Тот рабочий день был каким-то суматошным: вроде и пациентов было записано не так много, но те дети, которые дошли до меня, были как на подбор с какими-то сложными состояниями. Под конец 4-х часового приема я уже с надеждой поглядывала на часы, пытаясь мысленно приблизить завершение работы.
Одним из самых последних пациентов зашел мужчина - папа ребенка. Не увидев вместе с ним записанную 2-х летнюю девочку Еву, я выдохнула, логично предположив, что родитель без ребенка пришел за каким-нибудь направлением или справкой.
-Добрый день. Можно я супругу по видеосвязи включу? Она вам объяснит, что ей нужно.
Через полминуты на экране появилась молодая красивая девушка с длинными волосами.
-Здравствуйте. Откройте нам направления на общий анализ крови и мочи. Мы были вчера у врача, она посмотрела, сказала, что откроет и забыла.
В электронной карте, действительно, зафиксирован осмотр моей коллеги: девочка Ева болела ОРВИ несколько дней, потом выздоровела и была допущена в садик. Про анализы ни слова, хотя мы обязаны их прописывать в рекомендациях, если врач назначает. Да и если у маленькой пациентки проблемы со здоровьем и необходимо дообследование, то в детский сад вряд ли бы ее выписали.
-По какой причине Еве назначили анализы? По жалобам? В карте она выписана в сад, про проблемы со здоровьем ничего не написано.
-Она болела. После каждой болезни я ей сдаю кровь и мочу.
-А сейчас что с ребенком? Жалобы после болезни есть?
-Жалоб нет, у нее все хорошо. Еще раз, я после болезни каждый раз ей сдаю анализы. Мне так нужно. Для моего психологического спокойствия. Перед вакцинацией тоже так делаю.
-Мы не назначаем детям каждый раз анализы после болезни, если только не подозреваем осложнения. В этом нет необходимости. Да и, к сожалению, "психологическое спокойствие мамы" не является показанием для оплаты исследований фондом ОМС.
-Почему вы не можете назначить анализы?? Я не понимаю, я так каждый раз делаю! Мне так спокойнее, чтобы после каждой болезни у нее была сдана кровь и моча!
В ходе этого диалога я уже успела пролистать карту и проверить, что девочка не состоит на учете ни по каким хроническим заболеваниям, не принимает никакую терапию на постоянной основе и у нее не было ранее ни травм, ни операций. То есть реальных причин контроля здоровья подобным образом у Евы, к счастью, нет.
-Поймите, вы пытаетесь заниматься гипердиагностикой. После ОРВИ не нужно сдавать анализы ребенку, который по симптомам выздоровел. Мы выдаем направления на исследования, если у ребенка есть жалобы. Вы же говорите, что у дочки все хорошо, поэтому в данной ситуации я могу только порекомендовать обратиться в частную лабораторию.
-Есть у меня жалоба одна! Врач - с*ка! И она будет написана в Минздрав!
Наш диалог завершился. Сразу после отключения видеозвонка мужчина, молча слушавший нашу беседу, стал извиняться за поведение свой жены, заверив меня, что супруга постепенно сходит с ума с этими анализами, хотя по его мнению ребенок полностью здоров. Он ушел из кабинета, а я подробно расписала в карте причину обращения ко мне и почему в ней отказано. На случай жалобы.
Вечером звонит коллега. К ней на вечерний прием записана та самая девочка Ева, но мама позвонила медицинской сестре и попросила выписать просто направления, а сами они не смогут приехать. Медицинская сестра передала всю информацию врачу, а она увидела мою запись и решила позвонить, уточнить, что происходит. Естественно, после моих объяснений никаких анализов также не было назначено.
И, знаете, это вопрос принципиальный. Он не заключается в том, что врачам жалко направлений. Маме с таким подходом к здоровью ребенка надо работать "с головой", а не мучать дочь гипердиагностикой. И, если продолжать в таких ситуациях поддерживать ее уверенность в правильности действий и выписывать направления на анализы по принципу "не из своего же кармана оплачиваем", то ни к какому пониманию, что это неправильно, не приведет. А страдать будет ребенок. Да и бюджет ОМС тоже не резиновый.
P.S. С самым первым врачом, который осматривал Еву, я тоже связалась. И, как выяснилось, никаких анализов она и не хотела им назначать. Она провела осмотр девочки, которая была здорова, и допустила к посещению детского сада. В дополнительном исследовании крови и мочи она тоже им отказала.