Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Реставрация Петергофа: Подвиг реставраторов. Испытание войной и триумф возрождения

Оглавление

Большой дворец Петергофа, каскад прудов
Большой дворец Петергофа, каскад прудов

Петергоф, задуманный Петром I в 1715 году как ответ Версалю, стал воплощением амбиций Российской империи. Его дворцы, фонтаны и сады олицетворяли не только роскошь, но и технический гений эпохи. Ансамбль включает в себя несколько дворцово-парковых ансамблей, формировавшихся на протяжении двух веков:

Нижний парк, Верхний сад и Английский парк

— ансамбли, получившие развитие в XVIII веке.

Верхний сад Петергоф
Верхний сад Петергоф

Александрия, Колонистский парк, Луговой парк, Александринский парк, Сергиевка, Собственная дача

— ансамбли XIX века. 

Большой дворец

Центральным элементом ансамбля является Большой дворец, расположенный на берегу Финского залива. В нём находятся великолепные залы, декорированные фресками, зеркальными стенами и изысканными украшениями.

Большой дворец, Петергоф
Большой дворец, Петергоф

Большой дворец. Дореволюционные фото
Большой дворец. Дореволюционные фото

Большой каскад

Главная жемчужина ансамбля — Большой каскад с Золотой горкой и статуей Самсона, символизирующей победу России. Однако история этого ансамбля — это не только триумф барокко, но и история беспрецедентного мужества, потерь и возрождения, которое стало символом победы культуры над войной.

Большой дворец и фонтаны до войны
Большой дворец и фонтаны до войны

Золотая горка
Золотая горка

Самсон, разрывающий пасть льву
Самсон, разрывающий пасть льву

К началу 20 века комплекс превратился в жемчужину архитектуры, где каждый фонтан, скульптура и аллея были продуманы до мелочей. Даже после революции 1917 года большевики сохранили его наследие, проведя масштабную реставрацию.

Дворец Марли
Дворец Марли

К 1941 году Петергоф готовился к открытию сезона 22 июня, но вместо праздника его ждала трагедия.

1941 год: Война

С началом Великой Отечественной войны сотрудники музея столкнулись с невыполнимой задачей: спасти тысячи экспонатов за считанные дни. Из 16 тысяч предметов удалось подготовить к эвакуации лишь 4 тысячи, а вывезти — половину.

Под обстрелами упаковывали хрустальные люстры, фарфор, фаянс и даже элементы лепнины. Тяжёлые скульптуры, включая знаменитого «Самсона», пришлось спрятать в тайниках. Вторую партию ценностей, уже подготовленную к отправке, закопали у стен дворца — её так и не успели вывезти. Почти все скульптуры были «захоронены» недалеко от места своего изначального нахождения. Почти все захороненные скульптуры сохранились, в отличие от тех, что оставались на своих местах.

Немцы в Петергофе
Немцы в Петергофе

Огромное количество предметов искусства пострадали во время пожара, другая часть была разграблена.

23 сентября 1941 года немцы заняли Петергоф. Линия фронта прошла через его сердце. Фонтаны стали окопами, дворцы — огневыми точками, а парки — минными полями. Большой дворец горел три дня: тушить его запретили. Деревья вырубили на дрова, систему водоснабжения уничтожили, а уцелевшие здания взрывали при отступлении. Однако освобождение территории вовсе не означало того, что было остановлено разрушение. Дело в том, что фашисты, отступая, минировали территорию.

-12

-13

Поэтому продолжалось не только разрушение, но были и новые жертвы. К примеру, дворец Марли был взорван миной замедленного действия.

Взорванный дворец Марли
Взорванный дворец Марли

Военный корреспондент Павел Лукницкий – военный корреспондент, который вошел в Петергоф вместе с частями Ленинградского фронта, первым рассказал миру о том, что Петергоф фактически уничтожен. Он красноречиво описал то, что когда войска прорвались в эту часть, то увидели, что практически все еще сохранившиеся здания охвачены огнем. То, что не удалось разрушить, было осквернено: храм превращен в отхожее место. Сразу же после того, как была снята блокада, начался повсеместный поиск музейных экспонатов по ходу отступления немецких войск.

-15

Если сравнивать все музеи Ленинграда, то Петергофский комплекс понес самый большой урон, а из числа 16 тысяч предметов, утерянных за период оккупации, удалось вернуть лишь 250. И это несмотря на то, что в этом направлении работала специально созданная комиссия. Причем поиски ценностей не прекращаются и по сей день, причем иногда удается вернуть похищенные ценности.

-16

Красноармеец в освобожденном Петергофе
Красноармеец в освобожденном Петергофе

Знаменитый «Самсон, раздирающий пасть льва» в числе больших и тяжелых статуй был оставлен в комплексе, его просто не смогли вывезти во время эвакуации. И этот символ Петергофа, пожалуй, одна из самых главных потерь комплекса.

Вера Инбер – писательница, которая побывала в разрушенном Петергофе спустя неделю после его освобождения и писала о том, что дворец разрушен так, что никакими человеческими усилиями его не восстановить. Однако она была не права. Даже «Самсона» сумели воссоздать к 1947 году, используя архивные фото и документы скульпторов. Но о том, где находиться оригинал «Самсона», неизвестно по сей день. Либо он был переплавлен в Германии, либо затонул во время транспортировки.

После войны: Возрождение из пепла

Восстановление каскада прудов
Восстановление каскада прудов

В январе 1944 года город переименовали в Петродворец — старое название звучало как напоминание о враге. Реставрация началась сразу, несмотря на голод и разруху. Полуголодные рабочие, часто инвалиды войны, собирали кирпичи Монплезира, восстанавливали фарфоровые вазы и деревянные люстры Екатерининского корпуса. Архитектор Александр Гессен, едва оправившись от ранений, руководил восстановлением петровских дворцов, споря с чиновниками, требовавшими «ускорить сроки».

Восстановление Петергофа
Восстановление Петергофа

Денег было мало, но даже когда они были, не всегда удавалось их освоить из-за нехватки материалов. Все поставки шли через Госплан в Москве. Все надо было в разоренной войной стране почти выколачивать. Люди нередко пренебрегали даже принципами, чтобы сделать это великое дело. Высокие чиновники часто спорили с реставраторами, хотя сами мало в чем разбирались, и вечно подгоняли со сроками. Работа с экспонатами тоже была непростой — держать и переносить фарфоровые вазы замерзшими руками рискованно и страшно...


Восстановление
Восстановление

Одновременно шла скрупулезная научная работа, изучались документы и все сохранившиеся части декора. Всё то подлинное, что сохранилось, было отреставрировано в первую очередь, даже деревянные люстры Екатерининского корпуса, пролежавшие в промерзшем здании не одну зиму. Рухнувшую стену Монплезира постарались как можно быстрее вновь собрать из старых кирпичей. И это делали слабые, голодные, но не сломленные люди.

-21

Подвиг реставраторов

Реставрация стала делом национального престижа. Даже во время «ленинградского дела» и новых репрессий люди рисковали свободой ради общего дела. Евгения Казанская и Василий Савков воссоздавали интерьеры Большого дворца по крупицам, используя архивные фото. «Самсона», исчезнувшего во время войны, заново отлили к 1947 году. К 1946-му запустили первые фонтаны, а к концу 1950-х Петергоф вернул себе статус «столицы фонтанов», хотя следы войны видны до сих пор: например, искореженная решетка Марли, оставленная как напоминание.

Екатерининский дворец
Екатерининский дворец

Наследие Петергофа: Уроки истории

Сегодня Петергоф — не только туристическая мекка, но и памятник человеческой стойкости. Из 30 тысяч утраченных предметов искусства вернули лишь 250, но каждый найденный экспонат — победа. Восстановление, занявшее десятилетия, доказало: даже руины можно превратить в символ жизни. Как писал реставратор Николай Архипов, рисковавший свободой ради спасения дворцов: «Мы возвращали Родине её душу».

Каскад фонтанов
Каскад фонтанов

Петергоф пережил два рождения: при Петре I и после самой страшной войны в истории. Его история — это история России: от имперского триумфа до испытаний XX века и возрождения, ставшего чудом. Сегодня, глядя на сверкающий Большой каскад, стоит помнить, что за этим великолепием стоят не только камни и позолота, но и подвиг тех, кто верил, что красота сильнее войны.

-24

Екатерина Серёжина

Эстетика Эпох