Впрочем, о шпалах позже: рассказываем, как появились рельсы и как их сегодня производят
История рельсов заметно длиннее истории железной дороги. По некоторым данным, первые деревянные рельсы делали ещё в Древнем Риме. И совершенно точно уже в XVI веке такие конструкции использовались на рудниках и в шахтах.
Поиски материала
Для продления срока службы вскоре их придумали укреплять металлом, а уже в XVIII столетии — производить из него целиком. Тогда стали выпускать первые чугунные рельсы.
Чугунные дороги строили на заводах, по ним грузы было перевозить заметно проще, чем по земле. Одной из первых в России чугунок стала дорога на Александровском заводе в Петрозаводске, по ней перемещали грузы между цехами.
Совершенствование формы
Революцию в рельсовом деле совершил горный инженер Пётр Фролов. Он усовершенствовал форму рельса, сделав её выпуклой. На колёса при этом добавляли жёлоб. Это позволило заметно увеличить скорость перевозок, повысив её до 50 км/ч и даже больше.
С появлением в нашей стране железных дорог — сначала Царскосельской, затем Николаевской и других — постепенно налаживался и выпуск рельсов. Между Москвой и Санкт-Петербургом использовали новый вариант — широкоподошвенные рельсы Людиновского завода — так впервые стали применять рельсы отечественного производства наряду с зарубежными.
Лучше — тяжелее
Сначала на магистралях чаще укладывали лёгкие рельсы, но их вес увеличивался: с 20–22 кг/м он постепенно вырос до 75-77 кг/м. Тяжёлые рельсы помогают распределять давление колёс на большее количество шпал, тем самым замедляя их износ.
Менялся и материал: вместо чугуна вскоре стали использовать сталь. Например, именно её использовал на Урале Павел Демидов. Он же одним из первых применил для изготовления стали мартеновское литьё. Кстати, на большей части Транссиба укладывали именно демидовские рельсы.
Секреты производства
Сегодня для стали применяют кислородное дутьё, которое позволяет получить равномерный химический состав металла. Чтобы потом получить рельсы, сталь разливают в специальные формы и ждут, пока она застынет.
Затем заготовки вновь нагревают, придают им прямоугольную форму и отправляют в прокатный станок для вытягивания и дальнейшего формирования. После этого нарезают, выравнивают и сверлят отверстия для болтов. Охлаждённые рельсы отправляют на закалку, чтобы они стали ещё прочнее.