Найти в Дзене
Альтернативная история

«Ненужный» корабль кригсмарине

Оглавление

За свою сравнительно короткую боевую карьеру, длившуюся чуть более 13 лет, крейсер «Лейпциг» трижды исключался из флота и уже на восьмом году своей службы был преобразован в учебный корабль. Во время Второй мировой войны его фактически сочли ненужным, а появление подобных крейсеров в составе немецкого флота можно объяснить инерционным мышлением тогдашних командиров, имеющих опыт Первой мировой войны.

Альтернативное кораблестроение | Блог альтернативная история | Дзен

Лёгкие крейсеры «Лейпциг» и «Нюрнберг» относились к серии немецких крейсеров типа «Е», которые стали следующей ступенью развития по сравнению с серией «К», служившей образцом боевых кораблей середины 1920-х годов. Этот крейсер попал под литерное обозначение Kreuzer «E» и получил условное название «Ersatz Amasone», что имеет политическую подоплёку, так как Германия пыталась представить его строительство как замену крейсера «Амазонка», который оставался на службе с времён Первой мировой войны. Закладка крейсера состоялась на верфи в Вильгельмсхафене 16 апреля 1928 года (по другим данным — 14 апреля). Спуск на воду состоялся 18 октября 1929 года, в годовщину Битвы Народов под Лейпцигом, и судно получило название «Лейпциг».

Спуск крейсера «Лейпциг» на воду, 18 октября 1929 года. Источник: vetrabotnik.narod.ru
Спуск крейсера «Лейпциг» на воду, 18 октября 1929 года. Источник: vetrabotnik.narod.ru

Технические характеристики

В течение своей сравнительно короткой службы крейсер неоднократно проходил модернизацию, что вызвало расхождения в данных о его тактико-технических характеристиках в различных источниках. Информация о геометрических размерах и эксплуатационных параметрах крейсера в разных источниках отличается незначительно:

-3

Энергетическая система крейсера значительно отличалась от тех, что применялись на предыдущих судах. Корабль был трехвальным с двумя энергетическими установками: главной и для экономичного хода. Главная установка включала две турбины общей мощностью 60 000 лошадиных сил и шесть котлов. Экономичная установка была экспериментальной (впервые в немецком судостроении использовались дизельные двигатели), состояла из четырех дизелей MAN общей мощностью 12 600 лошадиных сил и размещалась на среднем вале (при активировании турбин средний вал отключался от дизелей). Эти установки позволяли «Лейпцигу» развивать максимальную скорость до 32 узлов или двигаться с экономичной скоростью в 16,5 узлов.

Информация о дальности плавания и численности экипажа корабля довольно противоречива. Скорее всего, предоставленные данные соответствуют различным периодам в эксплуатации судна.

-4

Схема крейсера «Лейпциг». Источник: «Справочник корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» (Военмориздат СССР)
Схема крейсера «Лейпциг». Источник: «Справочник корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» (Военмориздат СССР)

Защита крейсера «Лейпциг» заметно отличалась от броневой системы его предшественников. При создании корабля инженеры снова использовали концепцию «пояс+скос». Основной броневой пояс был наклонен на 18 градусов, причем толщина брони уменьшалась от центральной части по направлению к корме и носу. В средней части судна броневая палуба была ровной и изогнуто соединялась с нижней частью пояса. Броневая цитадель занимала приблизительно 70% всей длины корабля, и на «Лейпциге» впервые была применена усовершенствованная броня марки Wh. Информация о толщине брони отличается в современных источниках и справочниках периода Второй мировой войны.

-6

Источники периода войны часто склонны были к преувеличению толщины брони основного пояса, тогда как броня башен и боевых рубок, напротив, указывалась менее толстой, чем была на самом деле. Можно предположить, что такая тенденция могла возникнуть в результате дезинформации, распространяемой немецкой разведкой.

Артиллерийское вооружение

Артиллерийское вооружение крупных немецких кораблей, строившихся после прихода Гитлера к власти, было организовано прогрессивно и включало артиллерию главного калибра в башнях, универсальную среднекалиберную артиллерию и зенитные автоматы. Информация о составе артиллерийского вооружения "Лейпцига" в разных источниках почти совпадает. Главный калибр включал девять 150-мм орудий (длина ствола - 55 калибров, дальность стрельбы - 120 кабельтовых, масса снаряда - 45,3 кг, скорострельность - 10 выстрелов в минуту), установленных в трех башнях: одна на носу и две на корме, что позволяло одновременно стрелять всеми орудиями по бортам. Состав зенитного вооружения "Лейпцига" не раз менялся. Поначалу на крейсере установили четыре одинарных 88-мм зенитных орудия. Однако опыт эксплуатации и развитие авиации потребовали усиления ПВО. В 1936 году на "Лейпциге" установили 88-мм орудия системы С32 - сначала две, затем добавили ещё одну двухорудийную установку. На аналогичном корабле "Нюрнберг" установили четыре двухорудийные установки, что привело к ошибке в ряде источников, указывавших на наличие восьми 88-мм орудий в "Лейпциге". В результате модернизаций зенитное вооружение крейсера стало представлено шестью универсальными орудиями 88 мм (длина ствола - 76 калибров, дальность стрельбы - 94 кабельтовых, масса снаряда - 9 кг), восемью зенитными автоматами 37 мм (четыре спаренных установки, длина ствола - 83 калибра, дальность стрельбы - 46,5 кабельтовых, масса снаряда - 0,745 кг, скорострельность - 50 выстрелов в минуту) и четырьмя зенитными автоматами 20 мм (длина ствола - 65 калибров, масса снаряда - 0,15 кг, скорострельность - 150-160 выстрелов в минуту). Универсальные орудия (расположенные треугольником в корме) и автоматы (по периметру) обеспечивали почти полный перекрестный огонь, и единственной слабой зоной оставался нос корабля, откуда атака воздуха считалась маловероятной. Летом 1943 года на крейсере была установлена радиолокационная станция FuMO-22.

Крейсер «Лейпциг» Источник: wunderwaffe.narod.ru
Крейсер «Лейпциг» Источник: wunderwaffe.narod.ru

Минно-торпедное вооружение

Первоначально «Лейпциг» вооружили двенадцатью 500-мм торпедными аппаратами (4 трехтрубных установки, по две на каждый борт). После перехода немецкого флота на новый калибр торпедных аппаратов вместо 500-мм установили такое же количество 533-мм торпедных аппаратов. Однако последующий боевой опыт немецких кораблей показал, что острой необходимости в подобном вооружении нет. В марте 1941 года с крейсера сняли два трёхтрубных торпедных аппарата и установили их на линкоре «Гнейзенау», а к 1944 году демонтировали и оставшиеся два аппарата. Лёгкие крейсеры изначально рассматривались немецкими адмиралами как универсальные корабли, поэтому для использования «Лейпцига» в качестве минного заградителя была предусмотрена возможность принятия на борт 120 мин.

Авиация

В 30-х годах в ВМС ведущих стран мира существовала мода на морские самолёты-корректировщики. Не миновала эта мода и Германию: после отмены ограничений Версальского договора в стране усиленно создавалась военная авиация, поэтому в декабре 1935 года «Лейпциг» получил авиационное вооружение, состоявшее из катапульты и крана для подъёма самолётов, располагавшихся около дымовой трубы. По штату авиагруппа корабля включала два гидросамолёта. Сначала на крейсере базировались бипланы Не-60С, а затем на вооружение крейсера поступили гидросамолёты Ar-196.

Крейсер «Лейпциг», 1936 год. На крейсер уже установлен гидросамолёт. Источник: Сергей Патянин «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха»
Крейсер «Лейпциг», 1936 год. На крейсер уже установлен гидросамолёт. Источник: Сергей Патянин «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха»

Боевая служба

Испытания «Лейпцига» начались 8 октября 1931 года и проводились в Северном и Балтийском морях. В целом они прошли успешно, и 18 декабря крейсер вернулся на «родную» верфь для устранения замечаний приёмной комиссии. К 12 февраля 1932 года работы были завершены, корабль прошёл испытания и приступил к боевой подготовке. 18 августа того же года крейсер зачислили в состав разведывательных сил флота. В мирное время «Лейпциг» как символ возрождающегося немецкого военно-морского флота участвовал в торжествах по случаю памятных дат и спусков на воду новых кораблей, а также занимался демонстрацией флага, посещая иностранные порты.

Особняком стоит участие крейсера в гражданской войне в Испании. В ходе войны крейсеры «Лейпциг» и «Кёльн», сменяя друг друга, несли патрульную службу у побережья Испании, обеспечивая контроль транспортных потоков, сопровождая суда, следовавшие в порты франкистов, а также собирая информацию о судах, следующих в порты, контролируемые республиканцами. 15 и 18 июня 1937 года крейсер «Лейпциг» был атакован неизвестными подводными лодками. Большинство историков считают, что эти атаки были проведены подводной лодкой испанских республиканцев – возможно, под руководством советского специалиста. Упоминание этого факта в советских источниках отсутствует, что подтверждает вероятность случайной атаки крейсера подводной лодкой франкистов или итальянцев. В результате этой атаки крейсер повреждений не получил. В процессе эксплуатации «Лейпцига» командование кригсмарине столкнулось с невозможностью использовать его по прямому назначению. Использование крейсера в качестве разведчика для эскадры было невозможно по причине отсутствия самой эскадры. Атаки же вражеских океанских конвоев, как показал опыт Первой мировой войны, не представлялись возможными без наличия военно-морских баз за рубежом, поэтому использование крейсера для атак на океанские конвои исключалось. Весь 1938 год экипаж крейсера провёл, отрабатывая навыки по выполнению альтернативных боевых задач, таких как постановка мин и использование корабля в качестве базы для эскадренных миноносцев (производились опыты по перегрузке топлива в открытом море).

Крейсер «Лейпциг», 1939 год. Источник: Роберт Джексон «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха»
Крейсер «Лейпциг», 1939 год. Источник: Роберт Джексон «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха»

23 марта 1939 года «Лейпциг» в составе эскадры принял участие в присоединении к Германии города Мемеля (ныне Клайпеда), в ходе Польской кампании участвовал в блокаде побережья Польши, а в ночь с 19 на 20 сентября 1939 года – был флагманом минно-заградительного соединения, устанавливавшего заграждение «Марта-4» (часть оборонительного минного заграждения Westwall («Западный вал»), прикрывавшего подходы к Гельголандской бухте и побережью Германии).

В период с 18 ноября по 13 декабря 1939 года крейсер «Лейпциг» являлся флагманом соединения разведывательных сил, которое сначала прикрывало уход шедших в Атлантику линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а с 22 ноября приступило к поиску вражеских и нейтральных судов с контрабандой – сначала в Северном море, а затем и в Балтийских проливах.

13 декабря 1939 года в 11 ч 25 мин крейсер был торпедирован британской подводной лодкой «Сэлмон». Взрыв прогремел около 89-го шпангоута, в результате чего корпус получил пробоину – 13 метров в длину и 5–6 метров в высоту, что привело к затоплению котельных отделений №2 и №1. Также вышли из строя оба гирокомпаса, дальномер, отказало рулевое управление. «Лейпциг» стоял с креном в 8 градусов на левый борт, его положение было критическим (корабль принял 1700 тонн воды), но не безнадёжным (из-за удачного деления корпуса на отсеки). В 12 ч 25 мин команде корабля удалось запустить дизель, и повреждённый крейсер пошёл на базу Свинемюнде. 14 декабря в 12 ч 30 мин «Лейпциг» и его охранение было атаковано британской подводной лодкой «Урсула» – с лодки был произведён четырёхторпедный залп. Сам крейсер не пострадал, но одна (а возможно, и две) торпеда поразила сторожевой корабль F-9.

После ремонта, в связи с невозможностью использования «Лейпцига» по прямому назначению, 27 февраля 1940 года его исключили из списков флота, но практически сразу приняли решение восстановить его в составе кригсмарине как учебный крейсер. С «Лейпцига» сняли 4 котла (вместо них оборудовали кубрики для курсантов), поэтому скорость хода корабля упала до 24 (по другим данным, до 14) узлов. 1 декабря 1940 года «Лейпциг» вернулся в состав флота и был приписан к артиллерийской и торпедной школам. В апреле 1941 года он привлекался для проведения боевой подготовки линкора «Бисмарк»: участвовал в учениях и артиллерийских стрельбах.

Использование крейсера в Норвежской кампании свелось к его кратковременному участию в переброске войск второго эшелона в уже захваченный Осло в период с 11 июня по 7 июля 1940 года.

В сентябре 1941 года крейсер был включён в состав немецкого Балтийского флота, предназначенного для предотвращения прорыва советских кораблей в нейтральную Швецию. Учитывая низкую скорость корабля, его, скорее всего, предполагалось использовать в качестве плавучей батареи для прикрытия минных заграждений. В дальнейшем «Лейпциг» вместе с крейсером «Эмден», 8-й флотилией эсминцев и 2-й флотилией миноносцев был привлечён к артиллерийской поддержке немецких войск, ведущих бои на Моонзундских островах. Участие крейсера в боях за Моонзундские острова свелось к двум эпизодам: обстрелам 26 и 27 сентября 1941 года позиций советских войск на полуострове Сырвесяар (Сворбе) острова Сааремаа (Эзель). 26 сентября в 6 часов утра немецкие корабли (крейсеры «Лейпциг», «Эмден» и 3 миноносца) впервые обстреляли позиции советских войск и береговую батарею №315. Из-за плохой видимости самолёт-корректировщик использовался только для противолодочного патрулирования, что снизило точность стрельбы. Обстрел продолжался до полудня, после чего немецкие корабли отошли (крейсер «Лейпциг» израсходовал 377 снарядов). Данные об ответном огне батареи №315 отсутствуют. Более драматичным и результативным оказался бой 27 сентября, вошедший в советскую историю как бой в бухте Лыу.

Этот бой, не имевший для кригсмарине большого значения, является одним из наиболее крупных боевых столкновений советской береговой обороны с военными кораблями противника за всю историю её существования. Благодаря этому ход боя описан весьма авторитетными источниками – в частности, такими как:

  • Ю. Чернов «Война погасила маяки»;
  • А. И. Матвеев «В боях за Моонзунд»;
  • С. И. Кабанов «На дальних подступах».

Несмотря на кажущееся обилие информации, история боя в бухте Лыу содержит в себе целый ряд загадок.

Силы сторон

Германия

Первой загадкой боя является состав немецких сил – как это ни странно, но все советские источники называют различный состав немецкой эскадры, участвовавшей в бою:

  • Ю. Чернов («Война погасила маяки»): крейсер и 6 эскадренных миноносцев;
  • А. И. Матвеев («В боях за Моонзунд»): «вспомогательный крейсер, эскадренный миноносец типа «Ганс Людеман», пять миноносцев типа «Леберехт Маас» и два больших торпедных катера»;
  • С. И. Кабанов («На дальних подступах»): вспомогательный крейсер и 6 эсминцев.

Вспомогательный крейсер, упомянутый в книге А. И. Матвеева «В боях за Моонзунд», – это однозначно «Лейпциг», уже официально ставший к тому времени учебным кораблём. С составом же кораблей эскорта ситуация выглядит неоднозначно. Все советские источники говорят о наличии шести эскадренных миноносцев (миноносцы типа «Леберехт Маас» в немецкой номенклатуре обозначаются как «эсминцы типа «1934», так что у Матвеева явная ошибка), что полностью противоречит немецким данным. По немецким данным в состав Балтийского флота кригсмарине в сентябре 1941 года входили: 8-я флотилия эсминцев (эсминцы Z-25, Z-26 и Z-27 типа «1936А») и 2-я флотилия миноносцев (миноносцы Т-2, Т-5, Т-7, Т-8 и Т-11 типа «1935»). Вероятнее всего, с немецкой стороны в бою участвовали крейсер «Лейпциг», один эсминец типа «1936А» водоизмещением 3079 тонн, пять миноносцев (Т-2, Т-5, Т-7, Т-8 и Т-11 типа «1935») водоизмещением 844 тонны и, возможно, два торпедных катера типа «S-26» водоизмещением 112 тонн.

СССР

Советская береговая оборона в районе бухты Лыу состояла из 315-й батареи (командир – капитан Стебель) и батареи 25-А (командир – старший лейтенант Букоткин). Если 315-я батарея представляла собой капитальное сооружение, имевшее на вооружении четыре 180-мм орудия, расположенных в башнях, то батарея 25-А была типичным временным сооружением, имевшим на вооружении одно расположенное на открытой площадке 130-мм орудие (в перспективе планировалась установка ещё двух орудий). Кроме артиллерии советское командование располагало четырьмя торпедными катерами (№67, №83, №111 и №164 под командой лейтенантов Б. П. Ущева, Н. П. Кременского, А. И. Афанасьева и В. Д. Налётова) под общим руководством старшего лейтенанта В. П. Гуманенко.

Крейсер «Лейпциг» ведёт огонь из орудий главного калибра (кормовые башни), 1940 год. Источник: vetrabotnik.narod.ru
Крейсер «Лейпциг» ведёт огонь из орудий главного калибра (кормовые башни), 1940 год. Источник: vetrabotnik.narod.ru

Бой в бухте Лыу

Картина боя в различных источниках выглядит несколько по-разному, но позволяет составить следующую хронологию событий:

26 сентября 1941 года около 9 часов 20 минут крейсер «Лейпциг» стал на якорь, а шесть (по другим данным – восемь) кораблей эскорта находились к северу от него, прикрывая флагман от возможных атак подводных лодок.

Около 9 часов 25 минут крейсер «Лейпциг» катапультировал самолёт-корректировщик.

Около 9 часов 30 минут «Лейпциг» открыл огонь из главного калибра.

Около 9 часов 35 минут советские батареи №315 и 25-А открыли ответный огонь.

В 9 часов 35 минут четыре советских торпедных катера (№67, №83, №111, №164) вышли из своей базы в бухту Лыу с задачей атаковать лёгкие корабли противника. Во время перехода катера трижды подверглись атакам немецких самолётов.

В 10 часов 25 минут дозорные катеров обнаружили сначала дымы, а затем и силуэты немецких кораблей.

Около 11 часов 10 минут «Лейпциг» снялся с якоря.

Около 11 часов 17 минут крейсер «Лейпциг» открыл огонь по катерам.

Около 11 часов 20 минут по катерам открыли огонь корабли эскорта.

Дальнейшая торпедная атака происходила следующим образом:

  • катер №83 поставил дымовую завесу для прикрытия атаки, а затем атаковал торпедой один из миноносцев;
  • катер лейтенанта Ущева с дистанции в 5–6 кабельтовых атаковал торпедой крейсер «Лейпциг»;
  • катер лейтенанта Ущева атаковал торпедой миноносец;
  • катер лейтенанта Афанасьева атаковал крейсер «Лейпциг» двумя торпедами;
  • немецкий снаряд попал в таранный отсек катера №83;
  • катер лейтенанта Ущева снял экипаж с катера №83 и поджёг судно пулемётным огнём.

Около 11 часов 40 минут торпедные катера прекратили атаку.

В ходе боя крейсер «Лейпциг» израсходовал 153 снаряда, в то время как советскими торпедными катерами было выпущено 5 торпед (три из них – по крейсеру и две – по миноносцам эскорта). По немецким данным, «из-за большого расхода боезапаса и топлива немецкое соединение прекратило выполнение задачи и пошло в Лиепаю». По пути в Лиепаю с немецким ордером произошло довольно странное событие. В 16 часов 27 минут, когда соединение находилось в двадцати милях западнее Вентспилса, сигнальщики немецких кораблей увидели следы торпед, и «Лейпциг» выполнил резкий поворот влево, уклоняясь от торпед. Охранявший его миноносец Т-7 начал преследовать подводную лодку, вскоре к охоте присоединились ещё два миноносца, но обнаружить субмарину им не удалось. В советских архивах отсутствуют какие-либо данные об атаке крейсера «Лейпциг» подводными лодками Балтийского флота. Скорее всего, в атаку выходила подводная лодка «Щ-319» (командир – капитан-лейтенант Н. С. Агашин).

Для историков наибольшей загадкой боя в бухте Лыу стал его исход. Результаты боя каждая из сторон интерпретировала по-своему. По немецким данным в бухте Лыу было потоплено два советских торпедных катера (фактически же был уничтожен лишь один катер – №83). Советские же данные поражают своим разнообразием и порой фантастичностью:

  • Газета «Красная Звезда» 30 сентября 1941 года сообщила о потоплении крейсера «Лейпциг»;
  • Ю. Чернов («Война погасила маяки»): «Два вражеских эскадренных миноносца потоплены, а ещё один миноносец получил повреждения»;
  • А. И. Матвеев («В боях за Моонзунд»): «Крейсер начал тонуть… миноносец переломился пополам»;
  • С. И. Кабанов («На дальних подступах»): «Сильно повредили вспомогательный крейсер и два эсминца; третий эсминец, тоже сильно повреждённый, ушёл на буксире».

Немецкие источники отрицают повреждения кораблей кригсмарине. Однозначно можно сказать, что ни один из немецких кораблей не был потоплен. Вопрос о повреждениях эсминца и миноносцев из-за отсутствия информации следует оставить открытым, но следует признать, что повредить или потопить три корабля двумя торпедами невозможно. В то же время ситуация с повреждениями крейсера «Лейпциг» вырисовывается несколько яснее. Точно известно, что с 27 сентября по 20 октября 1941 года крейсер проходил ремонт подводной части в Киле. Столь краткосрочный ремонт может говорить о наличии некоего относительно небольшого повреждения подводной части. По мнению известного специалиста по истории Моонзундской операции 1941 года К. Б. Стрельбицкого, крейсер «Лейпциг» получил повреждения в результате взрыва торпеды, выпущенной советским торпедным катером №67 или №111 (торпеда в цель не попала, но взорвалась, ударившись о грунт).

Конец «карьеры»

После ремонта крейсер «Лейпциг» выполнял функции учебного корабля, в частности служил кораблём-целью во время стрельб миноносцев и эсминцев, а 4 марта 1943 года был исключён из состава флота и с небольшим экипажем переведён в Лиепаю. Однако уже в июле 1943 года было принято решение вновь вернуть крейсер в состав флота, и с 1 августа 1943 года «Лейпциг» служил учебным кораблём для рулевых и штурманов. 14 октября 1944 года произошло столкновение крейсера «Лейпциг» с тяжёлым крейсером «Принц Евгений».

Столкновение крейсеров «Лейпциг» и «Принц Евгений», 14 октября 1944 года. Источник: Сергей Патянин «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха»
Столкновение крейсеров «Лейпциг» и «Принц Евгений», 14 октября 1944 года. Источник: Сергей Патянин «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха»

Командующий флотом вице-адмирал Вильгельм Меендсен-Болкен осмотрел повреждения корабля и принял решение исключить «Лейпциг» из списков флота. Фактически «Лейпциг» превратили в несамоходный учебный корабль (пробоину заделали, но котлы в строй не вводились).

Позднее крейсер использовали в качестве неподвижной плавающей батареи (с 11 по 24 марта 1945 года «Лейпциг» обстреливал наступавшие советские войска, израсходовав при этом 896 снарядов). 25 марта он ушёл с рейда Хела на запад, увозя с собой около 500 беженцев и раненых.

Поскольку по условиям Потсдамских соглашений запрещался ремонт и ввод в строй немецких кораблей, имевших повреждения, 11 июля 1946 года в 10 часов 59 минут крейсер «Лейпциг» был подорван и затонул, перевернувшись вверх килем.

За свою относительно недолгую для крейсера боевую службу (чуть более тринадцати лет) «Лейпциг» трижды исключался из состава флота и уже на восьмом году службы был переведён в разряд учебных кораблей. Фактически крейсер оказался ненужным во время Второй мировой войны, а появление подобных кораблей в немецком флоте можно объяснить инерцией мышления тогдашних флотоводцев, прошедших Первую мировую войну. Как говорил бывший Первый лорд британского Адмиралтейства Уинстон Черчилль, «генералы всегда готовятся к прошедшей войне».

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Легкие крейсера для Китая от "Harima Shipbuilding" - Альтернативная История
Лёгкий крейсер проекта 389 Dallas - Альтернативная История

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉