Рассказываем об истории старинного предприятия — Людиновского тепловозостроительного завода
Начало истории и первые рельсы
Он зародился в первой половине XVIII века как Людиновский железоделательный завод с лёгкой руки Никиты Никитича Демидова — сына основателя знаменитой династии промышленников. На предприятии плавили чугун и делали предметы из металла.
В первой половине XIX века у завода сменился хозяин и деятельность: теперь на нём изготавливали транспортные и энергетические машины, а также рельсы. Именно здесь в 1841-м сделали рельсы для Николаевской магистрали. А чуть позже стали производить пароходы.
Паровозный период
За паровозы на заводе взялись во второй половине позапрошлого столетия. Только за 11 лет предприятие выпустило больше 370 локомотивов, свыше 150 пассажирских и почти 8,5 тысяч товарных вагонов.
А ещё производили локомобили — передвижные паровые двигатели для неподвижных сельскохозяйственных установок вроде молотилок и мельниц. Их выпуск начали в XIX веке и продолжали несколько десятилетий.
Переходим на тепловозы
К своей нынешней деятельности — производству тепловозов — предприятие приступило во второй половине прошлого века. В 1958-м здесь построили первый тепловоз — ТГМ2, спроектированный на Луганском заводе.
Через год Людиновский завод спроектировал и выпустил собственный ТГМ3, а ещё через несколько лет заработал малую золотую медаль на выставке в Москве за узкоколейный ТГ16, сделанный специально для Южного Сахалина.
В 1972-м завод строил тепловозы не только для СССР, но и для Европы: во Францию поставляли ТГМ8. А в 1974-м появился ТЭМ7, до 2011 года он оставался самым мощным маневровым тепловозом на магистралях постсоветского пространства.
Наши дни
С 2007-го завод входит в холдинг "Синара — Транспортные машины". Сейчас там среди прочего выпускают тепловозы ТЭМ9 и ТЭМ14. Кроме того, готовится к выпуску магистральный грузовой 2ТЭ35А, его планируется использовать на БАМе.
Если вам интересна тема тепловозов, советуем почитать нашу статью "Тепловоз Щ-Эл-1: не первый, но определяющий" о локомотиве, который называют первым магистральным тепловозом, хотя формально он таковым не был.