Найти в Дзене

ЗРИМЫЕ МИРЫ НАШЕГО ДЕТСТВА. Часть первая. РОБЕРТ АВОТИН

Роберт Авотин. "Автоматическая космическая станция исследует одну из планет". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. "Автоматическая космическая станция исследует одну из планет". Изображение взято из открытых источников

В преддверии Нового года хочется говорить только о светлом и добром. И я решил, почему бы нам не вспомнить о творчестве художника, чьи цветные и черно-белые иллюстрации захватывали дух, едва мы открывали журнал "Техника - молодежи" или "Юный техник" или сборники "Фантастика" и другие книги, выпускавшиеся издательством "Молодая гвардия". Речь идет, конечно же о Роберте Авотине.

Роберт Жанович Авотин. Изображение взято из открытых источников
Роберт Жанович Авотин. Изображение взято из открытых источников

Роберт Жанович Авотин родился в 25 марта 1928 года. Работать начал в 1943, слесарем на электромеханическом ремонтном заводе. Легко посчитать, что будущему художнику было тогда всего 15 лет и он, как и миллионы других советских подростков, трудился ради приближения нашей великой Победы. Семилетку пришлось сдавать экстерном в 1945. Затем Роберт поступает в Московское художественно-промышленное училище имени М.И. Калинина. Получает распределение в Горьковскую область, в артель занимавшуюся знаменитой хохломской росписью. Паренька с московским образованием сделали заведующим производством.

Золотая хохлома. Изображение взято из открытых источников
Золотая хохлома. Изображение взято из открытых источников

Другой мог вполне удовлетвориться своей судьбой, но Роберт продолжает учебу и оканчивает Московский институт прикладного и декоративного искусства, а также факультет Ленинградского художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной. Дипломная работа молодого специалиста панно "Ковроткачество" демонстрируется на Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1957 году и Всесоюзной художественной выставке в 1958. Тогда же Авотин начинает сотрудничать с журналом "Техника - молодежи" и будет его штатным художником на протяжении 40 лет. Скончался этот замечательный мастер кисти и карандаша 21 мая 1997 года, в возрасте 69 лет.

Роберт Авотин. Иллюстрация к роману Станислава Лема "Облако Магеллана" в журнале "Юный техник". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация к роману Станислава Лема "Облако Магеллана" в журнале "Юный техник". Изображение взято из открытых источников

Работа иллюстратора зависит от иллюстрируемых им текстов, соответственно художника вдохновляет автор. Сам же художник выбирает манеру и технику исполнения. Роберт Авотин не сразу выработал привычную нам манеру, по которой мы безошибочно опознаем его работы. Например иллюстрации к роману Станислава Лема "Магелланово облако" (Obłok Magellana; 1955), опубликованному в журнале "Юный техник" в №№ 5,7,8 за 1960 год, мы видим стилистически скупую черно-белую графику, приближенную по исполнению к технике гравюры.

Роберт Авотин. Иллюстрация к рассказу Михаила Емцева и Еремея Парнова "Последняя дверь" в журнале "Техника - молодежи". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация к рассказу Михаила Емцева и Еремея Парнова "Последняя дверь" в журнале "Техника - молодежи". Изображение взято из открытых источников

А вот в иллюстрациях к рассказу Михаила Емцева и Еремея Парнова "Последняя дверь", опубликованному в "Технике - молодежи" в №2 за 1964 год, уже заметна та стилистическая избыточность свойственная как графике, так и живописным работам Роберта Жановича, присущая периоду его творческого расцвета. С середины шестидесятых работы Авотина уже ни с чем не спутаешь. Характерно признание такого признанного корифея научной фантастики, каким был Артур Кларк: "Мой роман "Фонтаны рая" переведён на многие языки мира. Многие из этих изданий иллюстрированы. Но больше всех мне пришлись по душе иллюстрации Роберта Авотина, опубликованные в вашем журнале (Техника - молодежи). Они показались мне наиболее точными и достоверными..."

Роберт Авотин. Иллюстрация к роману Артура Кларка "Фонтаны рая" в журнале "Техника - молодежи". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация к роману Артура Кларка "Фонтаны рая" в журнале "Техника - молодежи". Изображение взято из открытых источников

Трудно не согласиться с классиком. Я хорошо помню свои детские ощущения, когда в руки мне попала "Техника - молодежи" (№№1-12 за 1980 год) с вышеупомянутым романом Артура Кларка "Фонтаны рая" (The Fountains of Paradise; 1979). Я еще не знал о чем он, но с иллюстраций Роберта Авотина на меня светило солнце будущего счастливого мира, где люди станут жить без войн, осваивать космос, строить невероятные сооружения и вступать в контакт с иными цивилизациями. Иллюстрации к этому роману были не только точны и достоверны, они великолепно передавали дух, присущего Кларку оптимизма и веры в человеческий и внеземной разум.

Роберт Авотин. Иллюстрация к повести Сергея Жемайтиса "Багряная планета" в журнале "Техника - молодежи". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация к повести Сергея Жемайтиса "Багряная планета" в журнале "Техника - молодежи". Изображение взято из открытых источников

Порой художник, если он, конечно, талантлив, не только иллюстрирует придуманным писателем-фантастом мир, но и расширяет его, придавая литературному произведению дополнительную глубину. Так, на мой взгляд, произошло с повестью Сергея Жемайтиса "Багряная планета", опубликованной в журнале "Техника - молодежи" в №№ 8-12 за 1973 год. К сожалению писатель не воспользовался возможностью показать нам марсианскую цивилизацию во всей ее невероятной красоте, но за него это сделал художник, благодаря которому журнальная публикация повести кажется ярче и значительнее в литературном смысле последующей книжной.

Роберт Авотин. "Удивительное зрелище увидят космонавты на спутнике Марса". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. "Удивительное зрелище увидят космонавты на спутнике Марса". Изображение взято из открытых источников

Тем не менее, умение Роберта Авотина вообразить фантастические миры, которые откроются перед нашими потомками, не зависит от писательской фантазии, о чем свидетельствуют его работы, посвященные настоящему и будущему космической экспансии. Это та самая, воплощенная в зримых образах, мечта о звездах, которая захватила умы и души нескольких поколений советских людей. Уверен, что эти внеземные картины устареют еще не скоро и будут снова и снова возрождать свет угасшей мечты.

Роберт Авотин. Иллюстрация к сказке Ганса Христиана Андерсена "Принцесса на горошине". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация к сказке Ганса Христиана Андерсена "Принцесса на горошине". Изображение взято из открытых источников

Не забывал художник и о совсем юной аудитории, иллюстрируя в частности сказки Ганса Христиана Андерсена. Да и не только художественные произведения, но и научно-популярные статьи и книги, иллюстрированные Робертом Жановичем мгновенно привлекали к себе внимание читателя. Поневоле хотелось ознакомиться с текстом, снабженном такими чудесными картинками. А уж об умении соединить в одном образе конкретные технические проекты и идеи с чисто эстетической привлекательностью Авотину не было равных.

Роберт Авотин. Иллюстрация на обложке к рассказу Юрия Медведева "Чертова дюжина "Оскаров" в журнале "Техника - молодежи". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация на обложке к рассказу Юрия Медведева "Чертова дюжина "Оскаров" в журнале "Техника - молодежи". Изображение взято из открытых источников

Редакция "Техники - молодежи", прекрасно понимала какое воздействие оказывают иллюстрации Авотина на аудиторию и частенько выносила их на обложки номеров. В наши дни это назвали бы отличным маркетинговым приемом, но популярность молодежного журнала, в котором читатель мог найти самую разнообразную информацию - от истории техники до новейших проектов, как зарубежных, так и отечественных, от фантастических произведений до статей о разных таинственных явлениях, не нуждалась в дополнительной поддержке.

Роберт Авотин. Иллюстрация к сборнику "Фантастика-80". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация к сборнику "Фантастика-80". Изображение взято из открытых источников

К сожалению, в ней с некоторых пор стала нуждаться книжная продукция, выпускаемая издательством "Молодая гвардия". Особенно это касалось ежегодника "Фантастика" и серии "Библиотека советской фантастики". Многие любители фантастики помнят термин "нуль-литература", который с легкой руки критика Всеволода Ревича появился в обиходе писательского и читательского сообщества в восьмидесятых годах. Здесь не место для подробного разбора этого феномена. Скажу лишь, что гениальные рисунки Роберта Авотина послужили своего рода ярко раскрашенной ширмой за которой порою крылись довольно серые тексты. Однако, понятно, что виноват в этом не художник. Он-то свою работу выполнял на отлично.

Роберт Авотин. Иллюстрация к роману Артура Кларка "2010: Одиссея-2" в журнале "Техника - молодежи". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация к роману Артура Кларка "2010: Одиссея-2" в журнале "Техника - молодежи". Изображение взято из открытых источников

Настоящим триумфом творчества Роберта Жановича стала эпоха второй половины восьмидесятых годов. Хотя началось всё со скандала. В №2 за 1984 началась публикация нового романа Артура Кларка "2010: Одиссея-2" (Odyssey Two; 1982). Роман был предварен редакционной врезкой, предисловием автора и снабжен превосходными иллюстрациями Авотина. Читатель, в частности ваш покорный слуга, был невероятно счастлив, так как был и остается поклонником творчества и писателя и художника. В №3 появилось продолжение и... Все на этом кончилось. Приходили номер за номером, а романа Кларка на страницах журнала не обнаруживалось. Лишь позже появилось стыдливое уведомление, что были, дескать, опубликованы фрагменты "Одиссеи-2". Кого они хотели этим обмануть?

Роберт Авотин. Иллюстрация к роману Артура Кларка "2010: Одиссея-2" в журнале "Техника - молодежи". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация к роману Артура Кларка "2010: Одиссея-2" в журнале "Техника - молодежи". Изображение взято из открытых источников

Публикация романа была возобновлена лишь в №11 за 1989 год и заняла еще шесть №№ 12 в указанном году и с 1 по 5 - 1990. Первая попытка была прервана из-за того, что в идеологическом отделе ЦК КПСС кто-то обнаружил "идеологическую диверсию", совершенную Артуром Кларком и главным редактором "Техники - молодежи" Василием Дмитриевичем Захарченко. Оказалось, что советские космонавты в романе носят фамилии советских диссидентов, а редакция это проглядела. Скажу вам, как тогдашний читатель, что лично я не обратил на фамилии космонавтов ни малейшего внимания. Тем более, что в романе СССР был показан могущественной космической державой.

Роберт Авотин. Иллюстрация к роману Эдмонда Гамильтона "Звездные короли" на обложке журнала "Техника - молодежи". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация к роману Эдмонда Гамильтона "Звездные короли" на обложке журнала "Техника - молодежи". Изображение взято из открытых источников

Увы, за все приходится платить. Мы так жаждали читать все, что нам хочется, так радовались новым публикациям фантастики, что не заметили, как раскалывается и исчезает в пучине истории наша родная страна. Если судить по журналам тех лет, советская эпоха умирала красиво. С №№ 5 по 12 за 1988 год "Техника - молодежи" публикует роман Эдмонда Гамильтона "Звездные короли" (The Star Kings; 1947). И снова иллюстратором выступил Роберт Авотин, который сумел ухватить сказочную суть этой классической космической оперы, создав зримые образы далекого галактического будущего.

Роберт Авотин. Иллюстрация к роману Эдмонда Гамильтона "Возвращение на звезды" на обложке журнала "Техника - молодежи". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация к роману Эдмонда Гамильтона "Возвращение на звезды" на обложке журнала "Техника - молодежи". Изображение взято из открытых источников

Девяностые в "Технике - молодежи" - это настоящий бум переводной фантастики и бенефис Эдмонда Гамильтона, разумеется с иллюстрациями Роберта Авотина. Продолжение "Звездных королей" роман "Возвращение на звезды" (Return to the Stars; 1968) в оригинале был написан и опубликован спустя 21 год, а советские читатели, благодаря редакции журнала, прочитали их подряд. Вторая часть приключений Джона Гордона была напечатана с 1 по 7 №№ за 1991 год.

Роберт Авотин. Иллюстрация к роману Эдмонда Гамильтона "Город на краю света" в журнале "Техника - молодежи". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация к роману Эдмонда Гамильтона "Город на краю света" в журнале "Техника - молодежи". Изображение взято из открытых источников

Весь 1992 год журнал публикует роман Эдмонда Гамильтона "Город на краю света" (The City at World's End; 1950). А в 1993 году с 1 по 6 №№ публикуется в "Технике - молодежи" еще один роман Эдмонда Гамильтона "Звездный волк" (Starwolf (1968). И это - не считая рассказа "Дети Солнца" (Sunfire!; 1962), опубликованном во №2 за 1985 год. И все эти публикации сопровождены великолепными, манящими и захватывающими дух иллюстрациями Роберта Жановича Авотина! Разумеется я привел лишь крохотную часть его работ. И хотя перед праздником не хочется говорить о грустном, но, увы, нет больше таких художников и не будет. И какое счастье, что он все-таки был!

Роберт Авотин. Иллюстрация к роману Эдмонда Гамильтона "Звездные короли" в журнале "Техника - молодежи". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация к роману Эдмонда Гамильтона "Звездные короли" в журнале "Техника - молодежи". Изображение взято из открытых источников

С НОВЫМ ГОДОМ, ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ!

Продолжение: