Найти в Дзене
Зачем мы такие?

Мозг и культура: как нейроны взаимодействуют с социальными нормами или какими исследованиями занимаются ведущие проекта «Зачем мы такие?»

Оглавление

Авторы – Алиса Годованец и Альбина Галлямова

Мы часто думаем о культуре как о чем-то внешнем: традициях, обычаях, правилах поведения. Но что, если культура — это часть нас, встроенная в наш мозг? Современные исследования показывают, что культура глубоко проникает в нейронные процессы, влияя на наше мышление, чувства и поведение. Мы уже касались этого вопроса в нашем подкасте Эволюция мозга и культуры: что первично? ‪c нейробиологом Владимиром Алиповым.

Недавняя работа нашей НУГ социобиологии и поведенческой экологии человека — Godovanets, A., Monahhova, E., Komyaginskaya, E., Gallyamova, A., & Grigoryev, D. (2024). A nexus of neural mechanisms of cooperation and social conformity: Toward a Neuro-Сultural Interdependence Model. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 21(3), 502–518. doi:10.17323/1813-8918-2024-3-502-518 — предлагает новую модель, объясняющую, как мозг взаимодействует с культурными нормами. Эта концепция получила название "нейро-культурная модель взаимозависимости" (NCIM).

Как культура влияет на мозг?

Механизмы сотрудничества и социальной конформности, которые лежат в основе любого общества, глубоко укоренены в работе человеческого мозга. Исследования показывают, что культурные различия проявляются не только в социальном поведении, но и в специфической активности мозга, особенно в обработке социальной информации, такой как самовосприятие и эмпатия. Например, у представителей восточноазиатских культур при выполнении задач социальной когнитивной направленности наблюдается более высокая активность в дорсальной медиальной префронтальной коре, латеральной префронтальной коре и височно-теменном узле. У представителей же западных культур, напротив, при выполнении таких заданий чаще активируются передняя поясная кора, вентральная медиальная префронтальная кора и островковая доля. Эти различия отражают культурные концепции “независимого я” (предполагалось, что характерного для индивидуалистических культур) и “взаимозависимого я” (предполагалось, что преобладает в коллективистских культурах).

При этом важно отметить, что культурные концепции не являются статичными. Они могут изменяться под воздействием как долгосрочного культурного опыта, так и краткосрочных ситуационных факторов. Эта пластичность соответствует концепции нейропластичности, которая подчеркивает способность мозга адаптироваться к новым условиям. Кроме того, попытки связать независимость и взаимозависимость исключительно с индивидуализмом и коллективизмом могут быть большим упрощением. Например, латиноамериканские культуры совмещают коллективистские ценности с выраженной индивидуальной самооценкой. Такие наблюдения указывают на необходимость более многомерного подхода к изучению культурных различий.

Важно, что мы предлагаем идею изоморфности — это значит, что культурные ориентации и связанные с ними нейронные процессы взаимосвязаны и повторяют друг друга на разных уровнях. Культура «встраивается» в мозг через нейронные сети, поддерживающие когнитивные и эмоциональные процессы. Это, в свою очередь, влияет на социальное поведение. Однако восприятие культуры не может быть однородным и требует учёта её многогранной природы. Комбинация социальных механизмов, гибкость самоидентификации и культурные влияния подчеркивают сложность взаимодействия между культурой и мозгом, что позволяет глубже понять универсальные и уникальные аспекты человеческой социальной природы.

Сотрудничество и социальная конформность

Для понимания нашей модели важно осознать роль таких фундаментальных механизмов, как социальная конформность и сотрудничество. Социальная конформность, основанная на подчинении групповым нормам, обеспечивает сплочённость общества и помогает распознавать социальные конфликты, учитывать перспективы других и обрабатывать эмоциональные сигналы. Варьирование уровня социальной конформности позволяет человеку адаптироваться к различным ситуациям: высокая конформность усиливает приверженность нормам, а низкая предоставляет больше свободы для индивидуальных решений.

Сотрудничество же направлено на достижение общих целей и балансирует между кооперацией и конкуренцией. Оно усиливается в условиях коллективной работы, но при конкуренции за ограниченные ресурсы может трансформироваться в акцент на индивидуальные достижения. Это позволяет человеку гибко реагировать на требования среды, сохраняя баланс между личными и групповыми интересами.

В зависимости от социального контекста человек способен комбинировать разные уровни социальной конформности и сотрудничества, достигая оптимальной адаптации. Именно эти сочетания мы стремились формализовать в рамках нашей модели, чтобы объяснить сложные механизмы взаимодействия между работой мозга, культурой, индивидуальным поведением и социальной динамикой.[ГАА1]

Четыре режима взаимозависимости

Наша модель NCIM выделяет четыре ключевых режима взаимозависимости, которые демонстрируют, как разные уровни сотрудничества и конформности влияют на работу мозга:

1. Конкурентная взаимозависимость (низкое сотрудничество и низкая конформность): это режим, при котором люди ставят личные цели выше коллективных интересов. Хотя социальная конформность и сотрудничество снижены, элементы взаимозависимости сохраняются в задачах, требующих специализации и стратегического взаимодействия. Активируются области мозга, связанные с интерпретацией намерений и стратегическим мышлением: медиальная префронтальная кора (mPFC), височно-теменной узел (TPJ) и нижняя теменная кора. Задняя медиальная фронтальная кора (pMFC) помогает адаптировать поведение к социальным конфликтам, а передняя поясная кора (ACC) и передняя островковая доля (AI) участвуют в разрешении конфликтов между личными интересами и социальными ожиданиями.

2. Условная взаимозависимость (низкое сотрудничество и высокая конформность): в рамках этого режима люди стратегически следуют социальным нормам, чтобы достичь своих целей. Вентромедиальная префронтальная кора (vmPFC) оценивает статус в социальной иерархии, а латеральная префронтальная кора (lPFC) управляет когнитивным контролем и эмоциями. Передняя островковая доля (AI) снижает тревожность, связанную с социальным давлением, а передняя поясная кора (ACC) помогает адаптироваться к конфликтам между личными желаниями и групповыми ожиданиями.

3. Избирательная взаимозависимость (высокое сотрудничество и низкая конформность): этот режим характерен для ситуаций, когда люди выбирают сотрудничество только в случае, если это соответствует их личным ценностям и убеждениям. Вентромедиальная префронтальная кора (vmPFC) и вентральный стриатум (VS) оценивают надёжность и ценность взаимодействий. Передняя островковая доля (AI) и передняя поясная кора (ACC) способствуют формированию эмоциональных связей. Хвостатое ядро помогает анализировать справедливость и взаимность взаимодействий, поддерживая долгосрочные кооперативные отношения.

4. Общинная взаимозависимость (высокое сотрудничество и высокая конформность): в этом режиме люди ставят коллективные интересы выше личных, активно сотрудничают и следуют нормам. Вентральный стриатум (VS) и передняя поясная кора (ACC) обеспечивают чувство удовлетворения от участия в коллективных действиях, усиливая мотивацию к сотрудничеству. Височно-теменной узел (TPJ), верхняя височная борозда (STS) и нижняя теменная долька (IPL) отвечают за понимание намерений других людей и поддержание социальной когниции, что необходимо для эффективного взаимодействия в группе. Дофамин также играет центральную роль в укреплении социальных связей и поддержании поведения, соответствующего групповым ожиданиям.

Режимы могут переключаться

Ещё одной из ключевых особенностей нашей модели NCIM является идея о том, что человек может переключаться между режимами в зависимости от контекста. Наш мозг гибок и адаптивен: в одних ситуациях мы можем вести себя как независимые и конкурентоспособные индивиды, а в других — активно сотрудничать и следовать групповой динамике. Это во многом происходит благодаря упомянутой ранее нейропластичности — способности мозга изменять свои структуры и функции в ответ на новые социальные и культурные вызовы.

Например, в индивидуалистической культуре мы можем чаще использовать стратегии автономии и конкуренции, но при этом, если нас поместить в коллективистскую среду, в нашем мозге начнут активироваться зоны, ответственные за конформность и коллективные действия. Это показывает, что наш мозг настроен на гибкое приспособление к культурным контекстам и может изменять свой "режим" работы в зависимости от ситуации.

Читая описания модели, вы, вероятно, заметили, что одни и те же области мозга упоминаются в разных режимах. Почему так? Это связано с тем, что мозг работает как интегрированная система – в нём функции распределены между многими зонами и зависят от их взаимодействия. Например, передняя поясная кора (ACC) может активироваться как при конфликтах между личными интересами и социальными нормами, так и при коллективных действиях.

Хотя каждая область мозга имеет свои функциональные специализации, их роль многогранна и зависит от ситуации (особенно у зон, ассоциированных с поведением). Социальные взаимодействия особенно сложны, так как они требуют одновременной работы зон, отвечающих за эмоции, когнитивный контроль и прогнозирование поведения других. Таким образом, одна и та же область мозга может участвовать в выполнении различных задач, а взаимодействие между активными зонами формирует уникальные поведенческие реакции.

Для наглядности мы составили таблицу, опираясь на результаты исследований в области культурной нейронауки. Она содержит информацию о том, какие области мозга, вероятно, отвечают за определённые функции в различных режимах NCIM. Таблицу вы можете найти на последней странице нашей статьи по ссылке. Статья в открытом доступе!

Почему это важно?

Наша статья подчеркивает, что культура — это не просто внешняя оболочка, а неотъемлемая часть нашей нейронной структуры. Понимание того, как наш мозг взаимодействует с культурными нормами, может помочь объяснить, почему люди из разных культур по-разному реагируют на одни и те же социальные стимулы. Более того, это открывает новые горизонты в области межкультурной коммуникации, помогая нам лучше понимать, как вести диалог и сотрудничать с людьми из разных культурных сред. Таким образом, культура и мозг — это две стороны одной медали, а их взаимосвязь однозначно влияет на наше поведение и восприятие мира.