Найти в Дзене
Альтернативная история

Рейдеры для Фатерлянда

Оглавление

Мнение большинства специалистов о «карманном линкоре» Deutschland единодушно: «Удачное сочетание очень мощной для сравнительно небольшого водоизмещения артиллерии с достаточно высокой скоростью и неплохой защитой делали его весьма опасным противником для любого крейсера того времени»

Альтернативное кораблестроение | Блог альтернативная история | Дзен
Вторая Мировая Война | Блог альтернативная история | Дзен

Согласно условиям Версальского мирного договора, подписанного 28 июня 1919 года, Германия была деградирована до положения второстепенной морской державы, лишенной возможности вернуть утраченные позиции. В результате поражения стране разрешили иметь военный флот с общим водоизмещением не более 108000 тонн и численностью экипажа, ограниченной 15000 человек (включая не более 1500 офицеров). Флот состоял из 6 броненосцев, 8 крейсеров, 12 эсминцев и миноносцев. Обновление старых кораблей было возможно не раньше чем через 20 лет для броненосцев и крейсеров, а для эсминцев и миноносцев – не менее чем через 15 лет, отсчитываемых с момента спуска кораблей на воду. Новые корабли не могли превышать 10000 тонн водоизмещения для броненосцев, 6000 тонн для крейсеров, 800 тонн для эсминцев и 200 тонн для миноносцев. Максимальный калибр артиллерийских орудий был установлен на уровне 280 мм. В отдельных пунктах Версальского договора Германии категорически запрещалось иметь подводные лодки и авиацию. Строгость этих условий вызывала сомнения даже у самих союзников, поэтому в 1920 году Верховный совет послов разрешил Германии дополнительно хранить в резерве боевые корабли с общим водоизмещением 32400 тонн. Таким образом, материально-техническая база нового германского флота, который 1 января 1921 года получил название «Рейхсмарине», была увеличена до 8 броненосцев (включая броненосцы Lothringen и Preussen, переоборудованные в плавбазы катеров-тральщиков), 8 крейсеров, 13 эсминцев, 16 (или 17 по другим источникам) миноносцев, 2 орудийных тендера и 5 других кораблей.

Новая доктрина «крейсерской войны»

Неудовлетворительное состояние материальной базы, унаследованной Рейхсмарине от кайзеровского флота (в частности, все броненосцы были запущены в строительство в 1902-1906 годах), побудило германское командование задуматься об обновлении военно-морских сил уже в начале 20-х годов. При создании программы кораблестроения Германии были учтены следующие оперативно-стратегические соображения:

  • основным вероятным противником Германии является Польша и связанная с ней союзным договором Франция. Позиция Великобритании рассматривается как нейтральная;
  • на Балтийском море основными задачами ВМС являются: поддержка фланга сухопутной армии; защита коммуникаций между основной частью Германии, Швецией и Восточной Пруссией;
  • на Северном море основными задачами ВМС являются: защита побережья; защита германских морских коммуникаций; действия на морских коммуникациях Франции.

Первоначальной целью программы было обновление устаревших легких крейсеров и миноносцев, заменив их новыми судами, способными предотвратить вторжение французского флота в Балтийское море и обеспечить охрану германских торговых судов в Северном море. Из сохранившихся тактико-технических требований к проектированию кораблей видно, что у немцев была цель создать боевые единицы, подходящие не только для эскорта, но и для ведения «крейсерской войны». Новый вариант доктрины «крейсерской войны», разработанный выдающимися немецкими военно-морскими теоретиками Отто Гроосом и Вольфгангом Вегенером, должен был заменить прежнюю доктрину «владения морем», доминирующую в последние годы кайзеровского флота. Анализируя действия германского флота во время Первой мировой войны, адмиралы пришли к выводу о "возможности использования небольшого флота против крупных противников, если будут соблюдены инициатива и выгодное расположение баз (включая Норвегию и атлантическое побережье Франции)". Адмирал Эрих Рёдер, ставший инспектором боевой подготовки Рейхсмарине в 1922 году, не только яростно поддерживал, но и выступал теоретиком «крейсерской войны» с использованием надводных кораблей.

Адмирал Эрих Рёдер, Главнокомандующий ВМС Германии в 1935-43 годах. Источник: ww2history.ru
Адмирал Эрих Рёдер, Главнокомандующий ВМС Германии в 1935-43 годах. Источник: ww2history.ru

Редер видел основную выгоду от крейсеров не в нанесении прямого ущерба судоходству, а в том, что они отвлекали на свою борьбу значительное количество крупных военных кораблей врага, включая линкоры и авианосцы. Эта задача требовала наличия в составе Рейхсмарине мощного рейдера, который должен был быть «сильнее любого противника крейсера и быстрее любых линкоров». Поэтому, в середине 20-х годов немцы пришли к окончательному решению отказаться от постройки хорошо защищенного монитора или броненосца береговой обороны в пользу создания корабля для ведения «крейсерской войны». Учитывая, что версальские ограничения не позволяли строить крейсеры водоизмещением более 6000 тонн, новый корабль, фактически являвшийся тяжелым крейсером с пониженной скоростью и небывалыми для его класса орудиями, решили строить по квоте бронированных кораблей и назвать «panzerschiffe» (броненосец). В истории эти новые корабли известны под английским названием «pocket battleships» («карманные линкоры»).

Строительство «карманных линкоров» типа Deutschland

Перед проектировщиками нового «броненосца» стояла сложная задача – разработать корабль, оснащённый минимум шестью 280-мм орудиями, способный развивать скорость не менее 23 узлов, а также иметь дальность плавания в 9000 миль при 19 узлах и стандартное водоизмещение, не превышающее 10000 тонн. Вопреки распространённому мнению, немецкие инженеры тщательно соблюдали ограничения по водоизмещению при построении первого «карманного линкора». Многие специалисты предполагают, что активное использование электросварки было вызвано необходимостью уменьшить вес заклепок. Дональд Маклахан, историк военно-морской разведки, в своей книге «Тайны британской разведки» утверждает, что британцы не выдвигали существенных требований относительно водоизмещения данного корабля. Группа инженеров под руководством Пауля Прессе успешно справилась с задачей создания нового судна благодаря внедрению нескольких оригинальных, но спорных решений:

  • на корабле максимально сократили количество и уменьшили размеры надпалубных построек;
  • было применено дифференцированное бронирование;
  • была использована дизельная энергетическая установка.

Проект, разработанный Паулем Прессе, был официально утверждён 11 апреля 1928 года. Заказ на создание корабля, который впоследствии получил название Deutschland, был выдан 17 августа того же года. На текущий момент нет точной информации о количестве запланированных для постройки кораблей типа Deutschland: цифры варьируются от 5 до 10 в разных источниках. Первоначально головной корабль был заложен в рамках программы 1928 года; тогда у Германии ещё не существовало долгосрочных планов, они утверждались ежегодно. Первая многолетняя программа, принятая в 1931 году и названная «План строительства кораблей для замены устаревших», предусматривала создание четырёх новых кораблей. В свою очередь, «План строительства ВМС на период до 1950 года», принятый в марте 1934 года (уже после закладки пяти линкоров типа Deutschland), упоминал о намерении построить ещё пять боевых единиц. Этот документ вызывает у историков споры: в одной интерпретации говорится о строительстве дополнительных пяти кораблей, в другой — речь идёт о общем количестве, запланированном в рамках программы.

«Карманный линкор» Deutschland. Источник: navsource.narod.ru
«Карманный линкор» Deutschland. Источник: navsource.narod.ru

«Карманные линкоры» типа Deutschland:

-4

После того как 18 июня 1935 года был подписан англо-германский морской договор, который фактически аннулировал ограничения Версальского мира, было принято решение прекратить дальнейшее строительство «карманных линкоров». Отложенные работы по проектам Ersatz Elzass и Ersatz Hessen впоследствии были использованы для создания линейных крейсеров типа Gneisenau.

«Карманный линкор» Deutschland. Источник: navsource.narod.ru
«Карманный линкор» Deutschland. Источник: navsource.narod.ru

Тактико-технические характеристики

Корпус, рассчитанный на длительные океанские походы, собирался по продольной схеме с большим количеством поперечных связей. Как показала дальнейшая эксплуатация головного корабля, в целом мореходность оказалась достаточной для действий в океане, однако прямой форштевень и прилегавшая к нему плоская палуба приводили к заливанию носовой части при движении против волны в ветреную погоду. Интересно, что этот недостаток, выявленный в начале 30-х годов, устранили только в ходе модернизации кораблей в 1944 году путем установки форштевня классической «крейсерской» формы. Корпус имел противоторпедные були, двойное дно на протяжении 92% длины и разделялся на 16 отсеков. С целью экономии массы головной корабль получил надстройку в виде большой трубы, внутри которой проходили кабели связи, ведшие к мостику и дальномерному посту. С боков и спереди к этой трубоподобной надстройке присоединили несколько мостиков и рубок. Как показала эксплуатация, такая конструкция оказалась неудобной по двум причинам:

  • в небольшие надстройки не вместились все помещения, необходимые для управления кораблем, а также боевые части;
  • сильная вибрация от работы дизельных двигателей из-за легковесности трубоподобной надстройки делала невозможной работу поста управления огнем на топе.

Поскольку после прихода Гитлера к власти к версальским ограничениям в Германии стали относиться менее серьезно, на двух последующих кораблях вместо трубоподобной установили башнеподобную надстройку, перед которой появилась значительная по объему надстройка обычного типа. Однако на кораблях башнеподобная надстройка просуществовала недолго. В ходе модернизации 1941 года на «карманном линкоре» Admiral Scheer ее заменили на трубоподобную, сходную по конструкции с первоначальной, но с другим расположением мостиков. В качестве причины обычно указывают смещение центра тяжести корабля, вызванное установкой башнеподобной надстройки. Изменение условий строительства после прихода Гитлера к власти, а в особенности подписание англо-германского договора привели к росту водоизмещения кораблей типа Deutschland.

«Карманный линкор» Admiral Graf Spee. Хорошо виден прямой форштевень. Источник: sjk-handel.de
«Карманный линкор» Admiral Graf Spee. Хорошо виден прямой форштевень. Источник: sjk-handel.de

Основные геометрические размеры «карманных линкоров» типа Deutschland:

-7

Бронирование

Вертикальная защита корабля носила эшелонированный характер. Основным ее элементом являлся начинавшийся перед носовой башней главного калибра и заканчивавшийся за срезом полубака главный броневой пояс, прикрывавший по вертикали расстояние между верхней и броневой палубами, а также примерно половину расстояния между броневой и средней палубами. По первоначальному проекту броневой пояс имел наклон 12-13,5 градуса нижней кромкой вглубь корпуса и состоял из двух слоев плит одинаковой ширины, причем срез нижней кромки обеспечивал плавный переход от толщины 80 мм вверху пояса до толщины 50 мм внизу пояса. Толщину 80 и 50 мм пояс имел в месте расположения энергетической установки и части погребов (между 42 и 136 шпангоутами), далее в нос и корму толщина верхней части снижалась до 60 мм.

Матросы у борта поврежденного «карманного линкора» Admiral Graf Spee в Монтевидео. Источник: waralbum.ru
Матросы у борта поврежденного «карманного линкора» Admiral Graf Spee в Монтевидео. Источник: waralbum.ru

С носа и кормы пояс замыкался бронированными траверзами. Выше броневой палубы на расстоянии примерно 3,7 м от диаметральной оси корабля проходила верхняя броневая переборка, расположенная строго вертикально и доходившая до верхней палубы. Ниже броневой палубы до второго дна параллельно главному броневому поясу проходила нижняя противоторпедная броневая переборка. Главная броневая палуба не опиралась на верхнюю кромку пояса и не имела скосов (ее толщина колебалась от 45 до 15 мм). Верхняя палуба имела толщину 18 мм на всем протяжении цитадели. Бронирование последующих кораблей существенно отличалось от головного – на них была изменена толщина брони, а на Admiral Scheer главный броневой пояс повернули «вверх ногами» (его толщина в верхней части составляла 50 мм, в нижней – 80 мм).

Толщина брони «карманных линкоров» типа Deutschland, мм:

-9

Основным объектом критики бронирования кораблей типа Deutschland является их горизонтальная защита. В частности, критики часто вспоминают об относительно крупных повреждениях, полученных линкором Deutschland 29 мая 1937 года в результате налета авиации испанских республиканцев (два прямых попадания и взрыв у борта одной 50-кг бомбы привели к крупному пожару, уничтожившему гидросамолет, унесшему жизни 19 и ранившему 81 члена экипажа).

Безусловно, даже усиленное бронирование Admiral Graf Spee с 70-мм толщиной броневой палубы над артиллерийскими погребами не соответствовало требованиям, предъявляемым к линейным кораблям, однако не следует забывать, что отнесение Deutschland к категории линкоров или броненосцев весьма условно. Эти корабли создавались не для линейного боя на больших дистанциях, требующего мощной горизонтальной защиты от крупнокалиберных снарядов, а для боя на ближних и средних дистанциях со слабовооруженными торговыми судами и крейсерами эскорта. Принятая на Deutschland система бронирования существенно превосходила защиту любого крейсера «вашингтонского» типа первого поколения, обеспечивая преграду для снарядов калибра 90-125 мм при комбинации вертикальных и горизонтальных защит, и полностью соответствуя поставленным задачам. В целом, «карманные линкоры» оказались весьма живучими кораблями. Так, в результате попадания торпеды с британской подводной лодки Spearfish в ночь с 10 на 11 апреля 1940 года в линкор Lutzow его корпус позади кормовой башни надломился (фактически корма оказалась полуоторванной) и были затоплены четыре отсека (корабль принял около 1300 т воды). Тем не менее, Lutzow сохранил плавучесть и к вечеру 13 апреля был отбуксирован в Киль, где и простоял на ремонте более полугода.

Поврежденный Lutzow в Киле. С корабля уже демонтированы торпедные аппараты. Источник: waralbum.ru
Поврежденный Lutzow в Киле. С корабля уже демонтированы торпедные аппараты. Источник: waralbum.ru

Вооружение

При проектировании «карманных линкоров» немцы исходили из следующей номенклатуры вооружений:

  • 280-мм орудия главного калибра, предназначенные для боя с эскортными кораблями противника;
  • 150-мм орудия среднего калибра, предназначенные для уничтожения торговых судов;
  • зенитные орудия, предназначенные для борьбы с одиночными гидропланами;
  • торпедные аппараты.

Артиллерия главного калибра

Артиллерия главного калибра состояла из шести 280-мм орудий с длиной ствола в 54,5 калибра. Дальность стрельбы 300-кг снарядами при максимальном угле возвышения в 40 градусов достигала 230 кабельтовых (42,5 км). Заряжание орудий осуществлялось при фиксированном угле возвышения в 2 градуса, что снижало практическую скорострельность до 2 выстрелов в минуту. Живучесть ствола составляла 340 выстрелов. Орудия главного калибра располагались в трехорудийных башнях сложной многогранной формы с большим углом наклона бронеплит (толщина лобовой плиты – 140 мм, боковых – 80-75 мм, крыши – 105-85 мм). Горизонтальный угол наведения башни на борт составлял 145 градусов, что создавало слепую зону для ведения огня по миделю судна на малых дистанциях. Боекомплект 280-мм орудий составлял 315-360 снарядов на башню. Артиллерия главного калибра имела развитую систему управления огнем – три командно-дальномерных пункта (два с 10,5-м и один с 7-м дальномерами). Каждая башня дополнительно оборудовалась 10,5-м дальномером.

280-мм носовая башня главного калибра линкора Deutschland. Источник: navsource.narod.ru
280-мм носовая башня главного калибра линкора Deutschland. Источник: navsource.narod.ru

В 1937 году Deutschland получил опытный образец локатора FuMG-39, а к началу Второй мировой войны все корабли оснастили серийными локаторами FuMO-22. Основной вопрос к 280-мм орудиям носит риторический характер: как немецкие адмиралы во второй половине 20-х годов планировали корректировать огонь артиллерии главного калибра на предельных дистанциях в условиях отсутствия локаторов и запрета на самолеты палубной авиации?

Артиллерия среднего калибра

Артиллерия среднего калибра состояла из восьми 150-мм орудий с длиной ствола в 55 калибров, размещенных в одноорудийных башнеподобных установках с толщиной щита 10 мм. Теоретически орудие могло вести огонь 45,3-кг снарядами со скорострельностью до 10 выстрелов в минуту, то из-за тесноты и неудобства башнеподобных установок темп стрельбы не превышал 5-7 залпов в минуту. Артиллерии среднего калибра изначально отводилась сугубо вспомогательная роль – у нее отсутствовал собственный пост управления огнем, а боекомплект составлял по 100 снарядов на орудие. Часть специалистов склонна считать, что предпочтительнее выглядел бы вариант вооружения с единым калибром (отказ от 150-мм орудий и установка дополнительной 280-мм трехорудийной башни в миделе корабля). Критики подобного перевооружения, соглашаясь с увеличением огневой мощи, отмечают низкую живучесть стволов 280-мм орудий.

Зенитная артиллерия

Поскольку в качестве основного воздушного противника изначально рассматривались одиночные тихоходные гидросамолеты или палубная авиация, при проектировании Deutschland его зенитное вооружение ограничили тремя 88-мм орудиями образца 1914 года. В 1934 году зенитное вооружение существенно усилили, установив три спаренные 88-мм зенитные установки с силовым приводом, стабилизированным в трех плоскостях, а также четыре спаренные двухорудийные 37-мм и десять одинарных 20-мм установок зенитных автоматов. В 1940 году 88-мм орудия заменили на 105-мм (на Admiral Graf Spee 105-мм орудия были установлены изначально), кроме того, неоднократно увеличивалось количество зенитных автоматов (к 1944 году до 8-10 37-мм и 28-42 – 20-мм). Помимо этого, к началу войны на Deutschland были установлены два поста управления зенитным огнем типа SL-2, а на остальных кораблях – по три поста типа SL-4.

150-мм одноорудийные и спаренная 88-мм (на заднем плане) установки линкора Deutschland. Источник: wunderwaffe.narod.ru
150-мм одноорудийные и спаренная 88-мм (на заднем плане) установки линкора Deutschland. Источник: wunderwaffe.narod.ru

Минно-торпедное вооружение

Минно-торпедное вооружение «карманного линкора» Deutschland состояло из двух 533-мм четырехтрубных торпедных аппаратов, прикрытых легкими щитами и располагавшихся в кормовой части корабля. Информация о боевом применении торпедных аппаратов и их эффективности практически отсутствует (единичный случай неудачного использования торпед линкором Admiral Scheer для затопления торгового судна нельзя считать показательным).

Авиационное вооружение

Авиационное вооружение, существенно расширявшее возможности «карманных линкоров» в качестве рейдеров (позволявшее им обнаруживать торговые суда и возможных преследователей), корабли получили только после отмены версальских ограничений, запрещавших существование палубной авиации в составе Рейхсмарине. Корабли получили по одной катапульте и по два гидросамолета (как правило, на борту каждого из них находился лишь один самолет). Сначала использовались поплавковые гидросамолеты Не-60, а позднее их заменили на Ar-196.

Admiral Graf Spee на Спитхедском рейде, май 1937 года. Видны торпедные аппараты и гидросамолет. Источник: wunderwaffe.narod.ru
Admiral Graf Spee на Спитхедском рейде, май 1937 года. Видны торпедные аппараты и гидросамолет. Источник: wunderwaffe.narod.ru

Энергетическая установка

Двухвальная энергетическая установка «карманного линкора» состояла из восьми 9-цилиндровых бескомпрессорных двухтактных дизель-моторов фирмы MAN мощностью по 7100 л. с. (общая мощность установки – 56800 л. с.). В корпусе силовая установка занимала шесть отсеков. Двигатели группировались попарно в четырех отсеках (двигатели носовых отсеков вращали правый вал, а двигатели средних отсеков – левый). Передача усилия осуществлялась при помощи зубчатых редукторов фирмы Vulkan с гидромуфтами, размещенных в отдельных отсеках. Установка обеспечивала максимальную скорость хода в 28 узлов. Ее основными достоинствами являлись возможность быстрого набора скорости и огромная дальность плавания. Обычно в справочниках указывается дальность плавания в 19000 миль при скорости в 10 узлов, но при испытаниях линкора Admiral Graf Spee его дальность при запасе топлива в 2500 т составила 16300 миль при скорости 18,6 узла (или 7900 миль полным ходом). Вероятно, дальность хода остальных кораблей, несмотря на разный предельный запас топлива (Deutschland – 2750 т, Admiral Scheer – 2410 т), была сопоставимой. Основными недостатками энергетической установки являлись сильная вибрация, приводившая к выходу из строя приборов связи и управления огнем, а также шум, доставлявший бытовые неудобства («на полном ходу у механиков неоднократно текла кровь из ушей, а офицеры в кают-компании общались между собой с помощью записок»).

Анализ боевой эффективности

В качестве основного противника «карманных линкоров» изначально рассматривались крейсеры британских и французских ВМС с водоизмещением 8000-11000 т.

Основные тактико-технические характеристики крейсеров 30-х годов:

-14

Мнение большинства специалистов о Deutschland единодушно:

«Удачное сочетание очень мощной для сравнительно небольшого водоизмещения артиллерии с достаточно высокой скоростью и неплохой защитой делали его весьма опасным противником для любого крейсера того времени»

Боевое применение

С началом Второй мировой войны немцы приступили к активному использованию «карманных линкоров» в крейсерских операциях. В соответствии с предвоенным планом Deutschland и Admiral Graf Spee соответственно 24 и 21 августа 1939 года покинули Вильгельмсхафен для ведения крейсерства при поддержке двух судов снабжения. К моменту получения личного приказа Гитлера об открытии боевых действий (26 сентября) Deutschland находился на линии между Бермудскими и Азорскими островами, а Admiral Graf Spee – у северо-восточного побережья Бразилии. Рейд линкора Deutschland, продолжавшийся до 15 ноября, завершился практически безрезультатно – были потоплены два судна тоннажем 6297 брт (по данным Константина Залесского, их общее водоизмещение составляло 11925 т). Более результативным, но трагическим стал рейд линкора Admiral Graf Spee.

Бой у Ла-Платы

Admiral Graf Spee, уничтоживший за время рейдерства в Атлантике девять судов общим тоннажем 50089 брт, был обнаружен в районе устья реки Ла-Плата 13 декабря 1939 года британской поисковой группой «G» (всего для охоты на немецких рейдеров англичане создали восемь таких групп), в зону ответственности которой входило восточное побережье Южной Америки. На момент обнаружения немецкого корабля в состав группы «G» входили три крейсера (Exeter, Ajax и Achilles), четвертый же крейсер (Cumberland) был оставлен для обороны Фолклендских островов.

Основные тактико-технические характеристики Admiral Graf Spee и крейсеров группы «G»:

-15

Трудно сказать, на что рассчитывал командир группы «G» коммодор Генри Харвуд, вступивший 13 декабря 1939 года в бой с тремя крейсерами, вооруженными двадцатью восемью 152-мм орудиями, против Admiral Graf Spee, вооруженного шестью 280-мм и восемью 150-мм орудиями. Вероятнее всего, Харвуд надеялся атакой с разных сторон избежать сосредоточенного огня 280-мм орудий и выйти на дистанцию торпедного залпа. Однако командир немецкого рейдера капитан цур зее Ганс Лангсдорф, использовав свое преимущество в артиллерии главного калибра, нанес кораблям противника тяжелые повреждения (на горящем Exeter сохранила боеспособность только одна башня главного калибра, на Ajax – были разбиты четыре орудия) и отступил в нейтральный уругвайский порт Монтевидео.

Admiral Graf Spee на рейде Монтевидео после боя 13 декабря 1939 года. В правой части фотографии виден английский рефрижератор Dunster Grange. Источник: waralbum.ru
Admiral Graf Spee на рейде Монтевидео после боя 13 декабря 1939 года. В правой части фотографии виден английский рефрижератор Dunster Grange. Источник: waralbum.ru

Описание дальнейших событий обычно носят анекдотичный или детективный характер. По версии А. Е. Тарас («Энциклопедия броненосцев и линкоров»),

«по решению германского командования, основанному на докладе Лангсдорфа (который, в свою очередь, руководствовался ошибочным сообщением своего артиллерийского офицера, принявшего избитый крейсер Exeter за линкор) команда взорвала Admiral Graf Spee на рейде Монтевидео».

Можно лишь удивляться столь низкой оценке компетентности немецких морских офицеров, якобы принявших 10000-тонный корабль за 30000-тонный и всплески 152-мм снарядов за всплески 356- или 381-мм. По версии Роберта Джексона («Kriegsmarine. Военно-морской флот Третьего рейха»),

«в следующие несколько часов британское Адмиралтейство передало серию сообщений на частотах, которые, как знали военные, прослушивает противник»,

согласно которым

«несколько боевых групп направляли свои подкрепления к устью Ла-Платы».

Полученные сообщения заставили Лангсдорфа вывести свой корабль на рейд и подорвать. Как правило, все источники утверждают, что

«узнав о своей ошибке, Лангсдорф застрелился».

Однако не вполне ясно, были ли действия Лангсдорфа ошибкой. Во-первых, в ходе боя с английскими крейсерами «карманный линкор» получил повреждения – в корабль попало около 70 снарядов, 36 членов команды было убито и 60 ранено (потери крейсера Exeter вполне сопоставимы – 61 убитый и 23 раненых). Немецкие источники оценивают время, которое было необходимо для ремонта Admiral Graf Spee, в 10-14 дней.

Вид на надстройки поврежденного «карманного линкора» Admiral Graf Spee. Источник: waralbum.ru
Вид на надстройки поврежденного «карманного линкора» Admiral Graf Spee. Источник: waralbum.ru

Во-вторых, на корабле заканчивались боеприпасы (осталось около 200 280-мм и 400 150-мм снарядов). В-третьих, уругвайцы отказали немцам в пополнении запасов горючего и потребовали покинуть Монтевидео в течение 72 часов. Немецкий корабль мог довольно легко прорвать блокаду и двинуться в одном из трех направлений, однако, вероятнее всего, за ним последовали бы более скоростные Ajax и Achilles, которые сообщали бы англичанам о движении противника.

Движение в северном направлении

Путь на север являлся самой короткой дорогой домой, но сулил наибольшие опасности, так как его перекрывало английское соединение «К» в составе авианосца Ark Royal, линейного крейсера Renown и крейсера Neptun, которое осуществляло патрулирование линии от Фритауна до центра Южной Атлантики. В случае столкновения самолеты с Ark Royal и 381-мм орудия Renown не оставляли немецкому кораблю ни единого шанса уцелеть. В своей книге Дональд Маклахан приводит выводы комиссии по проверке секретности ведения радиосвязи в ходе боя у Ла-Платы. По мнению комиссии, с учетом знания немцами радиопозывных английских кораблей (из-за экономии и несоблюдения британцами элементарной предосторожности в мирное время) они могли, даже не читая английский шифр, ориентироваться в передвижениях кораблей противника только по частоте радиообмена.

Движение в западном направлении

Западное направление преграждал менее серьезный противник – соединение «Н» в составе крейсеров Sussex и Shropshire, патрулировавшее район от Кейптауна до острова Святой Елены.

Основные тактико-технические характеристики крейсеров группы «Н»:

-18

Крейсеры группы «Н» были, как минимум, не слабее группы «G», и бой с ними мог иметь серьезные последствия для Admiral Graf Spee, к тому же, движение в этом направлении не улучшало положение «карманного линкора». В дальнейшем ему пришлось бы двигаться вдоль оживленного побережья Африки навстречу английским поисковым группам, будучи преследуемым соединением «К». Прорыв в порты союзной Японии нельзя было рассматривать всерьез из-за малого запаса топлива.

Движение в южном направлении

Южное направление являлось наименее защищенным – там находился лишь крейсер Cumberland, оставленный для обороны Фолклендских островов. Вторым преимуществом южного направления для немцев являлся благожелательный нейтралитет Аргентины. Однако на этом преимущества заканчивались. Аргентинцы, безусловно, предоставили бы немецкому кораблю горючее и ремонтную базу, но не смогли бы гарантировать его безопасность (англичане могли бы расстрелять Admiral Graf Spee прямо в аргентинском порту – с учетом недавнего расстрела французских кораблей в Оране это казалось вполне правдоподобным). Пополнив запасы топлива в Аргентине, немцы могли попытаться прорваться в Японию, но даже если бы это удалось (а шансы на успех были весьма малы), Admiral Graf Spee все равно выбыл бы из активной борьбы, удалившись с наиболее оживленного театра военных действий в Атлантике.

Фактически, немецкий рейдер был обречен уже в момент своего обнаружения. Перед немецким командованием стояла альтернатива либо потерять корабль и экипаж, либо затопить только корабль. Вероятнее всего, командование Кригсмарине четко осознавало сложившуюся ситуацию, и Лангсдорф действительно получил прямой приказ на уничтожение корабля, поэтому причины последовавшего самоубийства немецкого капитана лежат в той же плоскости, что и его отказ покидать тонущий Admiral Graf Spee. Обеспечив безопасность экипажа, Лангсдорф уничтожил корабль и застрелился.

Admiral Graf Spee, горящий в устье реки Ла-Плата
Admiral Graf Spee, горящий в устье реки Ла-Плата

Следует ли считать действия «карманных линкоров» в 1939-40 годах крахом «крейсерской войны» и свидетельством их бесполезности? Ответ на этот вопрос не столь однозначен:

  • в условиях высокой зависимости союзников от морских перевозок действия по дезорганизации их коммуникаций являлись абсолютно логичным и верным способом ведения войны;
  • в начале Второй мировой войны крупные крейсеры являлись безальтернативным немецким оружием для действий на морских коммуникациях противника (в соответствии с версальскими ограничениями);
  • немецкая доктрина «крейсерской войны» предусматривала наличие широкой сети базирования, которая к началу Второй мировой войны создана не была (кроме того, непонятно, каким образом немцы планировали создать ее);
  • фактическое количество немецких «карманных линкоров» было ниже запланированного.

Таким образом, нельзя утверждать, что действия десятка «дойчландов» из французских и норвежских портов могли помочь Германии выиграть битву за Атлантику в 1940-41 годах, но в случае своего появления, они, наверняка, существенно осложнили бы жизнь британскому флоту.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Андрей Малеев. Первый и последний бой «Блюхера» - Альтернативная История
Проектные корабли: крейсер Hindenburg - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/andrej-maleev-rejdery-dlya-faterlyanda/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉