Найти в Дзене

Храм Спаса на Крови. Внутреннее убранство. Волшебство мозаики

Собор Воскресения Христова на Крови, расположенный в центре Санкт-Петербурга, является не только архитектурным шедевром, но и важным историческим памятником. Он был возведён в память о трагической гибели императора Александра II, получившего смертельное ранение на этом месте 1 марта 1881 года в результате террористического акта.

Храм Спаса на Крови. Фото автора.
Храм Спаса на Крови. Фото автора.

Интерьер Спаса на Крови, также известного как храм Воскресения Христова, не уступает своему внешнему облику и поражает воображение каждого, кто переступает его порог. Входя в этот храм, вы словно попадаете в волшебную шкатулку, наполненную драгоценными камнями, позолотой и многоцветьем мозаичных полотен, которые словно сплошной ковер покрывают стены, купола и своды. Несмотря на то что внутреннее пространство храма довольно компактно и рассчитано на 1600 молящихся, оно настолько насыщено декором, что у вас захватывает дух от этой грандиозной красоты.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Строительство собора началось в 1883 году и продолжалось до 1907 года. Проект был разработан талантливым архитектором Альфредом Парландом в сотрудничестве с архимандритом Игнатием (Малышевым), который также активно участвовал в оформлении интерьеров. Одной из уникальных особенностей собора является его обширное мозаичное убранство. Внутренние стены храма покрыты мозаикой общей площадью около 7000 квадратных метров, что делает его одним из крупнейших мозаичных храмов в мире. Это убранство выполнено в традициях византийского искусства и поражает своей яркостью и красотой. Для создания мозаик использовались тысячи кусочков стекла и камня, которые были тщательно подобраны по цвету и текстуре.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Над оформлением интерьера работали различные художники, однако результат их труда выглядит как единое целое, гармоничное произведение искусства. Высокие пилоны, парящие купола и своды создают впечатление устремленности к небесам, подчеркивая духовную направленность храма. Спас на Крови славится крупнейшим в России ансамблем произведений мозаичного искусства, что делает его не только религиозным, но и культурным объектом. Именно поэтому собор часто называют "музеем мозаики". В то время как мозаика снаружи храма акцентирует внимание на основных композиционных узлах здания, внутри мозаичные композиции практически полностью покрывают плоскости стен, пилонов, сводов и куполов. Образы иконостаса и киотов также выполнены в технике мозаики, что делает интерьер еще более уникальным и запоминающимся. Мозаичное убранство Спаса на Крови выделяется как по художественному уровню, так и по масштабам.

Центральный иконостас Храма Спаса на Крови. Фото автора.
Центральный иконостас Храма Спаса на Крови. Фото автора.
Центральный иконостас Храма Спаса на Крови. Фото автора.
Центральный иконостас Храма Спаса на Крови. Фото автора.
Центральный иконостас Храма Спаса на Крови. Фото автора.
Центральный иконостас Храма Спаса на Крови. Фото автора.

Храм Спаса на Крови является не только выдающимся архитектурным памятником, но и настоящей сокровищницей уникальных минералов и камней. Его интерьер поражает воображение своим разнообразием и великолепием, а богатство отделки и обилие различных пород камня и оттенков самоцветов создают атмосферу настоящего искусства. Здесь можно увидеть как русские самоцветы, так и итальянские мраморы. В оформлении храма использованы такие ценные материалы, как уральская и алтайская яшма с неповторимыми узорами, порфир и орлец.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Сень над местом гибели Александра II, расположенная в Спасе на Крови, представляет собой не только архитектурный элемент, но и глубокое символическое выражение памяти о трагических событиях, произошедших в 1881 году. Эта шатровая сень, или балдахин, находится в центре западной стороны храма и является важным художественным акцентом интерьера. Она выполнена с большим вниманием к деталям и представляет собой идейное ядро всего храма, сопоставимое по значимости с алтарем. В своей речи при совершении чина освящения храма в 1907 году митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний отметил важность этого места, подчеркнув контраст между земной мыслью о смерти и небесной надеждой на Воскресение, что придает дополнительный смысл этому архитектурному элементу.

Сень над местом гибели Александра II. Фото автора.
Сень над местом гибели Александра II. Фото автора.
Сень над местом гибели Александра II. Фото автора.
Сень над местом гибели Александра II. Фото автора.
Сень над местом гибели Александра II. Фото автора.
Сень над местом гибели Александра II. Фото автора.

С внешней стороны храма, в соответствии с концепцией, мозаичное изображение "Распятия" под колокольней служит визуальным напоминанием о страданиях и жертве, что создает единую композицию с внутренним убранством. Исторически известно, что Александр III, сын Александра II, настаивал на сохранении места гибели своего отца в пределах храма. Архитектор Василий Парланд, которому было поручено строительство, с большим уважением отнесся к этому пожеланию, уделив особое внимание мемориальной зоне. Сегодня к часовне с распятием близко не подойти, мозаикой можно любоваться только издали - с противоположного берега канала Грибоедова.

Мозаичное полотно "Распятие" на западном фасаде колокольни храма. Фото автора.
Мозаичное полотно "Распятие" на западном фасаде колокольни храма. Фото автора.

Это место было тщательно охраняемо во время строительства, и над ним была возведена великолепная сень, которая стала символом памяти о трагедии. Само "памятное место" представляет собой воссозданный участок, где сохранились оригинальные фрагменты: часть мостовой, выложенной крупными булыжниками, и фрагменты решетки Екатерининского канала. Эти элементы были оставлены нетронутыми, чтобы напоминать о событиях того времени. Заново уложенные части мостовой, состоящие из трех плит тротуара и булыжного мощения, а также восстановленные перила набережной, находятся на семь ступеней ниже уровня пола храма, что создает особую атмосферу святости и глубокой скорби.

Стены храма над Сенью. Фото автора.
Стены храма над Сенью. Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Эти священные реликвии, обагренные кровью убитого царя, сохраняются для потомков как немые свидетели произошедшей трагедии, подчеркивая важность памяти о событиях, изменивших ход российской истории. Драгоценная сень, высотой 14 метров, выполнена в стиле деревянных "царских мест" XVII века, что добавляет ей исторической ценности и эстетической привлекательности. Она украшена разнообразными декоративными элементами, которые подчеркивают величие и значимость этого места. Таким образом, сень над местом гибели Александра II не только является архитектурным достижением, но и глубоким символом памяти, соединяющим прошлое и настоящее. Этот элемент храма стал местом паломничества для многих людей, желающих отдать дань уважения памяти царя и осмыслить трагические события, связанные с его гибелью.

Паникадило в Храме Спаса на Крови. Фото автора.
Паникадило в Храме Спаса на Крови. Фото автора.
Паникадило в Храме Спаса на Крови. Фото автора.
Паникадило в Храме Спаса на Крови. Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Изначально планировалось, что интерьер храма будет расписан, а мозаика будет использоваться только в фасадных композициях и для создания икон и иконостаса. Однако в марте 1895 года был объявлен конкурс на изготовление наружных мозаик, что стало поворотным моментом в проекте. В конкурсе участвовали известные мастерские, такие как «Венецианская мастерская» Антонио Сальвиати и Венецианское мозаичное общество, а также немецкая фирма «Пуль и Вагнер» и Мозаичное отделение Академии художеств. Эти фирмы имели большой опыт работы с мозаикой и пользовались мировой известностью.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Мозаики изображают не только религиозные сюжеты, но и сцены из жизни святых, что делает их не только предметом поклонения, но и объектом художественного восхищения. Собор Воскресения Христова на Крови стал не только важным религиозным центром, но и символом культурного наследия России. Его величественная архитектура и уникальное мозаичное убранство привлекают туристов и паломников со всего мира. Это единственный православный храм в России, где мозаичное убранство столь обширно и разнообразно. Каждый элемент интерьера, каждая мозаичная композиция рассказывают свою историю, погружая посетителей в атмосферу духовности и красоты. Мозаики изображают библейские сцены, святых и символические фигуры, создавая целостную картину веры и искусства.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

В результате конкурса предпочтение было отдано образцам первой в России частной мозаичной мастерской, основанной Александром Александровичем Фроловым (1861-1897) в 1890 году. Это решение было обусловлено высокими художественными качествами, прочностью и экономичностью технологии, используемой в этой мастерской. Около сорока мастеров этой мастерской на протяжении двенадцати лет трудились над созданием мозаики для собора. Среди них можно выделить Владимира Сергеевича Кузнецова, Ивана Михайловича Баранова и Григория Фёдоровича Батюшкова. Их имена записаны в летопись искусства, но, к сожалению, многие другие талантливые художники, вложившие свою душу в это грандиозное творение, остались неизвестны, их имена потерялись в потоке времени.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Да, процесс создания мозаичного убранства храма начался в частной студии декоративной мозаики А.А. Фролова, расположенной на Кадетской линии. Однако после ранней смерти А. А. Фролова в июне 1897 года его дело продолжил младший брат Владимир Александрович Фролов (1874-1942). Мастерская переехала, а позже была размещена в собственном здании Фроловых на Васильевском острове. За сравнительно короткий период в этой мастерской было создано практически всё мозаичное убранство храма Спаса на Крови. Владимир Александрович Фролов стал одним из самых значительных мастеров русской и советской мозаики и считается главным создателем мозаичного убранства храма. Он продолжил изыскания своего брата, который первым в России освоил ускоренный "обратный" ("венецианский") способ набора мозаики. Этот метод был специально разработан для создания масштабных композиций, которые должны восприниматься с большого расстояния.

Южный иконостас Храма. Фото автора.
Южный иконостас Храма. Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Технология работы заключалась в том, что живописный оригинал переводился на плотную бумагу в зеркальном отображении. После этого рисунок делился на части, и на каждую из них наклеивались кусочки смальты лицевой стороной вниз. Готовая мозаика помещалась в раму и заливалась цементным раствором. Блоки мозаики крепились к стене, а швы между ними заполнялись мастикой, что позволяло завершить композицию. Важно отметить, что мозаика в интерьере Спаса на Крови не только служила украшением, но и передавала глубокий смысл. Каждый элемент мозаичного убранства был тщательно продуман и имел свое место в общей композиции, создавая уникальную атмосферу и подчеркивая духовное значение храма.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Иконостас и киоты в храме Спаса на Крови являются не только важными элементами литургического пространства, но и настоящими произведениями искусства, которые привлекают внимание своей красотой и уникальностью. В этом храме расположены три иконостаса: центральный, северный и южный. Хотя их обычно рассматривают как единое целое, для обычного посетителя наиболее заметен именно центральный иконостас, тогда как северный и южный иконостасы лишь слегка виднеются за киотами, что создает атмосферу таинственности и глубины. Центральный иконостас Спаса на Крови, выполненный из цветного итальянского мрамора, представляет собой одну из главных достопримечательностей собора.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Его создание было доверено мастерам генуэзской фирмы "Нови", которые работали по эскизам архитектора А. А. Парланда. Процесс камнерезных работ, проводившийся с 1901 по 1907 годы, основывался на моделях русского лепщика Степанова. Это сотрудничество между русскими и итальянскими мастерами стало залогом высокого качества и художественной ценности иконостаса. Оттенки мрамора, использованные в иконостасе, подобраны с исключительным вкусом. Нижняя часть иконостаса выполнена в насыщенном красно-коричневом цвете с ярко выраженными разноцветными прожилками, которые постепенно переходят в более светлые и нежные желтоватые тона. Такой переход цвета создает эффект глубины и объема, а также подчеркивает текстуру камня. Контраст теплого "древесного" мрамора с холодной зеленоватой облицовкой стен храма создает гармоничное сочетание, которое не только радует глаз, но и способствует созданию уюта и святости в пространстве храма.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Плоскость иконостаса разделена колонками, каждая из которых имеет собственный уникальный узор, что добавляет индивидуальности каждой части иконостаса. Карниз иконостаса украшен резными кокошниками, которые венчают колонны. Особое внимание привлекают три центральных кокошника, выполненные из горного хрусталя, и боковые, сделанные из мрамора. Это сочетание материалов и форм создает эффект сияния и торжественности, подчеркивая святость пространства. Кроме того, стоит отметить, что иконостас не только служит декоративным элементом, но и выполняет важную литургическую функцию. Он разделяет алтарное пространство и пространство для прихожан, создавая особую атмосферу священного действия. Иконы, размещенные в киотах и на иконостасе, являются важными объектами поклонения и духовного общения верующих с Богом. Да, иконостас и киоты храма Спаса на Крови - это не только архитектурные и художественные элементы, но и важные символы духовной жизни, которые объединяют искусство, архитектуру и веру в единое целое.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Иконы иконостаса, являющиеся важной частью русского православного искусства, созданы по эскизам таких известных художников, как Виктор Михайлович Васнецов, Михаил Васильевич Нестеров, Николай Кузьмич Бодаревский, Николай Петрович Шаховской и других мастеров. Все иконы выполнены в технике мозаики, что придает им особую выразительность и долговечность. Работы над ними начались в 1894 году и осуществлялись Мозаичным отделением Академии художеств, а также различными мастерскими, среди которых выделяются берлинская фирма "Пуль и Вагнер", итальянские компании Трапани и Сальвиати, а также уже известная нам мастерская Фроловых. По эскизам Васнецова были созданы два ключевых образа центрального иконостаса: "Спаситель" ("Христос на троне") и "Богоматерь с Младенцем".

Мозаичный пол храма. Фото автора.
Мозаичный пол храма. Фото автора.

Одним из самых впечатляющих элементов интерьера является наборный мраморный пол, который, как драгоценный мозаичный ковер, покрывает площадь в 608 квадратных метров. Этот пол был изготовлен в 1902-1903 годах известной генуэзской фирмой "Нови" под руководством мастера Джузеппе Нови. Каждый элемент этого пола был тщательно подобран и обработан, чтобы создать гармоничное произведение искусства, которое восхищает своей красотой и сложностью. Да, можно неустанно повторять: Храм Спаса на Крови является не только архитектурным шедевром, но и настоящим музеем камня и камнерезного искусства, где каждый элемент интерьера рассказывает свою уникальную историю.

Фото автора.
Фото автора.

Мозаики, украшающие храм Спаса на Крови, представляют собой уникальный художественный комплекс, который разделен на несколько тематических циклов, отражающих как богословские, так и исторические аспекты христианства. Каждый из этих циклов имеет свое особое место в архитектурной структуре храма и способствует созданию целостного восприятия священного пространства. Эти мозаики не только рассказывают о событиях Ветхого Завета, но и служат напоминанием о божественном промысле и спасении человечества. На пилонах и пилястрах стен храма изображены святые, которые являются "опорами" Церкви. Всего здесь можно увидеть более 200 подвижников, включая апостолов, мучеников, святых и пророков. Среди русских святых выделяются князь Владимир Киевский, который принес христианство на Русь, и княгиня Ольга, его бабушка, известная своей мудростью и стойкостью.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Также важными фигурами являются князья-страстотерпцы Борис и Глеб, Михаил Черниговский и боярин Феодор, а также Александр Невский, который стал символом русской государственности и православия. Центральная часть храма, с ее стенами и сводами, наполнена изображениями земной жизни Христа. Эти мозаики охватывают ключевые моменты, начиная с Благовещения и заканчивая триумфальным въездом Христа в Иерусалим. Они рассказывают о Его миссии на Земле, о любви и жертве, которую Он принес ради спасения человечества. Западная часть храма, окруженная местом смертельного ранения императора Александра II, украшена сценами страданий Спасителя, Распятия и Воскресения, выполненными на золотом фоне. Эти изображения подчеркивают важность жертвы Христа и служат напоминанием о страданиях, которые Он перенес ради спасения людей. В восточной части храма, также на золотом фоне, представлены сюжеты, завершающие евангельский цикл.

Фото автора.
Фото автора.

Таким образом, мозаичное убранство Спаса на Крови стало не просто украшением храма, но и важным элементом его архитектурного и культурного наследия. Оно отражает не только мастерство своих создателей, но и дух времени, в котором оно было создано. Мозаика, выполненная по всем канонам и традициям, продолжает привлекать внимание посетителей и исследователей, являясь ярким примером синтеза искусства и архитектуры.

Фото автора.
Фото автора.

На этом осмотр интерьеров Храм Воскресения Христова на крови заканчивается! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил. Смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации. Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки и не судите строго!