Германия стала лидером в разработке 30-мм авиационных и зенитных пушек. Это оружие заполняет нишу между 20-мм и 37-40 мм артиллерийскими системами. По своей разрушительной мощи и дальнобойности 30-мм снаряды значительно превосходят 20-мм аналоги, при этом 30-мм артсистемы весят гораздо меньше, чем 37-40 мм, а также обычно имеют более высокую скорострельность и больший боезапас.
30-мм авиационная пушка МК.103 и зенитные установки на её базе
Военные руководители Люфтваффе и немецкие эксперты в области авиационного вооружения уже к середине 1930-х годов пришли к осознанию необходимости разработки авиационных пушек с высоким темпом стрельбы, калибр которых превышает 20 мм, но не доходит до 37 мм. Наиболее оптимальным был выбран калибр 30 мм, поскольку он обеспечивал рациональный баланс между мощью снаряда, скоростью стрельбы и весом орудия. Не только Люфтваффе проявило интерес к такому вооружению, но также и военный флот, который планировал оснащать гидросамолеты 30-мм пушками с высокими баллистическими характеристиками для борьбы с вражескими подводными лодками на поверхности и боевыми катерами.
Опыт эксплуатации 30-мм пушки МК.101 (Maschinenkanone 101), разработанной компанией Rheinmetall-Borsig AG и принятой на вооружение в 1940 году, не оправдал ожиданий. Работа автоматики у МК.101 основывалась на коротком ходе ствола, а использование магазинного питания (вместимостью от 10 до 30 выстрелов) ограничивало темп стрельбы до 260 выстрелов в минуту и усложняло интеграцию пушки в самолеты. Орудие со снаряжённым барабаном весило 185 кг, а его длина составляла 2592 мм. Из-за значительных размеров и массы, а также из-за ограничений вместимости магазина, данная авипушка не получила широкого применения.
Несмотря на эти недостатки, один из положительных результатов использования МК.101 для Люфтваффе заключался в создании высокоэффективного патрона 30×184 мм. Бронебойно-зажигательный снаряд весом 455 г, движущийся с начальной скоростью 760 м/с, мог пробить 32-мм броню на расстоянии 300 м при угле попадания 90 градусов. Позднее в боекомплект 30-мм авиационных пушек был включен бронебойно-трассирующий подкалиберный снаряд, который на той же дистанции и при угле 60° мог пробивать 50-мм броню.
30-мм бронебойно-зажигательный выстрел для пушки МК.101
В начале 1943 года начали производить усовершенствованную 30-мм авиационную пушку МК.103, которая была освобождена от множества недостатков своего предшественника. Без боеприпасов новая пушка весила 145 кг. Масса вскрытого ящика с лентой, рассчитанной на 100 выстрелов, составляла 94 кг. Автоматика работала по смешанной схеме: экстракция гильзы, подача следующего патрона и протяжка ленты осуществлялись за счёт короткого отката ствола, а для взведения затвора и открытия канала ствола использовалась энергия пороховых газов. Запирание канала ствола происходило благодаря продольно скользящему затвору с боевыми упорами, которые расходились в стороны. Немецкие инженеры внедрили систему воспламенения капсюля с помощью электрического разряда. Электрический контакт передавался от бортовой электросети через корпус орудия, ствол и гильзу к электрозапальной втулке и замыкался на «контактный ударник», который и воспламенял заряд. Питание для МК.103 осуществлялось с помощью металлической рассыпной ленты длиной от 70 до 125 снарядов. Скорострельность достигала 420 выстрелов в минуту. Прямая стрельба была эффективна на дистанции до 800 метров.
30-мм авиационная пушка МК.103
Боекомплект для 30-мм пушки МК.103 был значительно увеличен. Наиболее результативными при стрельбе по воздушным и незащищённым наземным объектам оказались 330-граммовый фугасный снаряд 3 сm M.-Gesch. o. Zerl., имеющий в составе 80 г тротила, а также 320-граммовый фугасно-трассирующий 3 сm M.-Gesch. L’spur o. Zerl., наполненный 71 г флегматизированного гексогена, смешанного с алюминиевой пудрой.
При производстве особо мощных 30-мм снарядов с высоким содержанием взрывчатки применялась методика «глубокой вытяжки», последующая процедура включала закалку стального корпуса с использованием токов высокой частоты.
30-мм выстрелы для пушки МК.103 слева направо: фугасный, фугасно-трассирующий, фугасный с самоликвидацией
Эффект от взрыва одного 30-мм фугасного снаряда был сопоставим с воздействием попадания трёх-четырёх 20-мм осколочно-трассирующих снарядов, выпущенных из орудия 2 cm FlaK 38.
Единственным серийным самолётом, оснащённым пушкой MK.103 в развале цилиндров двигателя, был Do.335. Из одномоторных истребителей только крылья моделей Fw.190 и Ta.152 были способны выдержать отдачу и вес MK.103, установленной в подвесных контейнерах. Поэтому 30-мм орудия этого типа чаще всего монтировались на тяжёлых двухмоторных истребителях и штурмовиках.
Подкрыльевая 30-мм пушка MK.103 на самолёте Fw.190F-8
С точки зрения боевых характеристик, МК.103 находилась между советскими 23-мм ВЯ и 37-мм НС-37 и считалась одной из лучших серийных авиационных пушек, созданных в период Второй мировой войны. Эта пушка значительно повлияла на развитие авиационного вооружения после войны. Немецкая МК.103 отличалась относительно простой и технологичной конструкцией, а также легкостью сборки и разборки. Однако советские эксперты, изучившие трофейную МК.103, обнаружили несколько недостатков, препятствующих её использованию на одномоторных истребителях. Сильная отдача требовала многокамерного дульного тормоза, а резкость работы автоматики создавала повышенные ударные нагрузки.
МК.103 производились в больших количествах, и к февралю 1945 года на складах оставалось значительное число нераспределённых 30-мм пушек, что привело к их использованию в зенитных установках.
На начальном этапе, примерно в начале 1943 года, наземный персонал Люфтваффе начал устанавливать 30-мм пушки на простые и грубо изготовленные турели для усиления противовоздушной защиты полевых аэродромов. К середине 1943 года специалисты компании Waffenfabrik Mauser AG предоставили на испытания 30-мм зенитную установку 3 сm Flak 103/38, которая должна была заменить распространённую 20-мм зенитку 2 cm Flak 38. При разработке 3 сm Flak 103/38 использовалась станина 2 cm Flak 38.
30-мм зенитная установка 3 сm Flak 103/38 в боевом положении
Переход с калибра 20-мм на 30-мм привёл к росту веса зенитной установки примерно на треть. Масса 3 сm Flak 103/38 в транспортном положении составляла 879 кг, после отделения колёсного хода – 619 кг. Расчёт – 7 человек.
30-мм зенитная установка 3 сm Flak 103/38 в транспортном положении
Благодаря применению ленточного питания и вместительного ящика на 40 снарядов значительно возросла скорость стрельбы в боевых условиях. Более тяжёлый 30-мм снаряд медленнее терял кинетическую энергию, и максимальная дальность наклонного огня по воздушным целям достигала 5700 метров, а высотная досягаемость — 4700 метров. Согласно оценкам специалистов, эффективность 30-мм зенитного орудия увеличилась примерно в 1,5 раза по сравнению с 20-мм Flak 38. Орудия 3 cm Flak 103/38 применялись как в стационарных, так и в мобильных вариантах, устанавливаясь на шасси бронетранспортеров, в кузовах грузовых автомобилей и на железнодорожных платформах.
На следующем этапе, в начале 1945 года, была разработана счетверенная 30-мм установка 3 cm Flakvierling 103/38. Основным внешним отличием новой 30-мм счетверенной установки от предыдущей 20-мм 2 cm Flakvierling 38 стали более длинные и массивные стволы орудий с многокамерными дульными тормозами.
30-мм счетверённая зенитная установка 3 cm Flakvierling 103/38
Масса 3 cm Flakvierling 103/38 по сравнению с 2 cm Flakvierling 38 увеличилась примерно на 30 %, но это было оправдано улучшенными боевыми характеристиками, такими как увеличенная дальность стрельбы, усиленное разрушительное воздействие снаряда и повышенная боевая скорострельность. Счетверённая 30-мм установка превосходила по огневой мощи все скорострельные зенитные орудия Второй мировой войны, ведь могла за 6 секунд выпустить непрерывной очередью 160 снарядов общей массой 72 кг.
Несмотря на высокие боевые качества, эти немецкие 30-мм зенитки выпускались в ограниченных количествах, что оказалось удачным для боевой авиации РККА и союзников. Первоначально Министерство вооружений Германии заказало 2000 3 cm Flak 103/38 и 500 3 cm Flakvierling 103/38, но из-за перегрузок и нехватки сырья промышленность Третьего рейха не смогла достичь планируемых объёмов. В результате было произведено лишь около 500 одноствольных и несколько десятков счетверённых орудий, и из-за их небольшой численности они не сыграли значительной роли в боевых действиях.
После войны Чехословакия стала единственной страной, где эти 30-мм зенитные пушки, ранее использовавшиеся немецкими вооружёнными силами, находились на вооружении в заметных количествах.
30-мм зенитные установки 3 сm Flak 103/38 на складе трофейного вооружения
Несколько батарей, оборудованных зенитными установками 3 сm Flak 103/38, были размещены на стационарных позициях для защиты военных аэродромов. Эти 30-мм зенитные пушки, совместно с 20-мм автоматами и захваченными немецкими зенитными орудиями калибра 88-105 мм, использовались в системе ПВО Чехословакии вплоть до конца 1950-х годов.
Спаренная 30-мм зенитная установка 3 сm Flakzwilling MK 303 (Br)
На основе наработок фирмы Кrieghoff waffenfabrik, проектировавшей в годы Второй мировой 20-30-мм авиационные пушки, конструкторы Waffenwerke Brünn (так в военное время называлась чешская Zbrojovka Brno) по заказу Крингсмарине создали спаренную 30-мм зенитную установку 3 сm MK. 303 (Br) (также известна как 3 сm Flakzwilling MK. 303 (Br)). Основной причиной создания и принятия на вооружение во второй половине 1944 года спаренной 30-мм зенитки было желание немецких адмиралов иметь на кораблях небольшого водоизмещения и подводных лодках гораздо более лёгкие установки, по скорострельности как минимум вдвое превосходящие 37-мм автоматы 3,7 сm Flak М42, при сохранении той же эффективной дальности стрельбы. Имевшиеся 30-мм зенитки с ленточным питанием на базе 30-мм пушки MK.103 плохо переносили воздействие морской воды, требовали тщательного ухода и при эксплуатации на палубе были не слишком надёжны.
Прототипом для 3 сm MK.303 (Br) стала опытная авиационная пушка MG.301, автоматика которой сочетала комбинацию короткого отката ствола, ход которого разблокировал затвор, и газоотвода, осуществлявшего перезарядку оружия. Чешские специалисты внесли существенные изменения в конструкцию артиллерийской части. Практическую скорострельность зенитной установки было решено увеличить за счёт использования спаренных 30-мм артиллерийских автоматов.
Для стрельбы из 3 сm MK.303 (Br) использовались мощные 30-мм выстрелы с длиной гильзы 210 мм. Снаряд массой 330 г разгонялся до начальной скорости более 1000 м/с. Темп стрельбы достигал 500 выстр./мин.
Артиллерийская часть 30-мм спаренного зенитного автомата
Для повышения надёжности произошёл отказ от ленточного питания, и использовались магазины на 10 или 15 выстрелов. При суммарном темпе стрельбы 900 выстр./мин боевая скорострельность достигала 150 выстр./мин. Длина орудия стала больше и составила вместе с дульным тормозом 3145 мм при длине ствола 2,2 м, а масса возросла до 185 кг. Общий вес зенитной установки составлял примерно 1600 кг. Обеспечивался круговой обстрел, углы вертикальной наводки: от –10° до +85°.
Спаренная зенитная установка 3 сm MK. 303 (Br)
С целью сохранения ресурса ствола и снижения ударных нагрузок автоматики была уменьшена навеска порохового заряда, после чего начальная скорость составила 910 м/с. Эффективная дальность стрельбы по самолётам достигала 2500 м.
В англоязычных источниках говорится, что к концу 1944 года на заводе Брно было выпущено 32 экземпляра 3 сm Flakzwilling MK.303 (Br), а в течение первых четырёх месяцев 1945 года ещё 190 экземпляров. Зенитные установки 3 сm Flakzwilling MK.303 (Br), разработанные для вооружения боевых кораблей, на палубах монтировались очень ограниченно и в основном использовались стационарно на береговых объектах.
На базе спаренной установки 3 сm Flakzwilling MK 303 (Br) в начале 1950-х инженеры Zbrojovka Brno спроектировали буксируемую 30-мм двуствольную зенитку М53, принятую на вооружение как ZK.453 обр. 1953 г.
Буксируемая 30-мм зенитная установка ZK.453
Суммарный темп стрельбы из двух стволов достигал 1000 выстр./мин. Но так как питание зенитной установки велось из жёстких кассет на 10 снарядов, реальная боевая скорострельность не превышала 100 выстр./мин. В боекомплект входили бронебойно-зажигательно-трассирующие и осколочно-фугасно-зажигательные снаряды. Бронебойно-зажигательно-трассирующий снаряд массой 540 г с начальной скоростью 1000 м/с на дистанции 500 м мог пробить по нормали 55-мм стальную броню. Осколочно-фугасно-зажигательный снаряд массой 450 г покидал ствол длиной 2363 мм с начальной скоростью 1000 м/с. Дальность стрельбы по воздушным целям – до 3000 м. Артиллерийская часть установки монтировалась на четырёхколесной повозке. На огневой позиции она вывешивалась на домкратах. Масса в походном положении 2100 кг, в боевом 1750 кг. Расчёт – 5 человек.
Чехословацкая зенитная установка ZK.453 прикрывает позицию радиолокационного комплекса
Буксируемые зенитные установки ZK.453 сводились в батареи по 6 орудий, но в случае необходимости могли использоваться индивидуально. Основным недостатком ZK.453, как и советской ЗУ-23, является ограниченность её возможностей в условиях плохой видимости и ночью. Она не сопрягалась с радиолокационной системой управления огнём и не имела в составе батареи станции централизованной наводки.
Сравнивая ZK.453 с 23-мм ЗУ-23 советского производства, можно отметить, что чехословацкая установка была тяжелей и имела меньшую боевую скорострельность, но при этом зона эффективного обстрела была примерно на 25 % выше, и её снаряд обладал большим разрушительным эффектом. 30-мм установки ZK.453 поставлялись в Югославию, Кубу, Гвинею и Вьетнам.
Буксируемые установки ZK.453 обладали низкой мобильностью и относительно невысокой боевой скорострельностью, что не позволяло их использовать для зенитного прикрытия транспортных колонн и мотострелковых подразделений. С целью устранения этих недостатков в 1959 году на вооружение была принята самоходная зенитная установка Praga PLDvK VZ. 53/59, получившая в армии неофициальное наименование «Jesterka» — «Ящерица». Колёсная ЗСУ массой 10 300 кг имела неплохую проходимость и могла разгоняться до 65 км/ч. Запас хода по шоссе 500 км. Экипаж 5 человек.
ЗСУ PLDvK VZ. 53/59
Базой для зенитной самоходки послужил грузовой трёхосный полноприводный автомобиль Praga V3S. При этом ЗСУ получила новую бронированную кабину. Броня обеспечивала защиту от пуль стрелкового оружия винтовочного калибра и лёгких осколков.
Артиллерийская часть ЗСУ PLDvK VZ. 53/59
В сравнении с вариантом ZK.453, артиллерийская часть самоходной системы была модифицирована. Для увеличения боевой скорострельности 30-мм зенитные пушки стали использовать коробчатые магазины на 50 выстрелов каждый. Один снаряженный магазин весил 84,5 кг, и его замена для двух заряжающих была непростой задачей, требующей значительных физических усилий. Скорость прицеливания 30-мм зенитной установки повысилась за счёт внедрения электрических приводов, при этом ручное наведение использовалось в качестве резервного. Установка могла вести круговой обстрел в горизонтальной плоскости с вертикальными углами от -10° до +85°. При крайней необходимости была возможность стрельбы на ходу. Боевая скорострельность составила 120-150 выстрелов в минуту, а общий боекомплект был рассчитан на 400 выстрелов в восьми магазинах.
Артиллерийская часть имела возможность установки на грунте благодаря специальным направляющим, тросам и лебёдке, что позволяло использовать её стационарно на подготовленных позициях. Это расширяло тактические возможности и способствовало маскировке зенитной батареи при оборонительных действиях.
За счёт своей простоты, надёжности и хороших эксплуатационных и боевых характеристик ЗСУ PLDvK VZ. 53/59 пользовалась популярностью в войсках. До середины 1970-х годов чехословацкие самоходные установки, известные как «Ящерицы», считались современным средством ПВО и под маркой М53/59 активно продавались на мировом оружейном рынке. Их закупали такие страны, как Египет, Ирак, Ливия, Куба, Югославия и Заир. В Чехии последние ЗСУ PLDvK VZ. 53/59 сняли с вооружения в 2003 году. В Словакии до недавнего времени на хранении оставалось примерно 40 таких самоходных установок. Эти колесные ЗСУ также сохранились в вооруженных силах Боснии и Герцеговины, а также Сербии.
Колесные ЗСУ PLDvK VZ. 53/59 хорошо подходили для сопровождения транспортных колонн и обеспечения зенитной защиты объектов в тыловых районах, но не могли двигаться в одном строю с танками. В середине 1980-х в Чехословакии была создана ЗСУ BVP-1 STROP-1, построенная на базе гусеничной боевой машины пехоты BVP-1 — чехословацкой версии БМП-1. В соответствии с требованиями военных, новая установка была оснащена оптоэлектронной поисково-прицельной системой, лазерным дальномером и электронным баллистическим вычислителем. На ЗСУ BVP-1 STROP-1 использовалась дистанционно управляемая артиллерийская часть от PLDvK VZ. 53/59 с эффективной дальностью стрельбы по воздушным целям до 2000 м.
ЗСУ BVP-1 STROP-1
В ходе испытаний, проведённых в 1984 году, была продемонстрирована способность поисковой системы в светлое время суток обнаружить истребитель МиГ-21 на дальности 10-12 км и с высокой точностью определить дистанцию до него. В то же время, несмотря на неплохие результаты, достигнутые системой наведения в ходе испытаний, стало ясно, что попытка скрестить новейшую электронику с зенитными автоматами, которые вели свою родословную от 30-мм пушек, использовавшихся немцами во время Второй мировой войны, обречена на провал. В СССР с 1965 года в войска поступала ЗСУ-23-4 «Шилка» с радиолокатором обнаружения, а в 1982 году на вооружение Советской Армии был принят зенитный ракетно-пушечный комплекс «Тунгуска». Использование зенитно-артиллерийских автоматов с внешним коробчатым заряжанием к тому моменту было анахронизмом, и вполне предсказуемо ЗСУ BVP-1 STROP-1 на вооружение не приняли.
30-мм авиационная пушка MG.213C/30
Незадолго до поражения нацисткой Германии концерн Mauser-Werke A. G. передал на испытания 30-мм авиационную пушку МG.213С (МК.213С/30). Всего до апреля 1945 года удалось изготовить десять прототипов. Начать поставки серийных изделий планировалось в июне 1945 года.
Конструктивно МК.213С/30 была сходна с 20-мм пушкой МК.213С/20, работы по которой первоначально вела фирма Кrieghoff waffenfabrik. Автоматика оружия была основана на сочетании газоотводной схемы с коротким ходом ствола и револьверной схеме подачи выстрелов, благодаря чему удалось совместить несколько операций и увеличить таким образом темп стрельбы.
30-мм авиационная пушка МК.213С/30
Масса пушки составляла 82 кг. Длина – 1630 мм. Длина ствола – 1295 мм. Темп стрельбы – до 1200 выстр./мин. Боеприпас размерности 30х85 мм имел электрическую систему воспламенения капсюля. Для снижения массы орудия и обеспечения высокого темпа стрельбы пришлось пожертвовать баллистическими характеристиками. Снаряд массой 330 г покидал ствол с начальной скоростью 530 м/с.
30-мм выстрел для пушки МК.213С/30
После краха Третьего рейха разработчики МК.213С/20 и МК.213С/30 осели в западных зонах оккупации, а кому-то удалось бежать в Швейцарию. В результате в США была создана и принята на вооружение 20-мм авиационная пушка М39, а в Великобритании, Франции и Швейцарии – собственные 30-мм аналоги.
Британский и французский проекты на базе МК.213 С/30 развивались параллельно и не сильно различались между собой. Так, британская Aden в первоначальном варианте использовала практически точную копию немецкого патрона 30×85В, обозначаемого как 30 x 86В. Французы в пушке DEFA 540 испытывали чуть более мощный боеприпас 30x97B. Более поздние версии британской Aden Mk.4 и французской DEFA 554 были приведены к единому взаимозаменяемому боеприпасу размерности 30×113 мм.
30-мм авиационные боеприпасы: английский патрон 30x86B пушки Aden – копия немецкого 30x85B от MG 213C-30, французский 30x97B пушки DEFA 540, англо-французский 30x113B от пушек Aden Mk.4
Английская пушка Aden официально поступила на вооружение в 1955 году и выпускалась в пяти модификациях: Mk.1, Mk.2, MK.З, Mk.4 и Mk.5. Пушка Aden Mk.4 имела вес 89 кг, длину ствола 1080 мм, полную длину 1660 мм и темп стрельбы 1200-1250 выстр./мин. В пушке Aden Mk.5 темп стрельбы был увеличен до 1500 выстр./мин. Стрельба из 30-мм пушек Aden производилась стандартными патронами 30 х 113В. Вес патрона 495 г, вес снаряда 237 г. Осколочный снаряд содержал 27 г взрывчатого вещества. Начальная скорость снаряда 805 м/с. Прицельная дальность стрельбы – до 2000 м.
30-мм пушка Aden Mk.4
Авиационные пушки Aden начиная с 1954 года использовались практически на каждом британском самолёте вплоть до появления Panavia Tornado в 1980 году.
Первая массовая серийная французская 30-мм авиационная пушка DEFA 551 с середины 1950-х устанавливалась на истребителях Dassault Mystère IV, Dassault Mystère IIC и Sud Aviation Vautour. Впоследствии пушками DEFA 552/ 552А/553/554 вооружались истребители и штурмовики французского, израильского, аргентинского и шведского производства.
30-мм авиационная пушка DEFA 554
Пушка DEFA 554 весит 85 кг. Длина – 2100 мм. Начальная скорость снаряда – 765-820 м/с. Темп стрельбы – до 1800 выстр./мин.
Всего с начала производства до середины 1990-х было выпущено свыше 14 000 пушек DEFA всех модификаций, которые поставлялись в 25 стран. Эта пушка, прототип которой был создан более 70 лет назад, является одной из наиболее широко распространённых в мире.
Самыми мощными 30-мм пушками, созданными на базе МК.213 С/30, стали швейцарские Oerlikon 302 RK и её усовершенствованная модификация Oerlikon KCA (Oerlikon 304 RK) под патрон 30х173 мм.
Бронебойно-трассирующий патрон 30х173 мм
Пушка Oerlikon 302 RK весила около 200 кг. Общая длина составляла 2972 мм. Темп стрельбы достигал 1200 выстр./мин. Снаряд массой 300 г разгонялся в стволе длиной 1982 мм до 1100 м/с, что было существенно выше, чем в британских и французских пушках, также созданных на базе германской МК.213 С/30.
Артиллерийская система Oerlikon 302 RK не имела коммерческого успеха и стала этапной в развитии швейцарских малокалиберных пушек. Несколько десятков Oerlikon 302 RK для тестирования приобрели США и Великобритания. В частности, эти 30-мм пушки устанавливались на нескольких американских перехватчиках Northrop F-89 Scorpion.
Перехватчик Northrop F-89 Scorpion
Более удачно сложилась судьба 30-мм пушки Oerlikon KCA, которую приняли на вооружение в Швеции под обозначением Akan m/75 и устанавливали на истребители Saab JA-37 Viggen.
30-мм авиационная пушка Oerlikon KCA
Из-за применения мощного боеприпаса, пушка Oerlikon KCA, несмотря на использование новых материалов и конструктивных решений для облегчения веса, оставалась достаточно тяжелой и крупной. Масса орудия была 136 кг, при длине 2692 мм. Бронебойно-подкалиберный снаряд массой 235 г вылетал из ствола длиной 1976 мм со скоростью 1385 м/с. Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда весом 352 г достигала 1050 м/с. По нормали бронебойно-подкалиберный снаряд без труда пробивал броню средней твердости толщиной 40 мм. Скорострельность составляла до 1350 выстрелов в минуту.
По меркам конца 1960-х — начала 1970-х годов пушка Oerlikon KCA считалась достаточно продвинутой, что вызвало интерес со стороны ВВС США. Швейцарское 30-мм авиационное орудие, получившее в США обозначение GAU-9/A, рассматривалось для вооружения штурмовика Fairchild Republic A-10А Thunderbolt II, но уступило в конкурсе 30-мм семиствольной General Electric GAU-8/A Avenger, имеющей скорость стрельбы 4200 выстрелов в минуту.
Американская компания Hughes Helicopters использовала орудие GAU-9/A в съемном пушечном контейнере Mk.4 собственной разработки вместо стандартных 20-мм пушек М39А3. Подвесная система с 30-мм пушкой KCA и боезапасом на 125 снарядов имела вес 476 кг. Этот вариант испытывался на истребителе McDonnell Douglas F-Е Phantom II для штурмовых целей, но ВВС США отказались от него. Впоследствии некоторые экспортные модели истребителей Northrop F-5Е Tiger II оснащались контейнерами с пушками Oerlikon KCA.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉