Найти тему
Infinita Book

Каналетто: волшебный дух Венеции + 8 картин

"Возвращение Бучинторо в праздник вознесения", 1727-1732 гг., Королевская коллекция, Виндзорский замок, Англия
"Возвращение Бучинторо в праздник вознесения", 1727-1732 гг., Королевская коллекция, Виндзорский замок, Англия

Ни один художник не сумел запечатлеть прекрасные мотивы и волшебную атмосферу Венеции так живо, как это сделал Каналетто (1697-1768). Его произведения были востребованы ещё при жизни мастера и оставались вне времени. Джованни Антонио Каналь появился на свет в Венеции в октябре 1697 года. Его отец, Бернардо, был уважаемым театральным художником-декоратором; Антонио получил первые уроки искусства в отцовской мастерской. Там он взял псевдоним Каналетто ("маленький Каналь"), чтобы избежать путаницы с Бернардо.

Несколько лет Каналетто отработал в качестве помощника своего отца. В период с 1716 по 1718 годы он участвовал в оформлении сцен опер, созданных венецианским композитором Антонио Вивальди. Затем молодой художник отправился в Рим, где взялся за декорации для опер Алессандро Скарлатти. Этот период стал важным этапом в творческой биографии Каналетто.

"Площадь Сан-Марко, обращенная на восток вдоль центральной линии", около 1723 г., Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
"Площадь Сан-Марко, обращенная на восток вдоль центральной линии", около 1723 г., Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

В Риме он овладел искусством создания перспективы и композиции, способной объединить множество деталей в единую гармонию. Проекты, реализованные им в начальный период творчества, наложили яркий отпечаток на его стиль. Несмотря на насыщенность и динамику сцен, выполненных Каналетто, у зрителя всегда появлялось ощущение, что он смотрит на них с отдаления. Одним из наиболее впечатляющих проявлений его мастерства стали панорамы с небольшими деталями на переднем плане, которые придавали картинам особую глубину и реализм.

Побывав в Риме, Каналетто поработал над несколькими изображениями городских архитектурных объектов, возможно, уже тогда предвкушая изменения в своём художественном подходе. В 1720 году его имя было внесено в список членов гильдии художников Венеции, а новый этап его творчества можно отнести приблизительно к тому же периоду.

"Гранд-канал, выходящий на восток от Кампо Сан-Вио", около 1723 г., Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
"Гранд-канал, выходящий на восток от Кампо Сан-Вио", около 1723 г., Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

Каналетто воплощал в жизнь пейзажи как реалистические, так и фантазийные: одним из его первых датированных заказов (1722 год) стала серия аллегорических изображений гробниц великих личностей Англии. Этот заказ Каналетто получил через посредника — бывшего театрального деятеля Оуэна Суини, который стал для него надежным источником заказов впоследствии. Почти все работы он продавал через личные связи, а не представлял на выставках.

Каналетто был одним из ярких представителей каприччо. Термин "каприччо" происходит от итальянского слова "каприз", обозначая картину с вымышленным сюжетом. Как правило, каприччо представляет собой смешение архитектурных элементов из разных мест на фоне реального или выдуманного пейзажа. Этот тип живописи был особенно популярен в XVIII веке.

Каприччо были любимы итальянцами, а затем их полюбили и туристы, открыв для Каналетто новый рынок сбыта. Фантазийные сюжеты и изобретательность композиции каприччо предоставляли художнику возможность раскрыть свой виртуозный талант.

"Двор каменщиков", 1727 г., Лондонская национальная галерея
"Двор каменщиков", 1727 г., Лондонская национальная галерея

С течением времени Каналетто перешёл к созданию ведут — детальных изображений повседневной городской жизни и окружения. Невероятное внимание к деталям было характерно для ранних работ Каналетто, включая знаменитую картину "Двор каменщиков". На этой картине художник изобразил не только облупившуюся штукатурку домов и грязные балконы с высохшими на них простынями, но и деревянный сарай, где обрабатывали каменную глыбу. Хотя картина была создана для итальянского заказчика, вскоре после этого Каналетто открыл для себя новый огромный и доходный рынок — зажиточные английские аристократы отправлялись в Гран-тур.

Это была эпоха, когда сыновей богатых аристократов отправляли на образовательные туры по континенту, зачастую в сопровождении гида или наставника. Их маршрут длился год и включал Францию, Голландию, Альпы, а завершался великолепной Италией. Для многих путешествие было просто поиском приключений, но для более осмысленных путешественников оно становилось настоящим погружением в историю и культуру.

Вернувшись домой, они привозили с собой не только воспоминания, но и коллекции драгоценных сувениров — античные статуэтки, портреты на фоне исторических памятников или живописные виды кисти Каналетто. Его работы становились не только прекрасным напоминанием о пройденном пути, но и символом богатства и просвещённости их владельцев.

"Вход в Гранд-канал, Венеция", около 1730 г., Музей изящных искусств, Хьюстон
"Вход в Гранд-канал, Венеция", около 1730 г., Музей изящных искусств, Хьюстон

Поток туристов в Европу начался с небольшого ручейка в 1650-х годах, но с течением времени стал мощным потоком. Италия всегда притягивала множество путешественников. Те, кто стремился к античным чудесам, направлялись в Рим, а жаждущие развлечений и праздника оказывались в Венеции: город славился своими балами-маскарадами, празднествами и разнообразными развлечениями. Венецианские игорные дома, известные как ридотти, притягивали всех, от богатых аристократов до куртизанок, становясь идеальным местом для тайных свиданий; Венеция получила прозвище "борделя Европы".

Во время карнавалов в Венеции город оживал, будто окутанный волшебной пеленой, привлекая как местных жителей, так и приезжих, готовых отдаться вихрю веселья, часто сопровождаемому безумством и беспорядком. Скрывая свои лица за масками, жители и гости глубоко погружались в праздничную атмосферу.

"Вид на Риальто, Венеция", 1734-1735 гг., Музей сэра Джона Соуна, Лондон
"Вид на Риальто, Венеция", 1734-1735 гг., Музей сэра Джона Соуна, Лондон

Путешественница и писательница Мэри Монтегю называла английских туристов в Венеции "величайшими болванами в природе". Но это были болваны с набитыми кошельками, готовые приобрести дорогие сувениры на память о своих приключениях. Самые образованные среди них выбирали картины с видами города, и Каналетто с радостью удовлетворял этот спрос.

Единственной проблемой был языковой барьер, так как многие туристы были приверженцами своего родного английского языка. Для преодоления этой проблемы Каналетто часто обращался к агентам, среди которых самым важным был Джозеф Смит, британский консул в Венеции, который представил художника самым прославленным клиентам. Сам Смит заказал у Каналетто несколько работ и успешно продал их английскому королю Георгу III.

"Большой канал в Венеции от Палаццо Флангини до Кампо Сан-Маркуола", около 1738 г., Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес
"Большой канал в Венеции от Палаццо Флангини до Кампо Сан-Маркуола", около 1738 г., Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес

Каналетто адаптировал свой стиль, чтобы удовлетворить запросы английских заказчиков, начав создавать наиболее востребованные среди туристов виды города и важные городские события. Он использовал яркие и насыщенные краски, чтобы придать своим картинам теплоту и солнечное настроение, даже если на самом деле это были зимние сцены.

Каналетто прибегал к различным художественным трюкам, делая свои картины более привлекательными для публики. Иногда он корректировал контуры или пропорции зданий, чтобы сделать каналы более прямыми, или добавлял на полотно архитектурные элементы, которых в реальности не существовало. Спрос на его произведения рос, и вместе с ним рос и его финансовый успех; Каналетто становился всё более известным, и цены на его работы выросли в четыре раза. Он брал на себя так много заказов и создавал так много картин, что у публики начали возникать вопросы о его методах работы. Некоторые предполагали, что он использовал камеру-обскуру или имел команду помощников.

"Регата на Большом канале", около 1740 г., Лондонская национальная галерея
"Регата на Большом канале", около 1740 г., Лондонская национальная галерея

В течение двух десятилетий Каналетто пользовался огромным успехом, но его положение ухудшилось, когда вспыхнула война за австрийское наследство в 1740-1748 годах. Англичане стали реже отправляться на континент, и поток заказов иссяк. В 1746 году художник принял решение переехать в Англию и, за исключением редких поездок в Венецию, прожил там десять лет.

Сначала он поразил всех своим талантом, создавая изысканные полотна для герцога Ричмонда, но со временем качество его работ начало ухудшаться, что даже привело к слухам о том, что "Каналетто" в Англии — это подделка. Вернувшись в Венецию в 1756 году, он продолжал работать и был принят в Венецианскую Академию, однако так и не смог вернуться к тому величию, которым он пользовался в лучшие времена. Художник скончался в Венеции в 1768 году.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:

Сбор на подарок

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями:

#венеция #каналетто #картины #музеи #художники #искусство #пейзаж