Найти в Дзене

ЗРИМЫЕ МИРЫ НАШЕГО ДЕТСТВА. Часть пятая. ЛЕВ СМЕХОВ

Лев Смехов. Иллюстрация к роману Григория Адамова "Изгнание владыки". Изображение взято из открытых источников
Лев Смехов. Иллюстрация к роману Григория Адамова "Изгнание владыки". Изображение взято из открытых источников

В советские период фантастику частенько относили к детско-юношескому чтению. Дескать, она должна звать молодежь во ВТУЗы и прививать тягу к получению знаний. Был период, когда фантастов возмущала эта установка. Они хотели говорить с более широкой аудиторией. Откровенно говоря, нам любителям фантастики, протирающим штаны на школьной скамье, в 70-80-х, было все равно, для кого предназначена фантастика, лишь бы ее было побольше. И хорошо бы, чтобы - с картинками, такими, например, которые рисовал Лев Смехов.

Лев Мотсеевич Смехов. Изображение взято из открытых источников
Лев Мотсеевич Смехов. Изображение взято из открытых источников

Лев Моисеевич Смехов, дядя известного киноактера Вениамина Смехова, родился 25 июля 1908 года. Окончил факультет графики в легендарном ВХУТЕМАСе. Дебют в книжной графике - иллюстрации к пьесе Карла Гольдони "Слуга двух господ" (Труффальдино из Бергамо) - состоялся в 1929 году. Впоследствии Смехов много иллюстрировал литературную классику, книги Льва Толстого, Александра Куприна, Проспера Мериме, Уильяма Шекспира и других. В 1930 году он стал главным художником "Пионерской правды", в частности иллюстрируя публикуемую в ней фантастику. Работал и для других популярных газет и журналов, а также - книжных изданий. Скончался Лев Моисеевич в 1978 году.

Лев Смехов. Иллюстрация к роману Григория Адамова "Тайна двух океанов". Изображение взято из открытых источников
Лев Смехов. Иллюстрация к роману Григория Адамова "Тайна двух океанов". Изображение взято из открытых источников

Фантастику Смехов стал иллюстрировать еще в тридцатых годах. Так в газете "Пионерская правда" в 1936 году появились его иллюстрации к роману Алексея Толстого "Гиперболоид инженера Гарина" (1927). А в журнале "Знания - сила" - к фрагментам романа Григория Адамова "Тайна двух океанов" (1938). Уже в этих работах Льва Моисеевича проявилась динамика и привлекающая читателя таинственность, которая свойственна любой хорошей фантастике.

Лев Смехов. Иллюстрация к роману Григория Адамова "Изгнание владыки". Изображение взято из открытых источников
Лев Смехов. Иллюстрация к роману Григория Адамова "Изгнание владыки". Изображение взято из открытых источников

После Великой Отечественной войны начали выходить книги советских фантастов, проиллюстрированные Смеховым. Его работы сразу привлекли внимание тех самых подростков, которым в те годы и предназначалась продукция книжных издательств, публикующих фантастические и приключенческие романы. Особенно славилась серия "Библиотека приключений и научной фантастики", выпускавшаяся "Детгизом". В этой серии и появились работы Льва Моисеевича.

Лев Смехов. Иллюстрация к роману Ивана Ефремова "Туманность Андромеды". Изображение взято из открытых источников
Лев Смехов. Иллюстрация к роману Ивана Ефремова "Туманность Андромеды". Изображение взято из открытых источников

Одновременно с журналом "Техника - молодежи", в 1957 году газета "Пионерская правда" публикует главы из романа Ивана Ефремова "Туманность Андромеды", с иллюстрациями Льва Смехова. Художник по своему увидел мир далекой безымянной планеты в системе Железной звезды, и на мой вкус, ему удалось нарисовать электрических медуз более пугающими, нежели это сделал Александр Побединский. В них воистину таится инопланетный ужас.

Лев Смехов. Иллюстрация к роману Александра Колпакова "Гриада". Изображение взято из открытых источников
Лев Смехов. Иллюстрация к роману Александра Колпакова "Гриада". Изображение взято из открытых источников

Вероятно, наиболее известны иллюстрации Льва Моисеевича к газетной публикации романа Александра Колпакова "Гриада" (Пионерская правда, 1959 год, №№75-154). Мне кажется, что художник великолепно сумел передать причудливые миры и ситуации, которых так много в этом произведении. И сделать это в серии небольших по формату рисунков, что само по себе заслуживает восхищения.

Лев Смехов. Иллюстрация к повести Сергея Жемайтиса "Подземное путешествие Алеши Перца". Изображение взято из открытых источников
Лев Смехов. Иллюстрация к повести Сергея Жемайтиса "Подземное путешествие Алеши Перца". Изображение взято из открытых источников

Работая над статьей, порой делаешь неожиданные для себя открытия. Например, я узнал, что "Юный натуралист" тоже публиковал фантастику. В 1959 году, в 6,7,8 и 10 №№ печаталась научно-фантастическая повесть Сергея Жемайтиса "Подземное путешествие Алеши Перца" (Алеша Перец в стране гомункулусов; 1959). И это издание было великолепно проиллюстрировано Львом Смеховым.

Лев Смехов. Иллюстрация к повести-сказке Алексадра Волкова "Семь подземных королей". Изображение взято из открытых источников
Лев Смехов. Иллюстрация к повести-сказке Алексадра Волкова "Семь подземных королей". Изображение взято из открытых источников

Не менее удивительна публикация повести-сказки Александра Волкова "Семь подземных королей" в журнале... "Наука и жизнь" в 10 и 12№№ за 1964 год. Мы привыкли к образам созданным художником Леонидом Владимирским, но всмотритесь в работу нашего героя! Разве эти персонажи не милы? Особенно - дракон! Признаться, я бы и от книжки с такими картинками не отказался бы, но увы, большинство иллюстраций Смехова осталось на газетно-журнальных страницах.

Лев Смехов. Иллюстрация к повести Алексадра Ломма "Ночной орел". Изображение взято из открытых источников
Лев Смехов. Иллюстрация к повести Алексадра Ломма "Ночной орел". Изображение взято из открытых источников

В 1967 году с января по февраль "Пионерская правда" публикует повесть Александра Ломма "Ночной орел". Любимая газета советских пионеров уже стала цветной и иллюстрации Смехова - тоже стали цветными. Хотя и в черно-белых он прекрасен. Например в иллюстрациях к повести Александра Мирера "Субмарина "Голубой кит", которая тоже впервые была опубликована в "Пионерке", с февраля по май 1968 года.

Лев Смехов. Иллюстрация к повести Алексадра Мирера "Субмарина "Голубой кит". Изображение взято из открытых источников
Лев Смехов. Иллюстрация к повести Алексадра Мирера "Субмарина "Голубой кит". Изображение взято из открытых источников

Мне не довелось в детстве встречаться с иллюстрациями Льва Моисеевича Смехова так сказать, вживую. Когда я подрос, его работы уже не появлялись в периодике. И все-таки в моем восприятии этот художник по полному праву входит в плеяду блестящих советских иллюстраторов фантастики. В его рисунках чувствуется любовь к своей работе и колоссальная трудоспособность. Ведь та же "Пионерка" выходила довольно часто и нужно было успеть создать очередную иллюстрацию к повествованию, от которого захватывает дух.

Лев Смехов. Иллюстрация к рассказу Михаила Зощенко "Элегия в прозе". Изображение взято из открытых источников
Лев Смехов. Иллюстрация к рассказу Михаила Зощенко "Элегия в прозе". Изображение взято из открытых источников

Продолжение следует...

Начало здесь:

Продолжение здесь:

Дети
51,7 тыс интересуются