Суть спора: Общество обратился в суд с требованием к Административному органу о признании предписания недействительным.
Решение суда:
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования Общества.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении требования Общества.
Суд кассационной инстанции оставил постановление суда апелляционной инстанции без изменений.
Фабула дела:
Обществом осуществлялась деятельность по сбору и транспортировке отходов с помощью судов во внутренних морских водах.
Административным органом проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлена, что указанная деятельность общества осуществляется в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы. Административный орган, по итогам проведенной проверки, вынес предписание, в котором обязал Общество получить положительное заключения государственной экологической экспертизы.
Общество не согласилось с позицией Административного органа и обратилось с жалобой в ведомственном порядке, однако жалоба осталась без удовлетворения. В своей жалобе Общество ссылалось на то, что деятельность по транспортированию отходов не требует положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с требованием к Административному органу о признании предписания недействительным.
Правовое обоснование:
1.Как следует из статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении вышеуказанной деятельности, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
2.Согласно пункту 6 статьи 30 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» одним из видов нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе является реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
3.Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» установлено, что государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.
4.Суд апелляционной инстанции, не согласившись с судом первой инстанции, пришел к выводу что, хозяйственная и иная деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море может осуществлять только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, объектом которой являются документы и (или) документация, обосновывающие планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Целью данной экспертизы является выявление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности установленным экологическим требованиям.
5.Суд апелляционной инстанции также пришел к выводу, что факт получения Обществом лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов не взаимосвязан с вопросом получения положительного заключения государственной экологической объектом экспертизы в соответствии с приведенными требованиями федерального законодательства.
Резюме суда:
Требование о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы обусловлено не только определенными видами хозяйственной деятельности, но и осуществлением иной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море.