Найти в Дзене

Линия московского метро, которую много лет обещают, но никогда не построят

Сегодня поговорим о самой острой теме в столичном метростроении, которая волнует миллионы горожан. Почему в Москве много лет обещали, но так и не построили центральный участок Калининско-Солнцевской линии? Есть ли хоть небольшая надежда, что Калининскую и Солнцевскую линии подземки все-таки соединят? По какой причине метро активно строится в Новой Москве, а жители ряда районов "старой" могут только мечтать о новых удобных станциях и линиях? Итак, этот проект придумали и начали претворять в жизнь еще в советское время. 30 декабря 1979 года поезда пошли по первому участку Калининской линии столичной подземки, названной по одноименному существовавшему в то время в этих краях району города. Сначала были открыты станции от "Марксистской" (с пересадкой на Кольцевую линию) до "Новогиреево". Позже появилось продление до "Третьяковской". С 2014 года в Москве поэтапно открываются участки Солнцевской линии метро, которую много десятилетий ждали жители Солнцева и других районов юго-запада столиц

Сегодня поговорим о самой острой теме в столичном метростроении, которая волнует миллионы горожан. Почему в Москве много лет обещали, но так и не построили центральный участок Калининско-Солнцевской линии? Есть ли хоть небольшая надежда, что Калининскую и Солнцевскую линии подземки все-таки соединят? По какой причине метро активно строится в Новой Москве, а жители ряда районов "старой" могут только мечтать о новых удобных станциях и линиях?

На  Солнцевской линии московского метро. Фото автора
На Солнцевской линии московского метро. Фото автора

Итак, этот проект придумали и начали претворять в жизнь еще в советское время. 30 декабря 1979 года поезда пошли по первому участку Калининской линии столичной подземки, названной по одноименному существовавшему в то время в этих краях району города. Сначала были открыты станции от "Марксистской" (с пересадкой на Кольцевую линию) до "Новогиреево". Позже появилось продление до "Третьяковской".

С 2014 года в Москве поэтапно открываются участки Солнцевской линии метро, которую много десятилетий ждали жители Солнцева и других районов юго-запада столицы. В итоге линия даже дошла до аэропорта "Внуково", и планируется ее дальнейшее развитие по Киевскому шоссе. С другой стороны Калининская линия была продлена за МКАД в Новокосино. Обе линии обозначены на схеме метро желтым цветом и имеют родственные номера 8 и 8а. И это неудивительно, много лет идет разговор о соединении их в одну Калининско-Солнцевскую линию, которая в итоге должна выглядеть на карте города так:

Калининско-Солнцевсая линия. Перспективная схема от Википедии
Калининско-Солнцевсая линия. Перспективная схема от Википедии

Множество людей на востоке и на западе Москвы ждут соединения линий. Особенно на западе. Ведь Солнцевская линия получилась как бы "недолинией", она не везет в центр столицы ни пассажиров аэропорта, ни жителей отдаленных районов. До любого пункта внутри Садового кольца нужно сделать хотя бы одну пересадку (на перегруженную Арбатско-Покровскую линию), а до многих мест назначения нужно пересаживаться дважды.

Проект соединения линий был давно подготовлен. Нужно построить три станции метро и четыре перегона. В центре города, глубокого заложения.

Перегон глубокого заложения. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Перегон глубокого заложения. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

Итак, мысленно проедемся по центральному участку линии. И посмотрим на станции в том виде, как они были запланированы и утверждены еще в 2012 году.

Станция "Волхонка"

Расположена на пересечении с Сокольнической линией с пересадкой на "Кропоткинскую" рядом с храмом Христа Спасителя. Еще этот район называют "золотой милей" из-за самой дорогой недвижимости в Москве. Рендер станции был создан еще в 2008 году главным столичным институтом, отвечающим за проектирование метро, "Метрогипротранс". Посмотрите, как станция должна выглядеть:

Рендер станции "Волхонка"
Рендер станции "Волхонка"

Станция "Плющиха"

Еще одна станция в историческом центре Москвы должна носить причудливое название известной столичной улицы и обеспечивать пересадку на станцию "Смоленская" Арбатско-Покровской линии.

Ресположение - недалеко от знаменитой высотки МИДа.

Станция была запланирована также пилонная, глубокого заложения:

Рендер мтанции "Плющиха", "Метрогипротранс', 2008 год.
Рендер мтанции "Плющиха", "Метрогипротранс', 2008 год.

Станция "Дорогомиловская"

Еще одно название этой станции - "Кутузовский проспект", она запланирована в самом его начале около гостиницы "Украина". С пересадкой на Кольцевую линию. Для этого на ней планируется возвести станцию "Российская" прямо под Москвой-рекой, один выход которой будет вести к Дому правительмтва РФ, а другой - с пересадкой - к гостинице "Украина". Вот как весь центральный участок Калининско-Солнцевской линии выглядит на схеме:

Центральный участок КСЛ
Центральный участок КСЛ

С начала 2010-х годов ответственные за развитие метро в столице не раз обещали построить эту линию. Согласно официальным документам 2012 года, проехаться на поезде от "Новокосино" до "Солнцево" должно было стать реальным еще в 2020 году. Однако он наступил, а к строительству линии так и не приступали. В 2016-2017 годах обещали начать достройку Калининско-Солнцевской линии после окончания возведения Большой Кольцевой линии. Но вот и она уже давно запущена, а воз и ныне там. Перед новым 2025 годом были опубликованы перспективные планы развития подземки. Центрального участка КСЛ там нет. Зато приоритет отдан строительству линий в Новой Москве. Подробнее узнать об этом можно здесь:

За МКАД даже запланирована отдельная новая линия - по небольшим деревням - Власьевская. Ее маршрут подробно описан тут:

В то же время, начиная с 2018 года, чиновники все чаще говорили о невероятной трудности сооружения центрального участка КСЛ и, наконец, вообще перестали обещать его строительство.

Во Внуково линию построили, в центр нет? Фото автора
Во Внуково линию построили, в центр нет? Фото автора

Так почему нет?

Причин, конечно же, несколько.

1. Сложные геологические условия. Это действительно так. Линия должна трижды пересечь Москву-реку, что, конечно, непросто и дорого.

2. Строительство в элитных кварталах

Строго говоря, жителям районов, расположенных вдоль трассы, метро вообще не нужно. Они им не пользуются. Кроме того, стройка создаст пробки и другие неудобства для них на несколько лет. Кстати, как пишет пресса, наземный участок для станции "Волхонка" давно был отдан под строительство элитного жилья.

3. В Москве больше не строят линии метро, ведущие непосредственно в центр. С чем это связано и какая в этом логика, можно почитать здесь:

В общем шансы на возведение центрального участка Калиниско-Солнцевской линии метро стремятся к нулю. В планах его больше нет.

Впрочем, в истории московского метро был случай, когда, казалось бы, очевидную и очень нужную станцию в самом центре города не строили более 40 лет. Но в итоге все-таки возвели. И сейчас без нее невозможно представить столичнле метро. Вот, посмотрите:

Интересно, что пока в Москве то обещали, то отказывались строить центральный участок Калининско-Солнцевской линии, в Екатеринбурге разработали проект второй линии метро по "барселонскому" методу. Согласно этому плану, а самом центре города будут двухэтажные станции, а по линии запустят автоматические поезда. Чем еще удивляет послений метрополитен, открытый в СССР? Подробности:

А как вы думаете: нужно ли строить центральный участок Калининско-Солнцевской линии?

Поделитесь в комментариях!

Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!

"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel