Найти в Дзене

ЗРИМЫЕ МИРЫ НАШЕГО ДЕТСТВА. Часть шестая. НИКОЛАЙ ГРИШИН

Николай Гришин. Иллюстрация к роману Герберта Уэллса "Машина Времени". Изображение взято из открытых источников
Николай Гришин. Иллюстрация к роману Герберта Уэллса "Машина Времени". Изображение взято из открытых источников

Среди советских художников, которые иллюстрировали фантастические произведения, есть такие, масштаб работы которых воистину всеобъемлющ. Новинки научной фантастики, классика, зарубежные и отечественные фантастические романы, повести и рассказы - все подвластно этим мастерам кисти и карандаша. Среди таких универсальных художников необыкновенно ярко сияет звезда Николая Гришина.

Николай Гришин. Иллюстрация к книге Бориса Ляпунова "Открытие мира". Изображение взято из открытых источников
Николай Гришин. Иллюстрация к книге Бориса Ляпунова "Открытие мира". Изображение взято из открытых источников

Николай Ильич Гришин родился 8 декабря 1921 года в деревне Крюковка, Тульской губернии. С 1940 по 1941 год учился на искусствоведческом факультете Московского института философии, литературы и истории. Воевал. В 1949 году с отличием окончил знаменитое Суриковское училище. Неоднократно становился призером и дипломированным участником всесоюзных и международных выставок. Как выдающейся иллюстратор фантастики стал известен за рубежом. Умер художник 29 октября 1985 года.

Николай Гришин. Иллюстрация к книге Бориса Ляпунова "Открытие мира". Изображение взято из открытых источников
Николай Гришин. Иллюстрация к книге Бориса Ляпунова "Открытие мира". Изображение взято из открытых источников

Космос не был случайностью в творчестве художника. Его с детства привлекало небо. Он даже коллекционировал старинные подзорные трубы. Будучи уже городским жителем, нередко целыми ночами бродил по улицам, глядя на звезды, а родным говорил, что ему не хватает неба. Существует история о том, что однажды Гришин был приглашен на Лубянку, где его расспрашивали: откуда он знает о сугубо секретных разработках в области ракетной техники и не сразу поверили, что рисунки его лишь плод воображения, но за ее достоверность я ручаться не могу.

Николай Гришин. Иллюстрация к книге Бориса Ляпунова "Открытие мира". Изображение взято из открытых источников
Николай Гришин. Иллюстрация к книге Бориса Ляпунова "Открытие мира". Изображение взято из открытых источников

Я себя частенько спрашиваю: откуда в художниках прошлого столь мощный заряд космического оптимизма? Порой приходится слышать, что, дескать, люди тогда верили в прогресс и мало знали о труднодоступности космоса. Наверное все это так, но мне кажется, что поколение людей, которые не просто пережили самую страшную в истории войну, а сражались за Родину, работали в тылу, отстояли само звание ЧЕЛОВЕК, действительно имели право на большую мечту, тем более, что они же ее и начали воплощать в жизнь.

Николай Гришин. Иллюстрация к роману Станислава Лема "Астронавты". Изображение взято из открытых источников
Николай Гришин. Иллюстрация к роману Станислава Лема "Астронавты". Изображение взято из открытых источников

Глубоко символично, что ветеран Великой Отечественной, Николай Ильич Гришин подарил нам образы миров и героев, которые пришли к советскому читателю в конце пятидесятых, в начале шестидесятых годов. Отчасти это были переиздания, но немало было и новинок. Достаточно перечислить имена писателей, книги которых иллюстрировал этот художник в тот период: Алексей Толстой, Константин Циолковский, Константин Волков, Борис Ляпунов, Иван Ефремов, Борис Фрадкин, Александр Колпаков, Аркадий и Борис Стругацкие, Артур Конан-Дойл, Станислав Лем, Герберт Уэллс, Франсис Карсак и другие, чтобы оценить его вклад в искусство фантастической иллюстрации.

Николай Гришин. Иллюстрация к роману Константина Волкова "Марс пробуждается". Изображение взято из открытых источников
Николай Гришин. Иллюстрация к роману Константина Волкова "Марс пробуждается". Изображение взято из открытых источников

Обладая собственным уникальным видением, в своих иллюстрациях Гришин невероятно разнообразен. Он нередко жертвует мелкими деталями, ради создания атмосферы и насыщения действием. Порою может сложиться впечатление небрежности рисунка, но трудно не поддаваться очарованию, которое исходит, например, от иллюстраций к роману Константина Волкова "Марс пробуждается" (1961) или к роману Фрэнсиса Карсака "Робинзоны космоса" (Les robinsons du cosmos; 1955).

Николай Гришин. Иллюстрация к повести Ивана Ефремова "На краю Ойкумены". Изображение взято из открытых источников
Николай Гришин. Иллюстрация к повести Ивана Ефремова "На краю Ойкумены". Изображение взято из открытых источников

И в тоже время, если вы посмотрите на иллюстрацию к повести Ивана Ефремова "На краю Ойкумены" (1949), приведенную выше, то увидите совершенно иного Николая Гришина. Кстати, с творчеством Ефремова у Николая Ильича отношения явно складывались безоблачно. Он трижды иллюстрировал дилогию "Путешествие Баурджеда" (1953) и "На краю Ойкумены", оформлял "Туманность Андромеды" (1957), причем в издании на русском и английском языках. Однако главное, что связало имена Ефремова и Гришина нерасторжимой связью, это роман "Лезвие бритвы" (1964).

Николай Гришин. Иллюстрация к роману Ивана Ефремова "Лезвие бритвы". Изображение взято из открытых источников
Николай Гришин. Иллюстрация к роману Ивана Ефремова "Лезвие бритвы". Изображение взято из открытых источников

Первое издание этого романа стало воистину культовым. Читатель был ошеломлен сочетанием исторического, приключенческого, фантастического и научно-популярного повествования под одной обложкой. Эту книгу нельзя было давать почитать даже хорошим знакомым, потому что был велик шанс ее больше не увидеть. Так, к примеру, случилось с экземпляром, который был в библиотеке моих родителей. Уверен, что немалая доля такой популярности кроется в иллюстрациях Николая Ильича.

Николай Гришин. Иллюстрация к роману Роберта Хайнлайна "Пасынки Вселенной". Изображение взято из открытых источников
Николай Гришин. Иллюстрация к роману Роберта Хайнлайна "Пасынки Вселенной". Изображение взято из открытых источников

Не менее культовым произведением у советского читателя стал роман Роберта Хайнлайна "Пасынки Вселенной" (Orphans of the Sky; 1963), впервые на русском языке опубликованный №№1-5 за 1977 год журнала "Вокруг света". И снова немаловажную роль сыграли иллюстрации Гришина, который сумел в них показать всю фантасмагоричность случившегося с экипажем звездолета "Авангард". Хорошо помню, что, увидев их впервые, я уже понимал, что мне попалось произведение неординарное. Роман мы с отцом читали по очереди. И если я прочитал следующий выпуск первым, то едва сдерживался, чтобы не пересказать папе содержание.

Николай Гришин. Иллюстрация к повести Владимира Михайлова "Спутник "Шаг вперед". Изображение взято из открытых источников
Николай Гришин. Иллюстрация к повести Владимира Михайлова "Спутник "Шаг вперед". Изображение взято из открытых источников

Рассказывая о художниках-фантастах, я постоянно ощущаю тоскливое беспокойство от того, что так мало удается опубликовать иллюстраций, которые хочется рассматривать бесконечно. Работы Николая Ильича не исключение. Иллюстрации Гришина - это вселенная. Ведь только в журналах, а он работал и с "Техникой - молодежи" и с "Искателем" и со "Знание - сила" и с "Юным техником" и "Юностью", их опубликованы сотни. А сколько в книжных изданиях, причем - не только фантастических! Одно утешает, что читатели и сами могут поискать их в Интернете. Мне же только остается выразить благодарность Николаю Ильичу Гришину за его гениальные рисунки, к которым то и дело хочется возвращаться.

Николай Гришин. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Человек-амфибия". Изображение взято из открытых источников
Николай Гришин. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Человек-амфибия". Изображение взято из открытых источников

Продолжение следует...

Начало здесь: