Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Величественные термы Каракаллы: как были устроены знаменитые римские бани

Оглавление

История строительства терм

Дата постройки: 216 год
Высота: 40 м
Термы занимали 11 гектаров

Термы императора Каракаллы
Термы императора Каракаллы

Термы Каракаллы в Риме, Италия, были вторыми по величине общественными банями, или термами, в Древнем Риме после терм Диоклетиана.

Официальное название терм — «Термы Антониниана» (лат. Thermae Antoninianae), но они стали известны как термы Каракаллы благодаря императору Марку Аврелию Антонину, известному под прозвищем Каракалла. Строительство началось, вероятно, в 212 или 211 году при его отце, Септимии Севере, и завершилось в 217 году, уже после убийства Каракаллы.

Они функционировали до 530-х годов, после чего пришли в упадок и были разрушены.

Термы императора Каракаллы, реконструкция
Термы императора Каракаллы, реконструкция

Термы находились в южной части города, в Regio XII Piscina Publica, где представители семьи Северов также инициировали другие значимые строительные проекты. Среди них — новая дорога, ведущая к термам, и Септизодий на близлежащем Палатинском холме.

Место, выбранное для возведения терм, ранее было частью обширного садового поместья, известного как horti Asiniani. Эти сады были разбиты Гаем Азинием Поллионом во времена правления Августа. Интересно, что скульптурная группа «Фарнезский бык», которая впоследствии была перенесена в термы Каракаллы, уже находилась на этом месте во времена Поллиона. Он привез её сюда, чтобы украсить свои сады.

Поместье Поллиона было конфисковано императором Каракаллой для строительства его терм. В некоторых случаях старые постройки были снесены до основания, засыпаны землёй и включены в фундамент нового комплекса.

Одна из этих построек, так называемый благородный дом (domus), была впервые обнаружена Франческо Фикорони в середине XVIII века. В 1860–1867 годах Дж. Б. Гуиди продолжил раскопки этого здания.

Недавно этот двухэтажный дом, который находится глубоко под банями, был открыт для публики. Он был построен в 134–138 годах во времена правления Адриана и частично разрушен в 206 году. В этом доме можно увидеть богато украшенные фресками потолки и ларарий — помещение, посвящённое римским и египетским богам.

Чтобы работы были завершены в основном во времена Каракаллы, рабочим приходилось укладывать более 2000 тонн материала ежедневно в течение шести лет.

Работы по украшению бань продолжались при преемниках Каракаллы — Элагабале и Северусе Александре. Вероятно, к 235 году бани были в основном завершены. Позднее они были отремонтированы при Аврелиане (после пожара) и Диоклетиане. При Константине Великом был перестроен кальдарий.

Устройство терм

-6

Аподитерий

Аподитерий — был основным входом в общественные бани и состоял из большой раздевалки с кабинками или полками, где граждане могли хранить одежду и другие вещи во время купания. Стабиевы термы Помпеи
Аподитерий — был основным входом в общественные бани и состоял из большой раздевалки с кабинками или полками, где граждане могли хранить одежду и другие вещи во время купания. Стабиевы термы Помпеи

Последовательность процедур в термах точно не известна, но считается, что посетитель сначала проходил в аподитерий, где раздевался и оставлял одежду.

Затем входил в унктуарий, где его умащали маслом.

Посетители бани использовали оливковое масло для очищения, нанося его на тело и удаляя излишки с помощью специального приспособления — стригиля.

Иногда они оставляли масло на полу, чтобы рабы могли его собрать, или возвращали в сосуд, чтобы женщины могли использовать его для ухода за волосами.

Стригиль — скребок для очищения кожи
Стригиль — скребок для очищения кожи

Кальдарий

После тренировки в специальной комнате или на корте посещали горячую комнату, известную как кальдариум, затем парилку (влажный судаториум или сухой лаконик), где он, скорее всего, соскребал с кожи грязный жир.

Кальдарий представлял собой помещение с горячей ванной, использовавшееся в комплексе римских бань. Котёл, подававший горячую воду в комплекс бань, также назывался кальдарием.

Это была очень жаркая и душная комната, обогреваемая гипокаустом, системой подогрева пола с использованием туннелей с горячим воздухом, обогреваемым печью, за которой следили рабы.

-11

Кальдарий в общественных и частных банях, которое строилось по единому плану, состоящему из трёх основных частей. В помещении обычно располагалась ванна с тёплой водой, полукруглая ниша лаконик, где купальщики могли сидеть, чтобы вызвать потоотделение.

Кальдарий (горячие термы)
Кальдарий (горячие термы)

Кальдарий (горячие термы)
Кальдарий (горячие термы)

Кальдарий (горячие термы). Римские термы в Бате — хорошо сохранившиеся термы в городе Бат, Сомерсет, Англия.
Кальдарий (горячие термы). Римские термы в Бате — хорошо сохранившиеся термы в городе Бат, Сомерсет, Англия.

Лаконик на римской вилле Чедворт, Англия
Лаконик на римской вилле Чедворт, Англия

Кальдарий — самая жаркая комната в обычной последовательности банных помещений. После кальдария купальщики проходили через тепидарий во фригидарий.

Тепидарий

Тепидарий — это тёплая ванная комната в римских банях, отапливаемая гипокаустом или системой тёплого пола. Особенностью тепидария является приятное ощущение постоянного лучистого тепла, которое исходит от стен и пола и напрямую воздействует на человеческое тело.

Тепидарий, Стабианские термы в Помпеях
Тепидарий, Стабианские термы в Помпеях

Тепидарий был большим центральным залом, вокруг которого были сгруппированы все остальные залы. Вероятно, это был зал, где купальщики собирались перед тем, как пройти через различные горячие бани (кальдарий) или принять холодную ванну (фригидарий).

Тепидарий был украшен самым дорогим мрамором и мозаикой; он освещался через витражные окна по бокам, спереди и сзади и, по-видимому, был залом, в котором размещались лучшие произведения искусства.

Фригидарий

Фригидарий — прохладное помещение с небольшим бассейном с холодной водой или иногда с большим бассейном. Воду также можно было поддерживать холодной, используя снег. Купальщик заканчивал тем, что снова смазывал свое тело маслом.

Аподитерий - был основным входом в общественные бани и состоял из большой раздевалки с кабинками или полками, где граждане могли хранить одежду и другие вещи во время купания. Стабиевы термы Помпеи
Аподитерий - был основным входом в общественные бани и состоял из большой раздевалки с кабинками или полками, где граждане могли хранить одежду и другие вещи во время купания. Стабиевы термы Помпеи

Фригидарий (холодные термы). Римские бани, Англия
Фригидарий (холодные термы). Римские бани, Англия

Термы Каракаллы стали символом императорской щедрости: их создание преследовало не только гигиенические цели, но и должно было укрепить популярность власти среди римлян, страдавших от скуки и экономических трудностей.

Термы занимали 11 гектаров, а центральный банный корпус достигал размеров 150×200 метров . Это был грандиозный общественный комплекс, включавший: библиотеки, сады, стадион, палестры (спортивные залы) и амфитеатр, где проводились театральные представления и атлетические состязания.

Стены терм, облицованные мрамором и украшенные мозаиками, скрывали бетонную основу — инновацию римских строителей. В интерьерах стояли знаменитые статуи, такие как "Фарнезский бык" и "Геркулес Фарнезский", ныне хранящиеся в музеях Неаполя и Ватикана.

Термы служили «городским клубом»: здесь не только мылись, но и обсуждали политику, занимались спортом, читали в библиотеках. Одновременно комплекс вмещал до 1600 человек, а бедняки могли бесплатно пользоваться услугами. Для римлян это было место, где «отдыхали душой и телом», что делало термы важным инструментом социальной стабильности.

Упадок и возрождение

В 537 году набеги варваров привели к разрушению акведуков, и термы пришли в упадок. В XVI веке их начали разбирать на стройматериалы, но в 1901–1912 годах археологи обнаружили подземные тоннели с митреумом — святилищем бога Митры.

Новую жизнь термы обрели в 1937 году, когда мэр Рима Пьер Колонна передал их Римскому оперному театру. На руинах построили сцену для 20 000 зрителей, где с тех пор проходят оперные спектакли, балеты и концерты. Здесь выступали Пласидо Доминго, Лучано Паваротти и даже Элтон Джон. В 1960 году термы стали ареной для соревнований по гимнастике на Олимпийских играх.

Термы Каракаллы — символ римского инженерного гения и общественной жизни. От античных бань до оперной сцены они продолжают удивлять, соединяя прошлое и настоящее. Как писал историк Спартиан: «Он оставил необыкновенные термы... в которых солнечную залу архитекторы считают неподражаемой» .

Рим
334,3 тыс интересуются