Найти в Дзене
Infinita Book

Уильям Тёрнер: мастер стихий + 14 картин

Автопортрет, 1799 г., Британская галерея Тейт, Лондон
Автопортрет, 1799 г., Британская галерея Тейт, Лондон

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (1775-1851) — один из величайших британских живописцев, чьи произведения пленяют драматизмом и игрой света. Хотя он писал и исторические сцены, настоящую славу ему принесли морские виды, передающие как завораживающую красоту, так и беспощадную мощь стихии. В семье его называли Уильям или просто Билл, но в художественном мире он стал известен по инициалам, которыми подписывал свои полотна.

Еще будучи мальчиком, он раскрашивал гравюры, которые его отец с гордостью выставлял в своём магазине. Между ними сложились тёплые, доверительные отношения, и впоследствии отец стал верным помощником сына. Мать Тёрнера страдала психическим заболеванием: в 1800 году её поместили в госпиталь святой Марии Вифлеемской — зловещий приют с мрачной репутацией, а спустя четыре года она скончалась.

"Вид на дворец архиепископа, Ламбет", 1790 г., Художественный музей Индианаполиса
"Вид на дворец архиепископа, Ламбет", 1790 г., Художественный музей Индианаполиса

В четырнадцать лет Уильям Тёрнер поступил в школу при Королевской академии художеств, где быстро проявил себя как одарённый ученик. Его талант не остался незамеченным: уже в 1790 году Академия представила его первую акварель ("Вид на дворец архиепископа, Ламбет"), а спустя шесть лет была выставлена его первая картина, написанная маслом.

Художественный мир воспринял его как восходящую звезду, и в 1799 году Тернера избрали членом-корреспондентом Академии, а в 1802 году — её полноправным членом. Интересно, что в истории Академии лишь одному человеку удалось достичь этого звания в ещё более юном возрасте — Томасу Лоуренсу.

"Рыбак в море", 1796 г., Британская галерея Тейт, Лондон
"Рыбак в море", 1796 г., Британская галерея Тейт, Лондон

Стремление к саморазвитию вело Тёрнера вперёд. Он всегда старался получить дополнительное образование и даже некоторое время учился у художника Томаса Малтона, художника-топографа. Хотя строгая геометрия работ Малтона мало напоминала свободный, экспрессивный стиль Тёрнера, Уильям позже отзывался об учителе с искренним уважением, называя его "единственным наставником". Возможно, именно у него он почерпнул понимание перспективы и тонкости подготовки рисунков для гравюры.

Томас Малтон активно использовал технику акватинты — разновидность гравюры, по тональности напоминающую акварель. Это направление привлекло внимание Тёрнера, который видел в нём не только художественные возможности, но и перспективу прибыли.

"Голландские лодки в бурю. Рыбаки перекладывают рыбу на корабль", 1801 г., частная коллекция
"Голландские лодки в бурю. Рыбаки перекладывают рыбу на корабль", 1801 г., частная коллекция

Стремясь расширить свои навыки, Тёрнер также посещал неофициальную академию доктора Томаса Монро — личного врача короля, коллекционера и художника-любителя. Монро щедро предоставлял молодым художникам возможность копировать акварели из своей обширной коллекции.

Тёрнер позже вспоминал эти годы с теплотой, отмечая, что создавал "рисунки для доброго доктора Монро за полкроны за штуку плюс ужин". В коллекции врача были работы таких мастеров, как Джон Козенс, Эдвард Дейес и Томас Херн. Особенно сильно на Тёрнера повлиял Козенс, который наглядно показал, как с помощью тончайших мазков можно создавать сложные градации тона и чёткие контуры.

"Пирс Кале", 1803 г., Лондонская национальная галерея
"Пирс Кале", 1803 г., Лондонская национальная галерея

Акварель в этот период стремительно набирала популярность в Англии, чему способствовало развитие художественных технологий. В 1804 году в Лондоне появилось Общество акварелистов, однако в Королевской академии этот жанр долгое время считался второстепенным — его сравнивали с "подкрашенным рисунком", а акварели на выставках размещали "на небесах", то есть как можно выше на стенах. Тем не менее Тёрнер способствовал росту престижа акварели, используя более крупные форматы, чем его современники, и добиваясь уникальных эффектов света и цвета.

Одна из сохранившихся коробок с акварелью даёт представление о его предпочтениях в красках. Он использовал как традиционные пигменты — венецианский красный, натуральную сиену и охру, так и новейшие на тот момент оттенки, такие как кобальтовый синий и хром жёлтый. Однако в его палитре встречались и нестойкие краски, быстро выцветающие со временем: гуммигут, кверцитрон и кармин.

"Трафальгарское сражение, вид с вантов бизань-мачты по правому борту корабля "Виктори", ок. 1808 г., Британская галерея Тейт, Лондон
"Трафальгарское сражение, вид с вантов бизань-мачты по правому борту корабля "Виктори", ок. 1808 г., Британская галерея Тейт, Лондон

Акварель неизменно сопровождала Тёрнера в его многочисленных путешествиях, которые стали неотъемлемой частью его творческого пути. В отличие от Джона Констебла, чьи пейзажи отражали преимущественно родные места, Тёрнер находил вдохновение в дорогах и дальних уголках. Уже в 1790-х годах он побывал в самых живописных регионах Британии: Бат, Бристоль, Северный Уэльс, Мидлендс, Озёрный край и Шотландия — все эти места оставили отпечаток в его эскизных альбомах.

Тёрнер уделял особое внимание топографически значимым видам, многие из которых становились акварелями, заказанными частными коллекционерами. Однако он также создавал зарисовки, которые могли представлять интерес для широкой аудитории — художник понимал, что со временем их можно превратить в гравюры и успешно продать. Следуя вкусу эпохи, он обращал внимание на живописные руины замков и аббатств, прекрасно вписывающиеся в романтическую эстетику и пользующиеся популярностью у покупателей.

"Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы", 1812 г., Британская галерея Тейт, Лондон
"Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы", 1812 г., Британская галерея Тейт, Лондон

Творчество Тёрнера неизменно привлекало внимание Королевской Академии, где выставлялись его самые значимые произведения. В то время историческая живопись считалась вершиной художественного мастерства, тогда как пейзажная живопись оставалась в тени. Тёрнер решил преодолеть этот барьер, вдохновляясь работами Пуссена и Клода Лоррена.

Следуя их примеру, он превращал свои пейзажи в масштабные исторические полотна, добавляя на передний план знаковые элементы. Так, в его картине "Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы" мощь природы играет главную роль, а буря, бушующая над горами, затмевает даже присутствие легендарного полководца.

"Дидона, основательница Карфагена", 1815 г., Лондонская национальная галерея
"Дидона, основательница Карфагена", 1815 г., Лондонская национальная галерея

В 1802 году, воспользовавшись короткой передышкой в наполеоновских войнах, Тёрнер отправился на континент, посетив Францию и Швейцарию. Помимо пленэрных зарисовок, он провёл немало времени в Лувре, который в те годы был буквально переполнен произведениями искусства, вывезенными Наполеоном из музеев всей Европы.

Это путешествие стало для Тёрнера редкой возможностью изучить шедевры старых мастеров, и он с жадностью заполнял альбомы эскизами и заметками о полотнах Тициана, Пуссена, Караваджо, Рембрандта и Рубенса.

"Извержение Везувия", 1817 г., Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен, Коннектикут
"Извержение Везувия", 1817 г., Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен, Коннектикут

Несмотря на популярность на академических выставках, Тёрнеру этого было недостаточно. В 1804 году он открыл собственную галерею в Лондоне, неподалеку от своей студии на Харли-стрит. Здесь художник демонстрировал акварели и незаконченные полотна, нередко снабжая их словом "эскиз" в названии.

Необычайная продуктивность Тернера поражает даже по современным меркам. Об этом свидетельствует количество сохранившихся альбомов с его зарисовками — их насчитывается около трёхста. Этот невероятный объём работы говорит не только о его трудолюбии, но и о непрекращающемся стремлении исследовать свет, цвет и движение в живописи.

"Улисс насмехается над Полифемом", 1829 г., Лондонская национальная галерея
"Улисс насмехается над Полифемом", 1829 г., Лондонская национальная галерея

Тёрнер был человеком скрытным и порой предпочитал оставаться в тени, используя вымышленные имена, чтобы избежать лишнего внимания. В 1807 году он воплотил в жизнь собственный архитектурный проект, построив виллу в Туикенеме, недалеко от Лондона. Этот уединенный уголок стал его тихой гаванью, где он прожил двадцать лет вместе с отцом, вдали от суеты художественного мира.

Хотя Тёрнер никогда не состоял в официальном браке, в его жизни было несколько долгих романтических связей. Особенно примечательны его отношения с вдовой Сарой Дэнби, которая, как считается, родила ему двоих дочерей.

"Пожар в верхней и нижней палате английского парламента", 1835 г., Художественный музей Филадельфии
"Пожар в верхней и нижней палате английского парламента", 1835 г., Художественный музей Филадельфии

Тёрнер не ограничивался сюжетами из далекого прошлого — он находил вдохновение и в современной истории. Морские баталии, подвиги адмирала Нельсона и драматические сцены гибнущих кораблей находили отражение в его работах. Одной из самых известных картин, посвященных Трафальгарскому сражению, стал "Последний рейс корабля "Отважный", исполненный в меланхоличном и почти призрачном стиле.

"Последний рейс корабля "Отважный", 1839 г., Лондонская национальная галерея
"Последний рейс корабля "Отважный", 1839 г., Лондонская национальная галерея

С годами увлечение Тёрнера светом и стихийными силами природы только усилилось. Легенда гласит, что перед созданием "Снежной бури — пароход выходит из гавани, подавая сигналы на мелководье и измеряя глубину лотом" художник велел привязать себя к мачте во время шторма, чтобы прочувствовать реальную мощь стихии. Этот опыт отразился в вихреобразной композиции картины, где формы словно растворяются в бурлящей массе света и цвета.

"Снежная буря — пароход выходит из гавани, подавая сигналы на мелководье и измеряя глубину лотом", 1842 г., Британская галерея Тейт, Лондон
"Снежная буря — пароход выходит из гавани, подавая сигналы на мелководье и измеряя глубину лотом", 1842 г., Британская галерея Тейт, Лондон

К 1840-м годам Тёрнер всё больше уходил в себя, становясь настоящим отшельником. Его здоровье ухудшалось, но он продолжал работать до последнего. В 1851 году художник скончался от холеры и был погребён в Соборе Святого Павла в Лондоне.

"Дождь, пар и скорость", 1844 г., Лондонская национальная галерея
"Дождь, пар и скорость", 1844 г., Лондонская национальная галерея

Его завещание стало поводом для многолетних судебных разбирательств — он передал государству бесценное собрание: три сотни картин маслом и около девятнадцати тысяч рисунков и акварелей. Сегодня значительная часть его наследия хранится в лондонской галерее Тейт, где его искусство продолжает вдохновлять новые поколения.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: