Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (1775-1851) — один из величайших британских живописцев, чьи произведения пленяют драматизмом и игрой света. Хотя он писал и исторические сцены, настоящую славу ему принесли морские виды, передающие как завораживающую красоту, так и беспощадную мощь стихии. В семье его называли Уильям или просто Билл, но в художественном мире он стал известен по инициалам, которыми подписывал свои полотна.
Еще будучи мальчиком, он раскрашивал гравюры, которые его отец с гордостью выставлял в своём магазине. Между ними сложились тёплые, доверительные отношения, и впоследствии отец стал верным помощником сына. Мать Тёрнера страдала психическим заболеванием: в 1800 году её поместили в госпиталь святой Марии Вифлеемской — зловещий приют с мрачной репутацией, а спустя четыре года она скончалась.
В четырнадцать лет Уильям Тёрнер поступил в школу при Королевской академии художеств, где быстро проявил себя как одарённый ученик. Его талант не остался незамеченным: уже в 1790 году Академия представила его первую акварель ("Вид на дворец архиепископа, Ламбет"), а спустя шесть лет была выставлена его первая картина, написанная маслом.
Художественный мир воспринял его как восходящую звезду, и в 1799 году Тернера избрали членом-корреспондентом Академии, а в 1802 году — её полноправным членом. Интересно, что в истории Академии лишь одному человеку удалось достичь этого звания в ещё более юном возрасте — Томасу Лоуренсу.
Стремление к саморазвитию вело Тёрнера вперёд. Он всегда старался получить дополнительное образование и даже некоторое время учился у художника Томаса Малтона, художника-топографа. Хотя строгая геометрия работ Малтона мало напоминала свободный, экспрессивный стиль Тёрнера, Уильям позже отзывался об учителе с искренним уважением, называя его "единственным наставником". Возможно, именно у него он почерпнул понимание перспективы и тонкости подготовки рисунков для гравюры.
Томас Малтон активно использовал технику акватинты — разновидность гравюры, по тональности напоминающую акварель. Это направление привлекло внимание Тёрнера, который видел в нём не только художественные возможности, но и перспективу прибыли.
Стремясь расширить свои навыки, Тёрнер также посещал неофициальную академию доктора Томаса Монро — личного врача короля, коллекционера и художника-любителя. Монро щедро предоставлял молодым художникам возможность копировать акварели из своей обширной коллекции.
Тёрнер позже вспоминал эти годы с теплотой, отмечая, что создавал "рисунки для доброго доктора Монро за полкроны за штуку плюс ужин". В коллекции врача были работы таких мастеров, как Джон Козенс, Эдвард Дейес и Томас Херн. Особенно сильно на Тёрнера повлиял Козенс, который наглядно показал, как с помощью тончайших мазков можно создавать сложные градации тона и чёткие контуры.
Акварель в этот период стремительно набирала популярность в Англии, чему способствовало развитие художественных технологий. В 1804 году в Лондоне появилось Общество акварелистов, однако в Королевской академии этот жанр долгое время считался второстепенным — его сравнивали с "подкрашенным рисунком", а акварели на выставках размещали "на небесах", то есть как можно выше на стенах. Тем не менее Тёрнер способствовал росту престижа акварели, используя более крупные форматы, чем его современники, и добиваясь уникальных эффектов света и цвета.
Одна из сохранившихся коробок с акварелью даёт представление о его предпочтениях в красках. Он использовал как традиционные пигменты — венецианский красный, натуральную сиену и охру, так и новейшие на тот момент оттенки, такие как кобальтовый синий и хром жёлтый. Однако в его палитре встречались и нестойкие краски, быстро выцветающие со временем: гуммигут, кверцитрон и кармин.
Акварель неизменно сопровождала Тёрнера в его многочисленных путешествиях, которые стали неотъемлемой частью его творческого пути. В отличие от Джона Констебла, чьи пейзажи отражали преимущественно родные места, Тёрнер находил вдохновение в дорогах и дальних уголках. Уже в 1790-х годах он побывал в самых живописных регионах Британии: Бат, Бристоль, Северный Уэльс, Мидлендс, Озёрный край и Шотландия — все эти места оставили отпечаток в его эскизных альбомах.
Тёрнер уделял особое внимание топографически значимым видам, многие из которых становились акварелями, заказанными частными коллекционерами. Однако он также создавал зарисовки, которые могли представлять интерес для широкой аудитории — художник понимал, что со временем их можно превратить в гравюры и успешно продать. Следуя вкусу эпохи, он обращал внимание на живописные руины замков и аббатств, прекрасно вписывающиеся в романтическую эстетику и пользующиеся популярностью у покупателей.
Творчество Тёрнера неизменно привлекало внимание Королевской Академии, где выставлялись его самые значимые произведения. В то время историческая живопись считалась вершиной художественного мастерства, тогда как пейзажная живопись оставалась в тени. Тёрнер решил преодолеть этот барьер, вдохновляясь работами Пуссена и Клода Лоррена.
Следуя их примеру, он превращал свои пейзажи в масштабные исторические полотна, добавляя на передний план знаковые элементы. Так, в его картине "Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы" мощь природы играет главную роль, а буря, бушующая над горами, затмевает даже присутствие легендарного полководца.
В 1802 году, воспользовавшись короткой передышкой в наполеоновских войнах, Тёрнер отправился на континент, посетив Францию и Швейцарию. Помимо пленэрных зарисовок, он провёл немало времени в Лувре, который в те годы был буквально переполнен произведениями искусства, вывезенными Наполеоном из музеев всей Европы.
Это путешествие стало для Тёрнера редкой возможностью изучить шедевры старых мастеров, и он с жадностью заполнял альбомы эскизами и заметками о полотнах Тициана, Пуссена, Караваджо, Рембрандта и Рубенса.
Несмотря на популярность на академических выставках, Тёрнеру этого было недостаточно. В 1804 году он открыл собственную галерею в Лондоне, неподалеку от своей студии на Харли-стрит. Здесь художник демонстрировал акварели и незаконченные полотна, нередко снабжая их словом "эскиз" в названии.
Необычайная продуктивность Тернера поражает даже по современным меркам. Об этом свидетельствует количество сохранившихся альбомов с его зарисовками — их насчитывается около трёхста. Этот невероятный объём работы говорит не только о его трудолюбии, но и о непрекращающемся стремлении исследовать свет, цвет и движение в живописи.
Тёрнер был человеком скрытным и порой предпочитал оставаться в тени, используя вымышленные имена, чтобы избежать лишнего внимания. В 1807 году он воплотил в жизнь собственный архитектурный проект, построив виллу в Туикенеме, недалеко от Лондона. Этот уединенный уголок стал его тихой гаванью, где он прожил двадцать лет вместе с отцом, вдали от суеты художественного мира.
Хотя Тёрнер никогда не состоял в официальном браке, в его жизни было несколько долгих романтических связей. Особенно примечательны его отношения с вдовой Сарой Дэнби, которая, как считается, родила ему двоих дочерей.
Тёрнер не ограничивался сюжетами из далекого прошлого — он находил вдохновение и в современной истории. Морские баталии, подвиги адмирала Нельсона и драматические сцены гибнущих кораблей находили отражение в его работах. Одной из самых известных картин, посвященных Трафальгарскому сражению, стал "Последний рейс корабля "Отважный", исполненный в меланхоличном и почти призрачном стиле.
С годами увлечение Тёрнера светом и стихийными силами природы только усилилось. Легенда гласит, что перед созданием "Снежной бури — пароход выходит из гавани, подавая сигналы на мелководье и измеряя глубину лотом" художник велел привязать себя к мачте во время шторма, чтобы прочувствовать реальную мощь стихии. Этот опыт отразился в вихреобразной композиции картины, где формы словно растворяются в бурлящей массе света и цвета.
К 1840-м годам Тёрнер всё больше уходил в себя, становясь настоящим отшельником. Его здоровье ухудшалось, но он продолжал работать до последнего. В 1851 году художник скончался от холеры и был погребён в Соборе Святого Павла в Лондоне.
Его завещание стало поводом для многолетних судебных разбирательств — он передал государству бесценное собрание: три сотни картин маслом и около девятнадцати тысяч рисунков и акварелей. Сегодня значительная часть его наследия хранится в лондонской галерее Тейт, где его искусство продолжает вдохновлять новые поколения.
***
Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.
Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: