"Опять про Гагарина" - подумает читатель, прочитав заголовок статьи. И будет и прав, и неправ. На тему для статьи меня натолкнула дискуссия, развернувшаяся в комментариях к статье "Американцы на Луне и Гагарин" на одном из каналов ДЗЕНа, где мне пришлось дискутировать сразу с двумя оппонентами по поводу реальности полета Юрия Гагарина, а также некоторых моментов его полета. Честно говоря, не думал, что на старости лет мне придется доказывать людям одну из непреложных истин. Не знаю, в чем тут дело: или МЫ были так воспитаны, или ОНИ так воспитаны. По моему глубокому убеждению все первопроходцы космоса одинаково равны перед историей, потому, что они уже давно стали ей. Вот поэтому я хочу рассказать о двух людях начала эры пилотируемых полетов, которые остались в истории, как первопроходцы. В свое время хорошую, иллюстрированную хронологию космических полетов за период 1961-1969 годы представил один из номеров журнала "Америка" за 1970 год. Я выбрал из этой хронологии самое начало - те полеты, о которых хочу рассказать в этой статье.
Полет Юрия Гагарина на корабле-спутнике "Восток".
Да, именно так, в те апрельские дни называли стартовавший в космос корабль - "корабль-спутник". Это потом его назовут "Восток-1", когда этих кораблей в космос полетит гораздо больше. Просто к апрелю 1961 года советские люди уже не раз слышали это словосочетание: "корабль-спутник". Так назывались прототипы корабля, который создавался для полета человека в космос. И первым в этом ряду был четвертый искусственный спутник земли ("Спутник-4", как окрестили его западные журналисты), запущенный 15 мая 1960 года. Следует сказать, что предыдущий искусственный спутник Земли был запущен в Советском Союзе тоже 15 мая, но 1958 года, а между этими двумя запусками были ещё запуски космической ракеты к Луне. Итак, первый прототип ("Восток-1П") был запущен в космос 15 мая 1960 года. Он нес на себе научные приборы, телевизионную систему и манекен взрослого человека (прозванный "Иваном Ивановичем"), который имитировал не только рост и вес, но и анатомическое строение человека. По мнению многих сотрудников ОКБ-1 внешним прототипом модели был С.П. Королев.
Корабль-спутник находился на орбите четыре дня, однако после выдачи команды на торможение (приземление корабля не планировалось), корабль, вследствие неправильной ориентации (отказ датчика инфракрасного построителя вертикали), был вместо спуска выброшен на более высокую орбиту, с которой сошел уже сам 5 сентября 1962 года, попав своими обломками на улицу американского города Манитэвак (штат Висконсин), чем жители города до сих пор гордятся, и даже сделали из обломков памятную табличку. После этого были ещё шесть запусков кораблей-спутников уже с собаками на борту (из которых два полета закончились трагично для собак, а в одном полете они слетали по суборбитальной траектории). Самый известный из запусков - второй, с собаками Белкой и Стрелкой.
В марте 1961 года, непосредственно перед стартом Гагарина было произведено два успешных запуска модифицированных кораблей-спутников ("Восток-3КА").
Наконец, 12 апреля 1961 года, состоялся запуск космического корабля-спутника "Восток" (3КА №3) с Юрием Гагариным на борту. Дублером Гагарина был Герман Титов.
Все время полета Гагарин чувствовал себя хорошо, полностью контролировал ситуацию (исключением является лишь потеря карандаша для записей во время полета), в управление кораблем не вмешивался.
Корабль сделал один оборот вокруг Земли и совершил посадку в районе деревни Смеловка Саратовской области.
Сейчас некоторые, особо одаренные люди, утверждают (просто глядя на карту), что Гагарин не совершил полного витка вокруг Земли, так как Саратовская область лежит западнее космодрома Байконур.
Но они при этом забывают, что орбита корабля пролегала в плоскости под углом к экватору (так называемый "угол наклонения орбиты") в 65 градусов. А тогда, оказывается, что место приземления гораздо севернее места старта и, следовательно, Гагарин совершил полный виток вокруг Земли.
Второй вопрос, который возник в споре о полете Гагарина - это отсутствие фотографий Гагарина во время полета. Действительно, атмосфера секретности, довлевшая в те годы над всей советской космической программой, сыграла в итоге с нами злую шутку, практически лишив нас фото и кино свидетельств этого исторического события. Документальный фильм "Первый рейс к звездам", вышедший на экраны в июле 1961 года, показал нам кинохронику старта ракеты (подлинную), а также посадку Гагарина в ракету и действия расчета, обеспечивающего старт. Естественно многих действительно значимых лиц в фильме не показали по соображениям секретности. Часть сцен в фильме постановочные, но достоверно воспроизводящие реальные события. Также и изображение Гагарина на экране в ЦУПе, как утверждают некоторые, снималось или до, или после полета.
Автор не берется ни подтверждать, ни опровергать эти утверждения, однако, в свое время он нашел в Интернете фотографии Гагарина, сделанные с экрана телевизора во время полета. Подтвердить их подлинность я, естественно, не могу, однако я читал, что они сделаны американцами, перехватившими телепередачу с борта корабля, когда он пролетал вблизи западного побережья США, и я думаю, что читателям будет любопытно их увидеть.
Следует сказать, что полет Гагарина протекал совсем не так гладко, как об этом писала советская пресса. Все началось с того, что более продолжительная работа двигателя третьей ступени вывела его корабль на нерасчетную, более высокую орбиту высотой более 300 км, сойти с которой в течение 10 дней (на которые была рассчитана система жизнеобеспечения корабля) можно было только с помощью тормозного двигателя. До этого предполагалась орбита 180-200 км, с которой можно было сойти за несколько дней за счет естественного торможения в атмосфере (своеобразная подстраховка на случай отказа тормозной двигательной установки). А так можно было застрять в космосе до 20-50 дней, на что система жизнеобеспечения корабля не была рассчитана.
При включении тормозной двигательной установки (ТДУ) корабль начал сильно вращаться вокруг своих осей. Через 10-12 сек после включения ТДУ должно было произойти разделение отсеков, но его не произошло. Оно произошло только через десять минут над Средиземным морем, когда от перегрева лопнули удерживающие спускаемый аппарат полосы. После вхождения в более плотные слои атмосферы вращение корабля сменилось колебательными движениями, потом в иллюминаторах появился багровый свет, наблюдалось горение обмазки спускаемого аппарата. К моменту максимальных перегрузок (около 12 G) колебания спускаемого аппарата уменьшились. На высоте семи километров произошел отстрел крышки и катапультирование космонавта.
После катапультирования в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен был поступать наружный воздух в скафандр, так что какое-то время сохранялась опасность задохнуться в скафандре. Потом вышел запасной парашют, но не раскрылся, а повис на стропах. Отстегнулся носимый аварийный запас. Из-за проблем при спуске с орбиты корабль Гагарина приземлился не в окрестностях Сталинграда (в Волгоград этот город будет переименован в том же году уже после полета Гагарина), как планировалось, а в Саратовской области, недалеко от деревни Смеловка. Последней опасностью была возможность приводнения в реку Волга, но хорошая парашютная подготовка помогла Гагарину приземлиться на вспаханное поле в полутора километрах от реки. Первыми, кто увидел Гагарина, были жена лесника и её шестилетняя внучка. Недалеко от Гагарина приземлился и спускаемый аппарат.
Вскоре подошла военная машина и Гагарин вместе с приехавшим на ней командиром дивизиона ПВО майором Гассиевым отправился в город Энгельс. По дороге космонавта подобрал вертолёт и вскоре он по телефону доложил в Москву о благополучном завершении полёта.
А потом, 14 апреля, Гагарина триумфально встречала Москва.
При регистрации рекорда в ФАИ (Международной авиационной федерации) Советский Союз, конечно, приврал, что Гагарин спускался на Землю в корабле, иначе бы, из-за дурацких (иначе я их назвать не могу) правил этой организации полет Гагарина и наше реальное первенство в космосе не было бы зафиксировано. Да и весь мир тогда признал наше первенство в космосе (за исключением нескольких отморозков отечественного разлива, появившихся с недавнего времени в Интернете).
Я закончил свой рассказ на триумфальной встрече Гагарина в Москве. Далее у него было ещё семь лет жизни, в которые вошли многочисленные поездки по различным странам, где его также восторженно, как и на Родине, встречали люди; приемы у коронованных особ и президентов, многочисленные интервью и фотосессии, как следствие - "звездная болезнь", которую быстро излечил суровый генерал, бывший "сталинский сокол", а в то время непосредственный начальник и наставник; потом учеба в Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского, которую он закончил в феврале 1968 года; тренировки по программе "Союз" и гибель друга в первом полете этого корабля (Гагарин был дублером Комарова); прижизненный бюст на Аллее космонавтов в Москве (автора данных строк в ноябре 1967 года принимали в пионеры около этого бюста) и, наконец, трагический полет на истребителе МиГ-15 УТИ 27 марта 1968 года.
На этом я закончу историю первого героя моего повествования. Для продолжения рассказа нам следует перенестись через океан в Соединенные Штаты Америки.
Полет Алана Шепарда на корабле "Фридом-7" ("Меркурий-Редстоун-3").
Астронавт Эдвин Олдрин так говорил, почему Алан Шепард стал первым американцем в космосе: "Вообще, - сказал он - хотели послать обезьяну, но в НАСА пришла куча писем в защиту прав животных, а в защиту Шепарда не пришло ни одного письма. Вот он и полетел".
Как говорится: в каждой шутке есть доля шутки. У американцев долго не ладилось приспособление баллистической ракеты-носителя "Атлас" в качестве носителя космического корабля типа "Меркурий".
Время шло, результаты были не очень хорошие, и тогда в НАСА вспомнили о предложении Вернера фон Брауна приспособить баллистическую ракету "Юпитер-С" из семейства ракет "Редстоун" для суборбитальных полетов корабля "Меркурий", что и было сделано в 1960 году.
Первой попыткой запустить космический корабль с этой ракетой был запуск 21 ноября 1960 года с мыса Канаверал миссии "Меркурий-Редстоун-1". Однако запуск потерпел неудачу, и стал известен как "четырехдюймовый полет". Двигатели ракеты заглохли сразу после старта. Ракета поднялась только 4 дюйма (10 см) и опустилась на стартовый стол. Она покачалась немного, но осталась вертикальной и не взорвалась. Сразу после остановки двигателей "Редстоуна", сработали двигатели САС " Меркурия" и башня улетела, оставив капсулу прикрепленной к ракете. Башня САС поднялась до высоты 1200 м и приземлилась на расстоянии 370 м от стартового стола. Спустя три секунды после срабатывания двигателей САС, капсула выстрелила тормозной парашют; затем выпали главный и запасной парашюты, и вышла радио-антенна.
После выявления причин аварии капсула "Меркурий" была отремонтирована и соединена с новой ракетой-носителем, которая была запущена как "Меркурий-Редстоун-1А". Это произошло 19 декабря 1960 года. Основная задача этого беспилотного суборбитального полета состояла в том, чтобы протестировать и подготовить корабль и все системы к космическому полёту шимпанзе (на "Меркурий-Редстоун-2"). Капсула "Меркурия" достигла высоты 210 км и пролетела 378 км. Космический корабль приводнился в Атлантическом океане и был поднят кораблями поисково-спасательной службы. Полет был признан полностью успешным, хотя и проходил по слишком крутой траектории с чрезмерными для организма человека перегрузками.
Следующий полет по программе "Меркурий" состоялся 31 января 1961 года на корабле "Меркурий-Редстоун-2" с шимпанзе по имени Хэм на борту (в этот раз на борту корабля была система жизнеобеспечения).
Во время старта угол наклона траектории превысил расчетный, что привело к срабатыванию системы аварийного спасения с утратой при этом тормозной двигательной установки. Все-таки капсула благополучно приводнилась, правда в 130 милях от запланированного места. При посадке Хэм перенес перегрузку в 14,7G - почти на 3 G больше, чем было запланировано. Во время полета было зафиксировано падение давления кислорода в кабине, но Хэма защитил от этого индивидуальный скафандр. Кроме того после посадки капсула стала пропускать внутрь морскую воду (к моменту подъема капсулы на борт корабля набралось уже около 360 кг). Но, несмотря на все это, когда корабль был открыт, все увидели, что Хэм был в хорошем состоянии и с готовностью принял яблоко и половину апельсина.
Из-за большого количества сбоев во время полета, корабль "Меркурий" все еще не был готов к пилотируемому полету. Полёт "Меркурий-Редстоун-3" был отложен как для модернизации корабля, так и ракеты-носителя. Решался вопрос - кому лететь следующим: человеку или обезьяне. Так что, в анекдоте, приведенном мной в начале этой главы есть доля истины. Промежуток заполнили испытательными полетами "Литл-Джо-5А" 18 марта 1961 года и "Литл-Джо-5В" 28 апреля 1961 года , во время которых тестировалась система аварийного спасения, и полетом "Меркурий-Редстоун-BD" 24 марта 1961 года с упрощенным макетом корабля "Меркурий", в котором тестировались все переделки корабля после полета с шимпанзе. Полет был признан успешным (несмотря на то, что посадка корабля не планировалась) и открыл дорогу к полету человека. Параллельно продолжались испытательные пуски корабля "Меркурий" с ракетой "Атлас", не принесшие, правда, в то время ощутимых успехов. А тут ещё русские запустили первого человека в космос.
Так что Алан Шепард, стартовавший в космос 5 мая 1961 года стал всего-лишь "первым американцем, побывавшим в космосе", что, конечно, не умаляет его мужества и героизма.
Существенной особенностью доработанного корабля "Меркурий" являлось широкое использование резервного ручного управления. Так, важнейшие команды управления кораблём - аварийное прекращение полёта с использованием системы аварийного спасения, ручная ориентация, включение тормозного двигателя, ввод парашютов, могли быть выданы непосредственно астронавтом (хотя в номинальном режиме выполнялись автоматически). В целом капсулы "Меркурий" не превосходили, а в чем-то и уступали по техническому совершенству кораблям "Восток".
За два часа до запланированного времени старта Шепард разместился в кабине капсулы "Фридом-7" (первый отряд американских астронавтов насчитывал семь человек и поэтому они решили, что в названии каждого корабля будет цифра семь).
Старт состоялся 5 мая 1961 года в 9 час 34 мин, его наблюдали примерно 45 миллионов телезрителей в США. Как и Гагаринское "Поехали", слова Шепарда во время старта "Dont fuck up, Shepard…" тоже стали популярными (правда только у летчиков).
На старте максимальная перегрузка составила 6,3 G. Двигатели ракеты отключились через 2 мин 22 сек после старта. К трёхминутной отметке система ориентации автоматически развернула "Фридом-7", подготовив корабль ко входу в атмосферу.
Шепард получил возможность проверить ручное управление, и совершил несколько импульсов ориентации космического корабля. Затем он начал наблюдение за поверхностью Земли и установил, что в состоянии различить сквозь облака побережье, острова и крупные озёра, но с трудом обнаруживал города.
Перед тем, как автоматические системы взяли контроль за посадкой, Шепард вручную испытал тормозную двигательную установку, необходимую для схода с орбиты в будущих полётах, сообщив, что процесс проходит гладко и по его ощущениям корабль полностью управляем. Спуск произошел быстрее, чем предполагалось, но парашюты вышли, как планировалось: тормозной на высоте ~6,4 км и основной ~3,0 км. Через несколько минут после приводнения прибыл спасательный вертолет, он приподнял спускаемую капсулу, Шепард выбрался через люк и перебрался в вертолёт, который доставил его и капсулу на борт авианосца "Лейк Шамплейн". С момента посадки на воду до подъёма на борт авианосца прошло всего 11 минут.
Встреча Алана Шепарда в США поразительно напоминала встречу Гагарина в СССР: тот же восторг, тот же неподдельный энтузиазм. Ну как же иначе - это ведь был только второй полет в космос в истории человечества.
Судьба была более благосклонна к Шепарду, нежели к Гагарину. Она дала ему и больший срок жизни, и возможность второй раз полететь в космос, причем не просто в космос, а на Луну. Однако, не все в его жизни было гладко. В 1963 году он дублер Гордона Купера в полете "Меркурий-Атлас-9" (к тому времени американцы уже "приручили" строптивую ракету Атлас), его полет на корабле "Фридом-7-2" ("Меркурий-Атлас-10") в том же году был отменен в связи с закрытием программы "Меркурий". Но он готовится полететь на новом космическом корабле "Джемини" вместе с Томасом Стаффордом, но тут у него обнаруживается болезнь Меньера (болезнь уха, нарушающая работу вестибулярного аппарата), закрывающая ему дорогу в космос. Вместо него и Стаффорда на "Джемини-3" летят Гриссом и Янг. Долгие годы он занимается кабинетной работой в НАСА, пока после успешной операции на ушной полости и восстановления летного статуса, не возвращается к подготовке к новым полетам. В 1971 году, в свои 47 лет, Алан Шепард - командир корабля "Аполлон-14", который стал успешной американской экспедицией на Луну после аварии на "Аполлоне-13". Любитель гольфа - Шепард, сыграл в свою любимую игру и на Луне, сделав два удара по мячам специальной клюшкой, которая в другое время служила ручкой для инструментов.
В 1971 году Алан Шепард был делегатом Генеральной ассамблеи ООН. В 1971 он получил степень доктора естественных наук в Университете Майами, а в 1972 - степень доктора гуманитарных наук от Франклин Пирс колледжа. Шепард скончался 21 июля 1998 года на 75-м году жизни от лейкемии в госпитале города Монтерей.
Вот такие они - два первопроходца космоса. Один стал легендой, символом страны, ему поставлены памятники, о нем написаны книги и сняты кинофильмы. Второй прожил жизнь более камерно, в 1994 году совместно с двумя журналистами издал книгу "Полёт на Луну: Внутренняя история американской лунной гонки" (в том же году по книге был создан одноимённый документальный фильм). Автор этой статьи видел историю о нем (в числе других историй) в художественном фильме "С Земли до Луны". Прах одного похоронен в Кремлевской стене на Красной площади в Москве, прах другого развеян над морем вместе с прахом жены, пережившей его всего на пять недель. Такие разные люди, но в то же время одинаково принадлежащие теперь истории человечества. Два первопроходца космоса.
На этом все. Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания пишите в комментариях, которые открыты для всех желающих. Автор очень ценит обратную связь с читателями.