Найти в Дзене

ЗРИМЫЕ МИРЫ НАШЕГО ДЕТСТВА. Часть вторая. ЮРИЙ МАКАРОВ

Юрий Макаров. Иллюстрация к сборнику Юрия Тупицына "Синий мир". Изображение взято из открытых источников
Юрий Макаров. Иллюстрация к сборнику Юрия Тупицына "Синий мир". Изображение взято из открытых источников

Фантастические произведения в большинстве своём относятся к приключенческой литературе. И в самом деле, где чудо - там и приключения. И художники, иллюстрирующие такие произведения обязаны передать не только необыкновенность описываемых миров и облик населяющих их или действующих в них героев, но и сюжетную динамику, без которой и книжки и картинки к ним могут оказаться скучными. В совершенстве владел мастерством создания динамических иллюстраций советский художник Юрий Макаров.

Юрий Георгиевич Макаров. Изображение взято из открытых источников
Юрий Георгиевич Макаров. Изображение взято из открытых источников

Биография Юрия (Георгия) Георгиевича Макарова, была мягко говоря, бурной. Он родился на Алтае в 1921 году. Его художественное дарование проявилось еще в детстве. Семья переехала в Омск, где юный художник стал вольнослушателем художественного техникума имени Врубеля. Когда ему исполнилось тринадцать, по направлению обкома, он переехал в Москву в Дом художественного воспитания детей при Наркомпросе. Замнаркома просвещения в 1935 году обратился к главе Академии художеств Бродскому со следующей рекомендацией: «Прошу принять Юру Макарова и рассмотреть его работы на предмет определения его в школу изобразительных искусств для особо одаренных детей при Академии художеств. По заключению специалистов Юра Макаров обладает исключительными дарованиями в области рисунка».

Юрий Макаров. Иллюстрация к роману Александра Казанцева "Сильнее времени". Изображение взято из открытых источников
Юрий Макаров. Иллюстрация к роману Александра Казанцева "Сильнее времени". Изображение взято из открытых источников

В 1936 году рисунок Юры Макарова, посвященный легендарному Чапаеву, наградили второй премией детского рисунка в Париже, а в 1937, уже на Всероссийской выставке, юный художник получил первую премию за панораму Полтавского сражения. Увы, автора премиальных работ вскоре исключили из школы при Академии за плохое поведение. Он начал работать в цирке, причем и как художник-оформитель и как артист. Получив травму, Юра стал эстрадным артистом. Афиши гласили: «Ритмический вальс исполнит для вас Юрий Макаров и джаз». С начала Великой Отечественной войны, художник служил воздушным стрелком. В первом же боевом вылете, его самолет был сбит.

Юрий Макаров. Иллюстрация к роману Сергея Павлова "Лунная радуга". Изображение взято из открытых источников
Юрий Макаров. Иллюстрация к роману Сергея Павлова "Лунная радуга". Изображение взято из открытых источников

Недавний бортстрелок стал морским пехотинцем, получил ранение и после госпиталя был направлен на Тихоокеанский флот. Служил художником флотского театра, художником-корреспондентом на кораблях, участвовал в перегоне транспортов "Либерти", поставляемых по ленд-лизу. Тихий океан во время Второй мировой войны был отнюдь не тихим. Транспорт, на котором находился военный корреспондент Макаров, был потоплен и сорок минут Юрий Георгиевич провел в ледяной воде. В 1946 Макарова демобилизовали и он снова стал театральным художником. Его работы увидел Валентин Катаев и предложил оформить свою книгу "За власть Советов!". Так начался путь Юрия Макарова художника-иллюстратора, кем он и был до самой своей смерти в 1992 году.

Юрий Макаров. Иллюстрация к повести Виктора Михайлова "Под чужим именем". Изображение взято из открытых источников
Юрий Макаров. Иллюстрация к повести Виктора Михайлова "Под чужим именем". Изображение взято из открытых источников

Вряд ли Юрий Георгиевич собирался становиться художником-фантастом. В издательствах в нем прежде всего увидели иллюстратора книг о путешествиях, о войне и детективно-приключенческих повестей и романов. Так первыми работами Макарова стали иллюстрации к разным изданиями книги Владимира Арсеньева "В дебрях Уссурийского края" (1949), но уже в 1951 году он создал серию иллюстраций к роману Владимира Обручева "Плутония", а в 1952 году проиллюстрировал сборник научно-фантастических повестей разных авторов "Голос моря". В 1957 году вышло новое издание предвоенного еще романа Александра Казанцева "Пылающий остров". Это событие стало знаковым и для художника и для писателя. Им предстояло сотрудничать еще долгие годы.

Юрий Макаров. Иллюстрация к роману Александра Казанцева "Пылающий остров". Изображение взято из открытых источников
Юрий Макаров. Иллюстрация к роману Александра Казанцева "Пылающий остров". Изображение взято из открытых источников

Уже в ранних работах проявилась узнаваемая стилистика работ Юрия Георгиевича. В технике, лицах людей, явлениях природы он прежде всего видел красоту. Не могу припомнить ни одного злодея, изображенного этим художником, который бы выглядел отвратительным, отталкивающим или хотя бы - неприятным. Что уж говорить, о героях положительных. Пожилые у Макарова мудры и добры, молодые мужественны и благородны, а уж женщины все как один могли бы выиграть в любых конкурсах красоты. Если вы думаете, что я иронизирую, то ошибаетесь. Я - восхищаюсь!

Юрий Макаров. Иллюстрация к повести Вячеслава Назарова "Зеленые двери Земли". Изображение взято из открытых источников
Юрий Макаров. Иллюстрация к повести Вячеслава Назарова "Зеленые двери Земли". Изображение взято из открытых источников

По-настоящему популярным Юрий Георгиевича сделали журналы, с которыми он сотрудничал на протяжении всей послевоенной жизни. "Искатель", "Техника - молодежи", "Юный техник", "Знание - сила", а еще альманах "Мир приключений", книги серии "Библиотека приключений и научной фантастики" немыслимы без иллюстраций этого художника. Более того, сами иллюстрации зачастую служили поводом для прочтения произведения, для которого они были сделаны. Хотя справедливости ради надо сказать, что в советской книжной иллюстрации Макаров был не единственным таким художником.

Юрий Макаров. Иллюстрация к журнальной публикации главы "Злоумышленники" из повести Аркадия и Бориса Стругацких "Возвращение. Полдень-22 век". Изображение взято из открытых источников
Юрий Макаров. Иллюстрация к журнальной публикации главы "Злоумышленники" из повести Аркадия и Бориса Стругацких "Возвращение. Полдень-22 век". Изображение взято из открытых источников

В советском книгоиздании редки случаи, когда один художник становился "штатным" иллюстратором одного писателя. Да и не только в советском, полагаю. Как я уже упоминал выше, Казанцев и Макаров были как раз таким творческим дуэтом. К сожалению, не могу сказать с полной уверенностью общались ли они в процессе работы над книгами или автор сдавал рукопись в издательство, а художник брал ее на прочтение и начинал рисовать, но как бы то ни было, сейчас не возможно не вспомнить, к примеру, роман "Фаэты", не упомянув иллюстрации к ним и наоборот. Причем, Юрий Георгиевич нередко иллюстрировал одни и те же произведения Александра Петровича по несколько раз.

Юрий Макаров. Иллюстрация к роману Александра Казанцева "Фаэты". Изображение взято из открытых источников
Юрий Макаров. Иллюстрация к роману Александра Казанцева "Фаэты". Изображение взято из открытых источников

Благодаря Интернету можно многое увидеть иными глазами, и когда просматриваешь работы Макарова подряд, поневоле начинаешь замечать, что в чем-то художник повторяется. Жесты, расположение фигур, выражения лиц... Однако, я бы воздержался от обвинений в автоплагиате. Во-первых, не секрет, что художникам и тогда (как и сейчас) приходилось много трудиться, чтобы заработать на жизнь, а во-вторых, набор стилистических приемов, к которым прибегает художник, не бесконечен. Так что пусть обвинители, которые наверняка в своей собственной работе, повторяют одни и те же действия, операции и слова, воздержатся от осуждения.

Юрий Макаров. Иллюстрация к повести Александра Полещука "Падает вверх". Изображение взято из открытых источников
Юрий Макаров. Иллюстрация к повести Александра Полещука "Падает вверх". Изображение взято из открытых источников

Сейчас уже не могу вспомнить, когда я в первый раз взял в руки журнал или книгу с иллюстрациями Макарова, но ощущение чуда, которое, наверняка, возникло в тот момент, не оставляет меня до сих пор. Да в чем-то его работы архаичны, но они сохраняют в себе заряд оптимизма, присущего эпохе первых спутников и космонавтов. Думаю, не только я согласился бы жить в мире, где высятся здания с изящными куполами и спиралевидными пандусами, а звездолеты ласкают взор стреловидными очертаниями, где мужчины умны и отважны, а женщины - прекрасны как на подбор. Именно зримый образ такого мира и создал Юрий Георгиевич Макаров.

Юрий Макаров. Иллюстрация к рассказу Леонида Гирсова "Морис". Изображение взято из открытых источников
Юрий Макаров. Иллюстрация к рассказу Леонида Гирсова "Морис". Изображение взято из открытых источников

Начало:

Продолжение: