Долго, больше века после открытия динозавров, палеонтологи думали, что это такие большие холоднокровные рептилии. Так продолжалось до тех пор, пока в 1969 году Джон Остром не описал дейнониха, в котором его поразило сходство с птицами. И тогда Остром предположил, что на птиц динозавры были похожи не только скелетами, но и прочими чертами, в частности, теплокровностью и наличием перьев.
В конце концов к 1990-м годам точка зрения Острома возобладала, не хватало только самой малости — самих перьев. Не хватало их до 1996 году, пока канадский палеонтолог Фил Карри не описал найденного китайским палеонтологом-любителем Ли Юмином синозавроптерикса, который оказался покрыт самыми настоящими перьями, правда, примитивными, как у новозеландской птицы киви.
После открытия синозавроптерикса динозавры в перьях, можно сказать вошли в моду. Художники принялись рисовать, а кинематографисты снимать оперёнными самых разных динозавров, включая даже тираннозавра. Однако довольно скоро выяснилось, что гигантские динозавры перьями покрыты не были, что понятно — крупным теплокровным утепляться было не нужно, перед ними стояла противоположная задача — не перегреться. Мода на динозавровые перья сошла на нет.
Однако мода модой, а оперённые динозавры всё же существовали. На данный момент описано около шести десятков видов оперённых нептичьих динозавров, и почти все они относятся к группе ящеротазовых, к которой принадлежат и современные птицы.
Исключений пока найдено всего три — птицетазовые кулиндадромей, пситтакозавр и тяньюйлун. Но если перья ящеротазовых просто примитивны и похожи больше на волосы, то у трёх птицетазовых они ещё менее птичьи и скорее напоминают жёсткую щетину или даже иглы дикобраза.
А вот то, что птицетазовые в принципе могут иметь перья, наводит на мысль о том, не был ли оперённым, а, следовательно, и теплокровным, уже общий предок всех динозавров. И не только динозавров — структуры, похожие на перья, описаны и у птерозавров. Правда, в том, что это именно такие же перья, как у динозавров, учёные уверены не были и придумали лоя них специальное умное слово — пикнофибры.
Позже, уже в 2018 году, обнаружилось, что пикнофибры семейства анурогнатид были разветвлёнными, совсем как перья динозавров. А ещё через четыре года, в 2022, у одного из самых крупных поздних птерозавров, тупандактиля, обнаружились пикнофибры обоих типов — и простые, и разветвлённые. Это окончательно убедило палеонтологов в том, что пикнофибры — всё-таки перья.
При этом птерозавры относятся к той же группе архозавров, сто и динозавры с крокодилами, причём они гораздо ближе к динозаврам, чем крокодилы. А одинаковый признак, в нашем случае перья, у двух родственных групп мог возникнуть тремя путями:
1. Одна группа произошла от другой, и дочерняя унаследовала признак у материнской.
2. Две сестринские группы унаследовали признак от общего предка.
3. Признак возник у двух групп независимо.
Первый вариант в случае динозавров и птерозавров можно отбросить сразу — они произошли от общего предка, а не друг от друга. Насчёт же независимого обзаведения можно было поразмыслить в случае простых пикнофибр, однако разветвлённые — слишком сложный признак не очевидной полезности.
Поэтому разумнее полагать, что оперённым был даже не предок динозавров, а их общий предок с птерозаврами, а крупные динозавры «облысели» уже позже, и этот процесс происходил примерно одновременно с эволюцией динозаврового таза.