Найти в Дзене
Угрюмый лимон о финансах

Гостил в Германии у бывшего коллеги по заводу и посочувствовал ему: рассказываю, как он живет

Вчера вернулся из Германии, где навещал своего бывшего коллегу Михаила. Помню, как два года назад он собирал вещи в картонные коробки, улыбался во все тридцать два и говорил:

"Ну все, братцы, я в Европу, за длинным евро!" А мы, честно говоря, завидовали. Кто ж не мечтал о красивой жизни в Германии? Только вот реальность оказалась совсем не такой радужной, как представлялось.

Встретил меня Миша на своем стареньком Опеле где-то 2005 года. Машина, конечно, на ходу, но явно повидала виды – как говорится, не пойми бабушка, не пойми дедушка.

"Извини за такси," – усмехнулся он, – "других вариантов пока нет". И тут я заметил, как сильно он изменился: осунулся, под глазами круги, да и седины прибавилось прилично.

По дороге домой разговорились. Оказалось, что золотой билет в виде работы на машиностроительном заводе продержался всего полгода.

"Представляешь," – рассказывает Михаил, – "прихожу я такой на работу, а мне через переводчика объясняют, что я не соответствую требованиям. И все – до свидания!"

А причина банальная – язык. Думал, что на производстве немецкий особо не нужен, справится и с базовым уровнем. Не тут-то было.

"Ты не подумай, я пытался учить. Ходил на курсы по вечерам, зубрил эти их артикли. Только когда работаешь по 10-12 часов, особо не до грамматики. А тут еще спецтермины, инструкции, требования по технике безопасности – все на немецком. В общем, намучились они со мной и решили попрощаться."

Живет Миша в небольшой квартирке на окраине Дюссельдорфа. Одна комната, кухня и санузел.

Rent, как он выражается, съедает почти половину зарплаты. После увольнения с завода пришлось переквалифицироваться в сантехники. "Повезло еще, что друг помог с обучением и первыми заказами. А так бы совсем труба была."

"Слушай," – спрашивает, – "а как там у нас на заводе? Платят нормально? А то тут все не так радужно, как расписывали."

И глаза такие грустные-грустные. Рассказал ему про наши зарплаты, про новое оборудование, про то, как модернизировали цех. А он сидит, чай пьет и вздыхает: "Эх, может, и зря я все это затеял..."

Весь вечер проговорили. Оказывается, большая часть его клиентов – такие же наши бывшие соотечественники. Местные предпочитают обращаться в крупные компании, там и гарантии серьезнее, и документы все в порядке.

А у Миши пока только маленькое ИП, да и то оформлено с помощью знакомого немца за отдельную плату.

"Понимаешь," – говорит, – "тут все не так просто. Каждый чих должен быть задокументирован, каждый шаг – по правилам. Налоги такие, что волосы дыбом встают.

А социалку еще платить надо, страховку... В итоге на руках – слезы. Только и хватает на аренду да на еду. О какой-то там красивой жизни даже думать перестал."

Утром следующего дня поехали с ним на вызов. Засор в ванной у какой-то турецкой семьи. Смотрю я на него: в брендовом спецовралле (купленном, кстати, в секонд-хенде), с чемоданчиком инструментов, и так больно становится. Три высших образования, двадцать лет стажа на производстве – и вот так все повернулось.

За обедом он достал свои расчеты, показывает: "Вот смотри, это моя месячная выручка. Минус аренда квартиры – 800 евро, коммуналка – 200, страховка – 400, налоги – еще около 500... А еще бензин, расходники для работы, еда. В хороший месяц остается евро 300-400 на все про все. Какие тут путешествия? Какой отпуск? Разве что в парк на скамейке посидеть."

А самое печальное – назад дороги, как он считает, уже нет. Стыдно перед родными, перед друзьями. Все думают, что он там в Европах жирует, а на деле – крутится как белка в колесе, чтобы концы с концами свести.

"И ведь многие так живут," – рассказывает Михаил. – "Только не признаются. В соцсетях выставляют фотки на фоне достопримечательностей, пишут про европейское качество жизни, а сами...

Вот мой сосед сверху – бывший инженер из Питера. Работает на стройке разнорабочим. Или вот Марина из соседнего дома – была завучем в школе, а теперь убирает офисы по ночам."

Перед отъездом спросил его: "Миш, а чего не вернешься? Все же свои, помогут, поддержат."

А он только рукой махнул: "Да как-то боязно уже. Да и здесь хоть какая-то стабильность появилась. Пусть не густо, но на хлеб хватает. А там начинать все заново... Нет, не готов пока."

Возвращался домой с тяжелым сердцем. Всю дорогу думал о том, как часто мы гонимся за призрачным счастьем где-то там, за границей, а оно, может быть, все это время было рядом.

Не спорю, есть успешные истории переезда, но есть и такие, как у Миши – когда мечта о прекрасной жизни разбивается о суровую реальность.

Друзья, не спешите с выводами и решениями, которые могут перевернуть всю вашу жизнь. Иногда синица в руках действительно лучше журавля в небе. А если у вас есть похожие истории или мысли на этот счет – делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы о жизни и ее неожиданных поворотах. До встречи!

Все имена изменены по этическим соображениям, но история абсолютно реальная.