МК.103 была спроектирована компанией Rheinmetall-Borsig AG в 1940 году. Для стрельбы из этого орудия использовался мощный выстрел размерности 30×184 мм. 30-мм пушка МК.103 без боеприпасов весила 145 кг. Масса ящика с лентой на 100 выстрелов – 94 кг. Схема функционирования автоматики смешанная: экстракция гильзы, подача очередного патрона и продвижение ленты происходили за счет короткого отката ствола, а для взведения затвора и отпирания канала ствола использовался отвод пороховых газов. Питание пушки МК 103 осуществлялось из металлической рассыпной ленты длиной 70–125 снарядов. Темп стрельбы – до 420 выстр./мин. Дальность прямого выстрела – 800 метров.
Конструкция оружия достаточно проста и надёжна. Главным недостатком, по мнению советских экспертов, являлись сильные ударные нагрузки при работе автоматики и чрезмерная отдача, что ограничивало использование 30-мм пушек в составе вооружения одномоторных истребителей. По комплексу боевых характеристик МК.103 занимала промежуточное положение между 23-мм авиапушкой ВЯ и 37-мм НС-37.
Бронебойный снаряд массой 455 г, с начальной скоростью 760 м/с на дистанции 300 м мог пробить 32-мм броню. Впоследствии для 30-мм авиационной пушки был создан бронебойно-трассирующий подкалиберный снаряд, который на дистанции 300 м при попадании под углом 60º мог пробить 50-мм броню.
Наиболее действенным при стрельбе по воздушным целям являлся 330 г фугасный снаряд 3 cm M.-Gesch. o. Zerl., содержащий 80 г тротила, и 320 г фугасно-трассирующий 3 cm M.-Gesch. L’spur o. Zerl., снаряженный 71 г флегматизированного гексогена в смеси с алюминиевой пудрой. Для сравнения: в советском 37-мм осколочно-трассирующем снаряде УОР-167 массой 0,732 г, входившем в боекомплект зенитного автомата 61-К, содержалось 37 г тротила. Попадания фугасных 30-мм снарядов в любую часть штурмовика Ил-2 приводили к критическим повреждениям.
Производство МК.103 велось с середины 1942 года до февраля 1945 года и на складах люфтваффе накопилось значительное количество невостребованных 30-мм пушек, что стало причиной использования их в зенитных установках.
На первом этапе, как и в случае с другими авиационными пулемётами и пушками, МК.103 монтировались на кустарно изготовленных зенитных лафетах. Летом 1943 года первые 30-мм пушки были установлены на примитивные и достаточно грубо изготовленные турели. Таким образом наземный персонал люфтваффе пытался усилить противовоздушную оборону аэродромов.
Летом 1943 года фирма Waffenfabrik Mauser AG путём наложения авиационной пушки на станок 20-мм зенитки Flak 38 создала установку 3,0 сm Flak 103/38. Хотя данная зенитка во многом являлась вынужденной импровизацией военного времени, в целом она была весьма удачной.
По сравнению с 20-мм установкой 2,0 cm Flak 38 новая 30-мм зенитка Flak 103/38 стала тяжелей примерно на 30 %. Масса 3,0 сm Flak 103/38 в транспортном положении составляла 879 кг, после отделения колёсного хода – 619 кг. Согласно экспертным оценкам, эффективность 30-мм зенитной установки возросла примерно в 1,5 раза.
Дальность эффективного огня стала больше на 20 %, но за счёт использования ленточного питания и ящика на 40 снарядов существенно возросла боевая скорострельность. При этом разрушительное действие 30-мм снаряда превосходило 20-мм снаряд примерно в два раза. Таким образом, для сбития бронированного штурмовика или двухдвигательного пикирующего бомбардировщика, как правило, требовалось не более двух-трёх осколочно-трассирующих или одно попадание фугасного снаряда. Так как более тяжелый 30-мм снаряд медленней терял свою энергию, максимальная наклонная дальность стрельбы по воздушным целям составила 5 700 м, досягаемость по высоте – 4 700 м.
Одноствольные зенитные автоматы на базе МК.103 на стандартном лафете 20-мм зенитки 2,0 cm Flak 38 использовались в буксируемом варианте и размещались на различных самоходных шасси. Очень часто зенитные установки 3,0 сm Flak 103/38 устанавливали на австрийские грузовые автомобили Steyr 2000A.
С целью снижения стоимости производства, кабина была выполнена открытой. Для защиты от непогоды над рабочим местом водителя и кузовом на съёмных дугах мог устанавливаться тент. Кроме бронированного щита, расчёт импровизированной зенитной самоходки ничем не был прикрыт от пуль и осколков и был уязвим для них.
30-мм авиационными пушками также вооружали зенитные самоходки, выпускавшиеся на базе лёгких танков чешского производства Pz. Kpfw. 38(t). Внешне эта машина была почти неотличима от ЗСУ Flakpanzer 38(t) с 20-мм автоматической пушкой.
В конце 1944 года по аналогии с 20-мм счетверённой зенитной установкой 2,0 cm Flakvierling 38 была создана 3,0 cm Flakvierling 103/38. Внешне 30-мм счетверённая установка отличалась от 20-мм более длинными и толстыми стволами, снабженными многокамерным дульным тормозом.
Относительно счетверённой установки 2,0 cm Flakvierling 38 масса 3,0 cm Flakvierling 103/38 в боевом положении увеличилась примерно на 300 кг. Но рост веса с лихвой компенсировался возросшими боевыми характеристиками. Суммарный темп стрельбы составлял более 1 600 выстр./мин. При использовании бронебойных снарядов в сторону противника летело 12 кг раскаленного металла в секунду.
Командование вермахта возлагало большие надежды на 30-мм счетверённые установки и планировало вооружить ими бронированные зенитные самоходные установки Flakpanzer IV Wirbelwind.
По огневой мощи 30-мм зенитная установка 3,0 cm Flakvierling не имела в то время аналогов и могла представлять серьёзную опасность как для боевых самолетов, действующих на малых высотах, так и для танков.
В общей сложности на немецких и чешских предприятиях было собрано около 500 зенитных установок под патрон 30×184 мм. Ограниченность Германии в ресурсах, непрекращающиеся бомбардировки оборонных заводов и успехи Красной армии не позволили выпустить достаточное количество 30-мм зениток, способное оказать существенное влияние на ход боевых действий.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉