Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Замок Святого Ангела: тысячелетний символ Рима

Оглавление

На берегу Тибра, в самом сердце Вечного города, возвышается Замок Святого Ангела (Castel Sant’Angelo) — монументальное сооружение, чья история отражает взлеты и падения Римской империи, интриги Средневековья и величие эпохи Возрождения. От императорской усыпальницы до папской крепости, от мрачной темницы до музея — этот замок стал немым свидетелем ключевых событий европейской истории.

Замок Святого Ангела и Мост Святого Ангела в Риме
Замок Святого Ангела и Мост Святого Ангела в Риме

Замок Святого Ангела и Мост Святого Ангела в Риме
Замок Святого Ангела и Мост Святого Ангела в Риме

Замок Святого Ангела и Мост Святого Ангела в Риме
Замок Святого Ангела и Мост Святого Ангела в Риме

Замок Святого Ангела и Мост Святого Ангела в Риме. Вдали собор Святого Петра
Замок Святого Ангела и Мост Святого Ангела в Риме. Вдали собор Святого Петра

Замок Святого Ангела и Мост Святого Ангела в Риме. Вдали собор Святого Петра
Замок Святого Ангела и Мост Святого Ангела в Риме. Вдали собор Святого Петра

Императорское наследие: мавзолей Адриана

В 139 году н.э. завершилось строительство грандиозного мавзолея императора Адриана (76—138), призванного стать последним пристанищем для него и его семьи. Цилиндрическое здание, увенчанное декоративным садом и позолоченной квадригой, поражало современников роскошью.

Возможный вид мавзолея Адриана
Возможный вид мавзолея Адриана

Основой мавзолея стало мощное кубическое основание, облицованное дорогим мрамором. На этом пьедестале возвышалась цилиндрическая «шайба» из вулканического камня, покрытая травертином — материалом, характерным для римских построек.

Фасад украшали пилястры в виде голов быков (Bucrani) — символизирующих жертвоприношения. Вокруг мавзолея была возведена стена, сочетавшая эстетику и оборонительную функцию. Изначально плоскую крышу венчал сад с позолоченной квадригой, а внутри хранились урны с прахом Адриана, его семьи и приближенных.

Возможный вид мавзолея Адриана в Музее римской цивилизации
Возможный вид мавзолея Адриана в Музее римской цивилизации

Возможный вид мавзолея Адриана в Музее римской цивилизации
Возможный вид мавзолея Адриана в Музее римской цивилизации

Здесь нашли покой прах Адриана, его жены Сабины и приемного сына. Для связи мавзолея с центром Рима был возведен мост, позже названный Мостом Святого Ангела, который и сегодня украшают статуи ангелов.

Это было самое священное помещение в первоначальном мавзолее. Оно имеет квадратную форму, составляя примерно восемь метров в длину и ширину. До времён Каракаллы здесь хранились останки императорской семьи.

Зал был построен из травертиновых блоков и изначально украшен мрамором. На боковых стенах находились две большие ниши, в которых, вероятно, стояли погребальные урны.

На левой стене находится мраморная табличка с торжественной надписью на латыни. Это слова, которые император Адриан посвятил своей душе:

Маленькая душа, растерянная и нежная,
спутница и гостья тела,
теперь ты готовишься спуститься в места,
бесцветные, суровые и голые,
где у тебя больше не будет привычных утех…
Император Адриан

Средневековая трансформация: Резиденция пап и крепость-убежище

К V веку мавзолей утратил первоначальное назначение. Нашествия готов превратили его в военное укрепление: бронзовые украшения и статуи были разграблены, а урны с прахом утеряны. Новую жизнь замку подарила легенда 590 года: во время эпидемии чумы папе Григорию I (ок. 540 — 604, папа Римский с 590) явился архангел Михаил, вкладывающий меч в ножны, что ознаменовало конец бедствия. С тех пор сооружение стало именоваться Замком Святого Ангела, а на его вершине установили статую архангела.

К XIV веку мавзолей утратил античный блеск и превратился в резиденцию римских пап.

Николай III (ок. 1216—1280, папа Римский с 1277), соединил замок с Базиликой святого Петра при помощи крытого коридора названного Пассето, который сыграл ключевую роль в 1527 году, когда войска Карла V разграбили Рим.

-12

-13

Папа Бонифаций IX (1356—1404, папа Римский с 1389) поручил архитектору Никколо Ламберти укрепить стены, добавить бастионы и заменить вход на подъемный мост, сделав замок неприступным.

Внутри появилась капелла святого Михаила — первый шаг к превращению языческой усыпальницы в христианский символ. В XV веке папа Александр VI Борджиа (1431—1503, папа Римский с 1492) доверил архитектору Антонио да Сангалло Старшему (1455—1534) модернизировать замок. Были возведены четыре угловых бастиона, вырыт ров, а внутри созданы роскошные папские апартаменты. Стены покоев украсили фрески кисти Пинтуриккьо (1454—1513), мастера эпохи Возрождения.

Вид на мост Сант Анджело с Лоджии Юлия II
Вид на мост Сант Анджело с Лоджии Юлия II

Юлий II (1443—1513, папа Римский с 1503) привлек к созданию комфорта в папских апартаментах Джулиано да Сангалло (1445-1516), Микеланджело (1475-1564) и Антонио да Сангалло Младшего (1484-1546).

Папы превратили замок в роскошную резиденцию с апартаментами, готовую выдержать любую осаду.

В 1527 году наемники императора Священной Римской империи Карла V (1519–1556) осадили окружавшие Ватиканский холм Леонинские стены. Им удалось проникнуть внутрь, вырезать римское ополчение и швейцарскую гвардию, монахинь и священников, не пожалев даже больных госпиталя Санто Спирито. Папа Климент VII (1478—534, папа Римский с 1523 года) бежал по укрепленному Пассетто в замок Святого Ангела, в стенах которого тогда нашли убежище около трех тысяч человек. Захватчики начали повальное разграбление Рима, и даже сторонники императора, злейшие враги папы, не в силах были остановить происходящее.

Обитатели осажденного форта активно атаковали нападающих, через окна-бойницы. Среди славных защитников был замечен скульптор-ювелир Бенвенуто Челлини.

-15

План Замка и ближайшей части города
План Замка и ближайшей части города

Вид в сторону замка Св.Ангела. 1850-е гг.
Вид в сторону замка Св.Ангела. 1850-е гг.

Замком Святого Ангела
Замком Святого Ангела

Ренессанс и барокко: ангелы и укрепления

В 1536 году скульптор Рафаэлло де Монтелупо создал мраморную статую Архангела Михаила с бронзовыми крыльями, установленную на вершине замка. Позже, в XVII веке, его работу перенесли во Дворик Ангела, где она остается и сегодня.

Мраморная статуя Архангела Михаила с бронзовыми крыльями (1536), скульптора Рафаэлло де Монтелупо, первоначально была установлена на вершине замка. Позже, в XVII веке,  перенесли во Дворик Ангела
Мраморная статуя Архангела Михаила с бронзовыми крыльями (1536), скульптора Рафаэлло де Монтелупо, первоначально была установлена на вершине замка. Позже, в XVII веке, перенесли во Дворик Ангела

При папе Урбане VIII (1568—1644, папа Римский с 1623) в XVII столетии замок лишился многих построек XV–XVI веков: старые укрепления снесли, чтобы возвести новые стены и бастионы. Однако главным украшением эпохи барокко стал мост Святого Ангела. В 1667–1669 годах Джованни Лоренцо Бернини и его ученики создали десять статуй ангелов, держащих орудия Страстей Христовых. Их динамичные позы и драматические жесты превратили мост в шедевр барочного искусства.

-21

-22

-23

-24

Темница и символ противоречий

Мрачная слава замка связана с его тюремными казематами. Здесь шесть лет томился Джордано Бруно (1548–1600), обвиненный в ереси. Ирония судьбы: сам Челлини, герой обороны 1527 года, позднее оказался в заточении, откуда совершил дерзкий побег. Тюрьма замка стала местом, где переплелись судьбы бунтарей, ученых и политических узников.

Исторические тюрьмы
Исторические тюрьмы

Во внутреннем дворике осуществляли казни.

Внутренний дворик
Внутренний дворик

Финал преобразований: бронзовый архангел

В XVIII веке замок обрел новый символ — бронзовую статую Архангела Михаила работы фламандского скульптора Петера Антона фон Вершаффельта. Заменив мраморного предшественника, она и сегодня гордо возвышается над Римом, напоминая о чудесном избавлении от чумы.

-27

-28

-29

Архитектура замка: от античного величия к барочной роскоши

Замок Святого Ангела — это уникальный сплав архитектурных стилей, отражающий его многовековую историю. Изначально задуманный как императорская усыпальница, он прошел через череду преобразований, став символом власти, веры и оборонительной мощи.

Несмотря на утраты — исчезновение мраморной облицовки, бронзовых украшений и древних урн — внешняя структура замка сохранила черты мавзолея Адриана. Гораздо сильнее изменения затронули интерьеры: древние склепы разрушены, а вместо них появились папские покои, тюремные камеры и музейные залы. Сегодня Замок Святого Ангела — это архитектурная палитра, где античная строгость соседствует с ренессансной изысканностью, а средневековая мощь — с барочной пышностью, воплощая в камне всю сложность римской истории.

Помещения в замке Святого Ангела

Замок Святого Ангела — это настоящий лабиринт истории, искусства и архитектуры. Для удобства изучения его пространство разделено на 6 уровней, каждый из которых открывает уникальные помещения и эпохи.

-30

-31

-32

1-й уровень

  • Дворик Спасителя — входная зона.
  • Рабочие комнаты Бонифация IX — помещения, связанные с папской администрацией.
  • Внутренний дворик — место, где в прошлом проводились казни.
  • Часовня Святого Распятия — здесь осужденные молились перед казнью.
  • Римский атриум — древняя арка, ведущая к гробнице Адриана.
  • Спиральный спуск — коридор, соединяющий верхние уровни с усыпальницей императора.

2-й уровень

  • Зал Урн — здесь хранился прах Адриана и его семьи.
  • Тюремные помещения — мрачные казематы, где содержались узники.
  • Кладовые XVI века — хранилища для зерна и продуктов.
  • Помещения для хранения масла — стратегический запас на случай осады.

3-й уровень

  • Дворик Ангела — здесь установлена статуя Архангела Михаила работы Рафаэлло де Монтелупо.

Дворик Ангела
Дворик Ангела

  • Зал Климента III — украшен резным камином и дверью.
  • Зал Суда — средневековые пушки, ядра и фрагмент фрески с ангелом.
  • Зал Аполлона — пространство для светских приемов понтификов. Главный зал первого этажа папских покоев, этот большой сводчатый зал был построен во время понтификата Николая V. Соседние помещения часовни, залы Климента VII и ванная комната Климента VII были пристроены в XVI веке. Украшение было заказано Павлом III Фарнезе Перину дель Вага и его коллегам, которые уже работали на верхних этажах.

  • Капелла святых Косьмы и Дамиана — место для молитв.
  • Зал Климента VII — часть папских апартаментов.

-36

  • Дворик Александра VI — снабжен колодцем для воды.
  • Дворик и часовня Льва X — элегантное оформление эпохи Возрождения.

-37

  • Купальня Климента VII — работа Джованни да Удине, украшенная фресками.

4-й уровень

  • Крытая галерея — путь паломников к встрече с Папой.
  • Комнаты Пия IV — частные покои понтифика.

  • Лоджия Юлия II — с видом на мост Элио, приписывается Джулиано да Сангало. Лоджия Юлия II — это сводчатое помещение, ведущее в зал Паолина. Лоджия, выходящая на Тибр, была построена по приказу Юлия II под руководством кастеляна Марко Виджерио архитекторами Джулиано да Сангалло и Донато ди Анджело ди Паскуччо, известным как Браманте.

-39

  • Арсенал — коллекция оружия и обмундирования XV–XX веков.

-41

  • Лоджия Павла III — обращена к Виа Фламиния. Этот монументальный зал, построенный в 1543 году, был входом в покои папы Римского Павла III.

  • Зал Паолины — роскошные апартаменты Павла III Фарнезе. Зал Паолина был личным кабинетом папы Павла III Фарнезе, чьё имя он носит и по сей день. Здесь принимали императоров, королей, послов и консулов со всего мира.

Зал Паолина
Зал Паолина

  • Зал Персея — декор по мотивам античного мифа. Был кабинетом понтифика Павла III. Потолок и верхняя часть стен были украшены Перином дель Вага и его командой.

-46

  • Зал Амура и Психеи — продолжение мифологической темы. Был спальней Паоло III Фарнезе. Оформление потолка и стен было поручено Перину дель Вага.

-47

5-й уровень

  • Сокровищница — круглая комната, где хранились богатства папства.

Сокровищница
Сокровищница

  • Библиотека Павла III — начало книжной коллекции замка.

  • Залы Адрианео и Гирлянд — фрески XVI века.

-51

  • Апартаменты графа Калиостро (La Cagliostra) — именно здесь, в 1789 году, авантюрист, эзотерик и алхимик итальянец Джузеппе Бальзамо Конте ди Калиостро был заключен в тюрьму инквизицией, и провел около года.

Эта часть замка Святого Ангела была возведена в виде лоджии в 1543 году вместе с Лоджией Павла III внизу. В XVIII веке она была перестроена в тюрьму для политических заключённых.

Небольшая квартира состоит из трёх комнат: одной просторной центральной и двух боковых. По геральдическим эмблемам Павла III, изображённым в центре сводов, две небольшие комнаты получили названия Кабинет дельфина и саламандры и Кабинет аиста. Гротескные фрески в типичном стиле Ренессанса создали художники Луцио Лузи и Перино дель Вага.

  • Коридор Помпеано — соединяет библиотеку и зал Аполлона, украшен потолочной росписью.
  • Комната смотрителя XVIII века — сохранила атмосферу эпохи Просвещения.

6-й уровень

  • Круглый зал, колонный зал — был построен по заказу Бенедикта XIV (1675—1758, папа Римский с 1740) и украшен мраморными колоннами. Сейчас служит хранилищем для знамен итальянской пехоты. Сегодня он служит хранилищем для знамён итальянской пехоты. Через этот зал можно выйти на Террасу Ангела, откуда открывается захватывающий вид на Рим.
  • Терраса Ангела — смотровая площадка с панорамным видом на Рим.

Прогулка по Замку Святого Ангела — это путешествие сквозь века, от античных склепов до ренессансных залов, от мрачных тюрем до солнечных террас. Каждый этаж открывает перед вами новые горизонты истории, искусства и власти, делая этот памятник поистине незабываемым символом Рима.

-53

Замок Святого Ангела — это символ всех изменений, которые пережил Рим: от языческой империи к христианству, от средневековых бурь к эпохе Возрождения. Каждый камень здесь хранит память о правителях, святых отцах, узниках и творцах, чьи судьбы переплелись в единую летопись вечного города.

Эстетика Эпох

Рим
334,3 тыс интересуются