21 июня 1919 года в бухте Скапа-Флоу, являвшейся главной базой британского военного флота, экипажи интернированных в соответствии с условиями перемирия немецких кораблей Флота открытого моря потопили свои судна.
История Флота открытого моря берет свое начало в 1871 году, когда, за десять дней до падения Парижа в процессе франко-прусской войны, Северогерманский союз, состоящий из 21 государства и возглавляемый Пруссией, объединился с четырьмя южногерманскими государствами, создавая Германскую империю. Король Пруссии стал императором Германии, прусская армия стала основой сухопутных сил империи, а прусский флот заложил основу для военно-морского флота единой Германии.
Вторая половина XIX века в сфере военно-морского строительства ознаменовалась бурным развитием броненосцев, которые заменили парусные линейные корабли в качестве главных боевых единиц флотов. Быстро развивающиеся технологии обеспечивали постоянное увеличение мощности двигателей, эффективности артиллерии и улучшения защитных и конструкционных материалов. Деревянные корпуса уступили место композитным с железной бронёй, затем их сменили стальные; дымный порох был заменён пироксилином, гладкие стволы орудий стали нарезными, а круглые ядра – продолговатыми снарядами. Поршневые паровые машины начали вытесняться паровыми турбинами. В начале XX века, в 1906 году, Великобритания, известная как «владычица морей», спустила на воду корабль нового типа, который, благодаря использованию современных технологий и новаторским идеям конструкторов, превосходил все существовавшие броненосцы. Этот корабль получил название «Дредноут», и это имя стало синонимом целого класса кораблей. В результате последовавшего быстрого переоснащения флотов ведущих держав возникла дредноутная гонка. Развитие технологий приводило к быстрому устареванию боевых судов, которые ещё не успели вступить в эксплуатацию. Политическая значимость государства на международной арене оценивалась по количеству дредноутов. Однако не каждая экономика могла позволить себе приобретение и содержание таких судов, и не каждая промышленность была способна справиться со строительством этих мощных броненосцев. Основная конкуренция развернулась между Британией и Германией.
Великобритания, стремясь придерживаться «двухдержавного стандарта», установленного в 1889 году законом о морской обороне, занимала лидирующие позиции в гонке дредноутов. Германия, поставив перед собой задачу гарантировать безопасность морских перевозок при любых обстоятельствах, оказалась в роли догоняющего. К началу Первой мировой войны германский флот занимал второе место в мире по мощи.
Во время конфликта активные действия надводных сил обеих сторон были весьма ограничены и не привели к решающему преимуществу ни одной из сторон, даже после крупнейшей морской битвы в истории, произошедшей у берегов Ютландии в 1916 году. В целом морские силы занимались исключительно стратегическими задачами, связанными с обеспечением собственных поставок и затруднением снабжения противника, в то время как стремление к достижению морского господства через решающее сражение, хотя и было в сознании командующих, постоянно откладывалось до появления идеальных условий. Понятно, что британский флот, обладая численным преимуществом и опираясь на многовековой опыт «властительства на море», успешно справлялся с такими задачами намного эффективнее. Сражения, которые происходили, в основном представляли собой поединки крейсеров на больших расстояниях от основных театров боевых действий: у Фолклендских и Кокосовых островов, у Занзибара, Пенанга, в Чёрном море и других местах. Линейные силы противников сталкивались лишь несколько раз, и никто не добился решающей победы, хотя общее превосходство британского флота было очевидным.
Завершение Первой мировой войны связано с наступлением союзных войск на Западном фронте, начавшимся 14 октября 1918 года. К этому времени Германия была истощена как физически, так и морально. Недостаток продовольствия, промышленности и мобилизационных ресурсов добавлялся к усталости от четырёхлетней войны, которая не сулила никаких надежд на будущее. Политическое руководство осознавало текущее положение и принимало меры к прекращению военных действий. 1 октября было отправлено в отставку правительство, а 3 октября было образовано новое под руководством принца Баденского, известного своими пацифистскими взглядами. 4 октября новое правительство обратилось к США с предложением о начале мирных переговоров. В течение месяца, до конца октября, между германским и американским правительствами велись обсуждения условий, необходимых для старта мирных переговоров.
Тем не менее, несмотря на то что политическое руководство Германии стремилось к срокам прекращения уже проигранной войны, многие высшие военные командиры, включая главнокомандующего флотом адмирала Рейнхарда Шеера, имели другую точку зрения.
Они дали клятву империи. Они обещали отдать не жалея ни крови, ни жизни, когда настанет момент для сражения. Этот момент пришёл, более того, он уже давно прошёл; война была проиграна — а надводный флот, почти не имеющий повреждений, остаётся стоять на якоре в ожидании капитуляции? Такой позор адмиралу был невыносим. 24 октября был издан приказ о выходе флота на «последнюю решающую битву». Предполагалось, что все силы флота объединятся для сражения с английским флотом. То самое генеральное сражение, после которого из двух противостоящих флотов останется лишь один, согласно общепринятым тогда и до сих пор популярным военным теориям. То самое сражение, которым так и не стала битва при Ютландии.
Этот приказ не был согласован с правительством, которое, без сомнения, не восприняло бы такой сценарий с радостью накануне мирных переговоров. С политической точки зрения, это сражение вряд ли повлияло бы на смягчение условий мирного соглашения. Британский флот превосходил немецкий по численности как минимум в два раза, поэтому изначально не было никаких оснований для надежд на победу. Но даже если бы удалось одержать победу в этом бою, это никак бы не изменило ситуацию на Западном фронте и, следовательно, лишь увеличило бы число жертв с обеих сторон.
На 30 октября было запланировано выдвижение флота в открытое море из Вильгельмсхафена. Однако неожиданно эти героические намерения рухнули. Экипажи судов не видели смысла в этой жертве, тем более что их жизни предполагалось пожертвовать. Мировосприятие призывных солдат, как правило, более практично по сравнению с подготовкой профессиональных офицеров, и идея уничтожения ещё нескольких десятков тысяч человек на уже проигранной войне перед мирными переговорами не получила поддержки среди матросов. Экипажи подняли восстание.
Сначала казалось, что подавить бунт будет довольно просто: два восставших корабля, находясь под прицелом орудий остальных, направились в Киль, где экипажи были арестованы. Однако через три дня восстание вспыхнуло с новой силой, город оказался под контролем матросов, а на кораблях развевались красные флаги. Спустя ещё несколько дней мятеж распространился по всей стране. Кайзер покинул Германию и уехал в Голландию. Адмирал Шеер подал в отставку. О решающем сражении, разумеется, никто больше не говорил. 11 ноября 1918 года новое правительство Германии согласилось на условия перемирия, предложенные союзниками. Одним из условий было размещение большинства предварительно разоружённых немецких надводных кораблей в нейтральных портах или, если таковых не окажется, в портах союзников до подписания окончательного мирного соглашения, которое определит их судьбу. Последним командующим флота стал контр-адмирал Людвиг фон Ройтер.
Утром 21 ноября британский флот начал последнюю операцию Первой мировой войны, названную «Операция ZZ». Выйдя из залива Ферт-оф-Форт, боевые корабли выстроились двумя кильватерными колоннами, растянувшимися каждая на 15 миль. Приблизительно в десять утра они встретились с колонной германского флота. В ней шли пять линейных крейсеров, девять линкоров, семь лёгких крейсеров и сорок девять эсминцев. Ещё два линкора и один крейсер должны были прибыть позднее, после ремонта. Один эсминец (V-30) по дороге наскочил на мину и затонул, впоследствии ему прислали замену. К 27 ноября все подлежащие интернированию немецкие суда, кроме задержавшихся в Германии, со всеми своими экипажами встали на якорную стоянку в Скапа-Флоу. Здесь же разместилась эскадра английских линкоров и флотилия эсминцев, выполнявшая охранные функции. Теперь германскому флоту предстояло дождаться постоянного мирного договора, который должен был решить его судьбу.
Ожидание длилось много месяцев. Экипажам было запрещено перемещение с корабля на корабль, но и посещение кораблей англичанами допускалось только с разрешения немецкого адмирала. За всё время было отмечено только одно существенное нарушение режима, когда 31 мая на немецких кораблях были подняты имперские флаги в ознаменование годовщины Ютландской битвы, но поскольку вместе с имперскими многие корабли подняли красные флаги, адмиралу в вину это поставить не удалось, списали на ненадёжность экипажей и революционные настроения.
Указывая на эту самую революционную ненадёжность, адмирал Ройтер постепенно сократил численность экипажей до минимальной: с приблизительно двадцати тысяч в начале в несколько приёмов до тысячи семисот человек под конец ожидания. С точки зрения английских властей, тем проще было соблюдать режим охраны, организовывать снабжение, и тем меньше шансов, что немецкие экипажи, взбунтовавшись, попытаются увести корабли в нейтральную Норвегию, чего поначалу весьма опасались. Адмиралу охотно шли навстречу.
Союзники, имея все основания предполагать, что мирный договор оставит германские корабли в их распоряжении, подготовили необходимые приказы, сформировали абордажные партии и даже провели их учения. Подписание постоянного мирного договора, ставшего известным как Версальский, планировалось 21 июня. На этот день, за несколько часов до предполагаемого конца перемирия, адмирал Ройтер и запланировал затопление флота, а когда незадолго до намеченной даты выяснилось, что подписание договора перенесено на два дня, адмирал не стал менять планы. Приказ о затоплении флота был выпущен 17 июня. Несмотря на запрещение перемещения экипажам между судами, немцы наладили связь между кораблями с помощью английского судна, перевозившего почту. Выполнение задуманного облегчалось тем, что узнав о перенесении даты подписания договора, командующий английской эскадрой контр-адмирал Сидней Фримантл увёл эскадру на учения.
В 10 часов 30 минут 21 июня на легком крейсере «Эмден», куда адмирал Ройтер перенёс флаг с флагманского линкора «Фридрих дер Гроссе», был поднят сигнал «Параграф 11 — подтверждение». Экипажи кораблей подняли имперские флаги и открыли кингстоны.
После 12.00 Фримантл получил известие о затоплении немецких кораблей. В 14.00 эскадра вернулась в Скапа-Флоу и тщетно пыталась справиться с ситуацией. На борт судов, ещё держащихся на плаву, высаживались партии матросов: но пытаться бороться за живучесть незнакомого большого корабля, когда его экипаж принял меры для затруднения такой борьбы, дело достаточно безнадёжное. К 17 часам всё было кончено. Линкор «Баден», три лёгких крейсера и четырнадцать эсминцев удалось отбуксировать на мелководье, ещё четыре эсминца остались на плаву. Пятьдесят два корабля пошли на дно. Разные источники приводят разные версии вооружённых столкновений: то ли англичане стреляли по шлюпкам, то ли перестрелки случались на борту гибнущих судов — так или иначе, девять немецких моряков, включая капитана линкора «Маркграф», погибли, а ещё шестнадцать были ранены. Эти моряки считаются последними жертвами Первой мировой войны.
После затопления немецкие моряки были объявлены военнопленными, как нарушившие перемирие. Скандал получился большой, с взаимными обвинениями, оправданиями, претензиями, требованиями и прочей политической неадекватностью. Берлинское правительство старательно открещивалось от действий адмирала Ройтера: впрочем встретили его, по возвращении в Германию, как героя. Среди возмущённого хора политиков диссонансом прозвучала трезвая оценка английского адмирала Уэмисса: «Я смотрю на затопление, как на подлинный дар небес. Оно сняло болезненный вопрос о разделе германских кораблей. Полагаю, что сначала будет много воплей, но когда станут известны факты, всякий подумает, вроде меня: «Слава Богу».
В итоге с Германии истребовали ещё пять лёгких крейсеров, а также большое количество разнообразного флотского имущества, в частности плавучие доки. Примечательно, что два этих дока впоследствии приобрёл у английского правительства по дешёвке некий торговец металлоломом Эрнест Кокс. Приобретая первый док, он хотел всего лишь срезать с него огромный стальной цилиндр, использовавшийся для испытаний прочных корпусов подлодок, и продать его на металлолом. Так он и поступил, и только позже, пытаясь понять, что ему делать с самим доком, набрёл на идею продажи той груды металлолома, которая лежит на дне Скапа-Флоу. Так большая часть затопленного флота оказалась поднята. Поднятые корабли были разобраны на металл и проданы.
Впрочем, судьба выведенных на мелководье судов оказалась не лучше: большая их часть также была разобрана в течении пары лет, несколько были использованы в качестве мишеней и потоплены.
Три линкора и четыре крейсера лежат на дне бухты по сию пору.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/mihail-plecz-poslednie-dni-hohzeeflotte/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉